• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Прелесть занятий наукой — в эйфории от процесса познания»

Елена Ноздринова

Елена окончила бакалавриат и магистратуру Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. На данный момент работает на факультете информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: доцент кафедры фундаментальной математики, научный сотрудник Лаборатории топологических методов в динамике, старший научный сотрудник Международной лаборатории динамических систем и приложений.

Елена Ноздринова считает математику делом всей своей жизни и ищет в ней красоту мироустройства и гармонию. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» она рассказала о динамических системах, нижегородской научной школе, а также о своих увлечениях, которые помогают созидать новое.

Как я стала заниматься математикой

Понимание того, что математика — дело всей жизни, у меня было всегда, но путь в науке для меня оказался тернистым и долгим. Моя карьера началась с преподавания в альма-матер, педагогическом университете. Эта деятельность всегда меня привлекала, поскольку именно в системе высшего образования, на мой взгляд, можно найти живое общение, научный диалог, горящие глаза людей, осознанно пришедших за знаниями, мотивацию и самореализацию. Параллельная работа менеджером в своем же университете позволяла мне включаться также и в административную деятельность, опыт в которой в дальнейшем очень пригодился.

Моя преподавательская карьера продолжилась в нижегородском ИГСУ РАНХиГС, где и родилась идея о необходимости расти в своей научной области посредством защиты кандидатской диссертации, которая, безусловно, является маркером высокого профессионального уровня ученого. Для меня, как и для любого преподавателя, это стало естественным этапом развития. В связи со спецификой вуза, в котором на тот момент я строила карьеру, у меня была возможность работать над диссертацией в области экономики, чтобы впоследствии защитить ее в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, но, как я уже упомянула, для меня именно математика являлась целевой областью приложения своих знаний и делом всей жизни одновременно. Это и стало причиной, по которой я приложила максимальное количество усилий для защиты диссертации в области любимой науки. Первоначально я обратилась к своему преподавателю из педагогического университета Евгению Викторовичу Жужоме. Он к тому времени уже работал в НИУ ВШЭ, где как раз открывалась профильная аспирантура. Евгений Викторович порекомендовал меня в качестве аспиранта известному ученому мирового уровня Ольге Витальевне Починке, которая впоследствии и стала моим бессменным научным руководителем и наставником. Мы с Ольгой Витальевной до сих пор с теплотой и улыбкой вспоминаем наше знакомство. Я к тому моменту окончила университет несколько лет назад и в скором времени должна была родить дочку. Но сказала Ольге Витальевне, что люблю математику и готова приложить все силы и поступить в аспирантуру именно по этой специальности. Наверное, Ольга Витальевна увидела блеск в моих глазах и оценила уровень работоспособности, поскольку начала заниматься со мной для поступления.

До сих пор вспоминаю, как приезжала к Ольге Витальевне на целый день, оставляла ребенка с ее дочкой, и мы готовились к поступлению. Я помню, как гуляла с коляской и не выпускала из рук материалы для подготовки — все время что-то учила

Мои усилия были вознаграждены: я поступила в аспирантуру, успешно ее окончила и в 2021 году защитила диссертацию «О классах устойчивой изотопической связности градиентно-подобных диффеоморфизмов поверхностей».

Я хочу особо подчеркнуть, что вклад Ольги Витальевны в мое научное развитие и профессиональный успех огромен. Это женщина с фантастической энергией. Она кумулирует эту энергию вокруг себя, генерирует огромное количество новых идей и всегда поддерживает начинания коллег. Этот настрой поражает и заражает одновременно. Находясь рядом с Ольгой Витальевной, невозможно не быть такой же активной и целеустремленной. У меня уже есть и свои ученики, с которыми я постоянно занимаюсь, никогда не оставляя их наедине с нерешенной научной задачей и поддерживая тем самым заложенные руководителем традиции.

Научная проблема, или Что я исследую

Я изучаю динамические системы. Динамическая система — это любой объект или процесс, моделирующий реальные физические, химические, биологические, экономические реалии, который характеризуется своим начальным состоянием и законом, по которому система осуществляет переход из начального состояния в некоторое иное.

Математическим объектом, описывающим данный закон, может быть система дифференциальных уравнений. Однако редко получается выразить решение дифференциального уравнения в явном виде с помощью формулы. Использование современных компьютерных вычислений, конечно, дает приближенное решение дифференциальных уравнений на конечном временном отрезке, но это не позволяет понять поведение фазовых траекторий в целом. Поэтому важную роль приобретают методы качественного исследования дифференциальных уравнений, которыми я и занимаюсь.

Фото: Екатерина Васина

Ответ на вопрос о том, какие режимы поведения могут устанавливаться в данной системе, можно получить из так называемого фазового портрета системы — совокупности всех ее траекторий, изображенных в фазовом пространстве. Среди всех траекторий выделяется некоторое число основных, которые и определяют качественные свойства системы. К ним относятся точки равновесия, отвечающие стационарным режимам системы, и замкнутые траектории (предельные циклы), отвечающие режимам периодических колебаний. Об устойчивости режима можно судить по поведению соседних траекторий: устойчивое равновесие или цикл притягивает все близкие траектории, неустойчивое — отталкивает хотя бы некоторые из них. Таким образом, фазовое пространство, разбитое на траектории, дает портрет динамической системы.

Практическое применение и перспективы моей работы

В силу того, что динамические системы фактически описывают все процессы мира вокруг нас, потенциальная сфера их применения огромна. У динамических систем много разных ответвлений, узких направлений, для их интерпретации используется множество топологических методов (топология — это современная геометрия, которая исследует объекты в точности до непрерывной деформации), поскольку динамические системы могут быть заданы на разного рода поверхностях. Тем не менее для применения этого объекта фундаментальной математики на практике необходима его разработка в первую очередь в теоретическом аспекте, которым я и занимаюсь. Я изучаю такие структурно устойчивые динамические системы, которые при малых шевелениях (добавках в уравнение) качественно не меняют своих свойств. В круг моих профессиональных интересов не входит непосредственное внедрение динамических систем в практическую деятельность. Это, в свою очередь, дает возможность изучать объект в чистом виде, как нечто олицетворяющее гармонию, позволяет любоваться его красотой. В таком подходе, наверное, и есть вся прелесть занятий наукой — испытывать эйфорию от процесса познания. Если ты хоть раз испытал удовлетворение от того, что ты что-то понял, решил задачу, — это истинное удовольствие в чистом виде, остановиться невозможно. Тебе хочется большего. Это приводит к поискам необычного материала, сложных фактов, новых объектов и задач.

На мой взгляд, важно понимать, что теоретическая наука должна опережать практическое ее применение. Яркий тому пример — теория графов, зародившаяся почти 300 лет назад, во времена, когда еще не было IT-отрасли, компьютеров и интернета. Эта теория возникла как отдельная область, развивалась и только впоследствии нашла свою реализацию на практике. Сейчас про графы знают со школьной скамьи, сфера их практического использования очень обширна. Мне кажется, что разработки в области динамических систем вполне могут повторить успех теории графов в будущем. Я надеюсь, что мои успехи не ограничатся защитой диссертации, я, конечно, планирую продолжить изыскания и добиться новых результатов в своей сфере, поскольку мысль никогда не стоит на месте, она непрерывна, нужно только ее поймать и оформить в научную работу, которую смогут прочесть коллеги и потомки. Ты получаешь результат в одном классе — и у тебя появляются новые задачи, часто связанные с другой областью. Например, ты понимаешь, как это устроено для диффеоморфизмов, но уже думаешь о потоках… Так все время хочется исследовать что-то глубже и объемнее.

О чем я мечтаю

«Мечты становятся реальностью, когда мысли превращаются в действия» — Макс Фрай. Я очень хотела бы стать достойным представителем своей научной школы: я хочу, чтобы через 200–300 лет мои исследования не потеряли актуальности и нашли применение. Также я мечтаю заразить любовью к математике максимальное количество людей. Мне хочется развивать ее, читать научно-популярные лекции школьникам, поддерживать живой интерес у своих студентов. Мне хочется сделать так, чтобы следующие поколения любили математику так же искренне, как люблю ее я.

Фото: Екатерина Васина

Нижегородская научная математическая школа

В движении к своей цели мне, конечно, всегда и очень во многом помогают коллеги, представители нижегородской научной математической школы, основанной Александром Александровичем Андроновым в 30-е годы прошлого века на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского и концентрирующейся на разработках проблем динамических систем. Александр Андронов ушел из жизни в возрасте 51 года, но дело его продолжили ученики и коллеги: Евгения Александровна Леонтович-Андронова, Николай Николаевич Баутин, Дмитрий Андреевич Гудков, Юрий Исаакович Неймарк и другие. В результате их деятельности сформировалась классическая модель работы научной школы: до сих пор существует традиция проведения научных семинаров, которые являются платформой для живого взаимодействия, обсуждения новейшей литературы и современных трендов в математике. Именно такое взаимодействие создало условия для тесного сотрудничества учеников и наставников. Я плотно работаю с научным руководителем: каждый день — звонки и встречи, обсуждение материала в живом диалоге. Рядом всегда коллеги и друзья. У нас очень большое математическое сообщество. Это дает возможность не только решать задачи самостоятельно, но и пользоваться поддержкой коллег. Даже если вы решаете задачи из разных сфер математики, то общение всегда помогает продвижению научной мысли для каждой из сторон коммуникации.

Я действительно считаю такое взаимодействие крайне важным: наверное, если бы тебя изолировали и вынудили решать задачу только своими силами, это было бы значительно менее эффективно и привело бы скорее к депрессии, чем к положительному результату. Благодаря активному общению со всеми стратами научного сообщества, от старшего поколения до учеников, мы много берем друг от друга, многому учимся друг у друга. Именно поэтому я и оказалась в Вышке: я пришла за людьми. Этот вуз мне кажется фантастической страной для ученых с точки зрения созданных условий.

Математика формирует наше мышление. После нее гораздо проще осваивать любые дисциплины.

Математиками не становятся ради высокой зарплаты. Математика требует очень много времени. Нелюбимому делу невозможно так себя отдавать. Все свободное время ученый-математик читает, пишет, решает. Когда ты занимаешься бытом, домом, семьей, твои мысли тоже заняты математикой. Решение задачи, над которой ты размышлял весь день, может прийти, когда ты, например, готовишь ужин. Это связано с уровнем концентрации внимания: когда мы сосредоточены на задаче, решение может ускользать, но стоит расслабиться, переключиться, и решение придет само.

Математика — это красота, точность, бесспорная истина. Одна из немногих наук, которая с развитием не претерпевала сильных изменений: даже революционные открытия не зачеркивают прошлые знания. Примером такого открытия может служить геометрия Лобачевского.

С кем из ученых я хотела бы встретиться

Действующее научное сообщество сейчас всегда открыто для коммуникации: если ты задашь ученому вопросы по его работе, то обязательно получишь на них ответы. При этом общение с любыми учеными мирового уровня доставляет удовольствие, поскольку ты каждый раз поражаешься объему их памяти, их мышлению. Тем ценнее было бы иметь возможность вступить в коммуникацию с учеными прошлого. Так, мне очень интересно было бы встретиться с Анри Пуанкаре, чью гипотезу доказал Григорий Перельман. Это единственная из семи задач тысячелетия, определенных Математическим институтом Клэя в 2000 году, которая уже решена.

Мое отношение к понятию «выгорание»

Размышляя над темой выгорания, я понимаю, что сама с выгоранием ни разу не сталкивалась. Я очень заряжаюсь от работы. А лучший отдых для меня — это смена деятельности. Я не склонна к прокрастинации, проводить время праздным образом — это не мое.

Для плодотворной работы необходима смена деятельности. Возможность пообщаться со своими коллегами и студентами в неофициальной обстановке — один из способов такую смену организовать. Так, я с коллегами уже много лет хожу в походы, сплавляюсь на байдарках. Еще одной возможностью передать знания, безусловно, является общение с дочкой. Во время такого времяпрепровождения возвращаются увлечения из детства — вышивание, плетение фенечек из бисера. Все это помогает гармонично распределять ресурсы своего организма и быть всегда в тонусе.

Что интересного я недавно прочла

Книга — лучший отдых. Из последних прочитанных произведений я бы отметила книгу Дика Свааба «Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера». В ней рассказывается о том, как в мозге возникают нейронные связи, какие предрасположенности есть у человека с рождения, что на гормональном уровне означают наши чувства и эмоции — влюбленность, грусть, радость.

Фото: Екатерина Васина

Из художественной литературы вспоминается роман Донны Тартт «Щегол». Особый интерес в этом произведении вызвал у меня слог автора. Для меня важно, чтобы книга была написана стройным и одновременно понятным языком, поскольку я люблю читать запоем, когда чтение книги сродни просмотру длинного фильма. Мое внимание также привлекло то, что в романе много аллюзий на русскую классическую литературу, прецедентных феноменов. Это делает «Щегла» особенно интересным для русскоязычного читателя. А еще в книге затрагивается тема отцов и детей, крайне актуальная, если у тебя есть ребенок.

Совет начинающим математикам

Я уверена, что в науке не бывает глупых вопросов. Часто проблема молодых ученых заключается в том, что они боятся спросить, потому что им кажется, что все вокруг все понимают.  Наша научная школа учит: самое важное в науке — понимание того, что ты делаешь. Лучше получить малую часть информации, но понять и пропустить ее через себя, чем, например, прослушать весь доклад, не имея системы координат, поскольку упустил базовую информацию в самом его начале.

Любимое место в Нижнем Новгороде

Я очень люблю свой родной город: наблюдать закаты на набережной, пить кофе, общаться с друзьями, прогуливаясь по пешеходным улицам. Но самым родным местом для меня является дом бабушки и дедушки: в нем и спится слаще, и всегда ждут вкусные пироги. Именно там я впервые соприкоснулась с наукой. Мой дедушка, Борис Владимирович Чубиков, был кандидатом технических наук, лауреатом Ленинской премии и директором Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Я часто наблюдала за тем, как в кабинете он работает над чертежами. В доме постоянно бывали дедушкины коллеги, в том числе иностранные. Я всегда с упоением слушала его впечатления о командировках в разные страны (по работе он посетил более 25 стран), песни под гитару, интересные рассказы. Он всегда готов был удовлетворить любое мое детское любопытство, и мы вместе изучали большое количество книг в поисках ответов на мои вопросы.