• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ будет готовить специалистов по инвестициям в человеческий капитал

Игорь Слоев, академический руководитель программы «Экономика и управление образованием»

Игорь Слоев, академический руководитель программы «Экономика и управление образованием»
© Михаил Дмитриев

Институт образования ВШЭ открывает новую магистерскую программу «Экономика и управление образованием», выпускники которой смогут оценивать эффективность образовательных программ и целесообразность инвестиций в образование. Спрос на таких специалистов есть и у государства, и у бизнеса.

В XXI веке ключевую роль в развитии глобальной экономики играет человеческий капитал, оказывающий существенное влияние и на технический прогресс, и на экономический рост. В свою очередь, качество человеческого капитала в той или иной стране напрямую зависит от качества ее системы образования. Как отмечает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, Россия опережает страны своей доходной группы по уровню развития образования — это такой же ресурс, каким в последние годы была нефть, и он должен стать ключевым фактором развития страны.

Для решения этой задачи необходим не только дальнейший рост государственного финансирования. Нужно грамотно определять направления инвестиций в образование, и это касается как государственных вложений, так и частных — средств бизнеса и средств семей. В этой ситуации растет спрос на специалистов, способных оценивать целесообразность и эффективность вложений средств в образование, в развитие человеческого капитала. Такие специалисты нужны и в органах власти разных уровней, и в корпорациях, и в учебных заведениях.

Отличная от других

Институт образования ВШЭ берется за подготовку специалистов по инвестициям в человеческий капитал впервые в России. Несмотря на кажущееся вполне привычным название программы, ее аналогов нет ни в одном другом отечественном вузе. Аналогов нет и в Высшей школе экономике — магистерские программы Института образования с, казалось бы, похожими названиями занимают другую нишу. Так, программа «Управление образованием» готовит руководителей для системы общего образования, а «Управление в высшем образовании» — для высшей школы. В обоих случаях речь идет о подготовке профессиональных менеджеров со знанием специфики образовательной сферы.

А студентов магистерской программы «Экономика и управление образованием» планируют готовить для другой работы. Они смогут стать экспертами, анализирующими эффективность вложения средств в сфере образования, в том числе в конкретные учебные заведения и образовательные программы, или управленцами, принимающими соответствующие решения, рассказывает академический руководитель программы Игорь Слоев.

У программы «Экономика и управление образованием» есть зарубежные аналоги.

Наиболее близкие по содержанию программы — Master of Arts in Economics and Education (ECON) в Педагогическом колледже Колумбийского университета и Master of Arts in Economics and Education Policy Analysis в Университете Баффало (США). В отличие от программ российских вузов по направлению «Государственное и муниципальное управление» их учебные планы включают микроэкономику, эконометрику и экономику образования. Это позволяет не только формировать у выпускников исследовательские и аналитические компетенции, но и в дальнейшем обеспечивать доказательность принимаемых ими решений. Примечательно, что в обоих американских университетах эти программы считаются «пионерскими» — их содержание инновационно, и появились они недавно в ответ на вызовы времени.

Чему будут учить?

Как и в американских университетах, студенты программы «Экономика и управление образованием» будут изучать, прежде всего, экономические и управленческие дисциплины: микроэкономику, теорию и механизмы современного государственного управления, экономику общественного сектора и прикладную эконометрику.

Курсы по выбору будут посвящены в основном образовательной тематике, причем не только управлению в образовании, но и праву, финансам, конкуренции, международным исследованиям, количественным и качественным методам оценки программ и проектов.

Студенты должны будут также выбрать онлайн-дисциплины и курсы из общеуниверситетского пула. Как и на любой магистерской программе ВШЭ, предусмотрена научно-исследовательская практика и научно-исследовательский семинар.

Прикладные проекты

Поскольку программа «Экономика и управление образованием» будет готовить студентов к решению практических задач, связанных с оценкой инвестиций в образование, за два года учебы студенты должны приобрести навыки решения таких задач.

Для этого, в частности, запланированы совместные проекты с крупными корпорациями, которые организуют обучение своего персонала и им для этого нужно получить ответы о целесообразности и эффективности инвестиций в человеческий капитал. «Дать эти ответы гораздо сложнее, чем оценить эффективность инвестиций, например, на бирже при всей их непредсказуемости, — отмечает Игорь Слоев. — Человека отправили учиться, потратили на учебу деньги, и наши студенты должны не просто определить, какие знания, умения и навыки у него появились, но оценить отдачу от обучения для его работодателя — представить расчеты и описать экономические эффекты».

Еще пример возможного прикладного проекта — анализ эффективности стипендий, которые выделяет тот или иной благотворительный фонд студентам на учебу или в качестве поощрения за высокие образовательные результаты. «Было бы интересно проанализировать, как учатся стипендиаты фонда, как в дальнейшем складывается их карьера, а затем сравнить их с теми, кто учился по тем же программам, но стипендии не получал, — продолжает Игорь Слоев. — Понятно, что в таких случаях судьба человека во многом зависит от личных обстоятельств, но при наличии представительной выборки можно сделать и объективные выводы».

Возможны также совместные проекты и с органами государственной власти.

Где работать?

Выпускники программы «Экономика и управление образованием» смогут работать во властных структурах — федеральных и региональных министерствах, у которых есть подведомственные учебные заведения. Государство сейчас остается главным игроком и инвестором на образовательном рынке, и вопрос о приоритетах финансирования, эффективности вложений перед органами исполнительной власти стоит очень остро. В числе потенциальных работодателей выпускников программы — Минобрнауки, Минэкономразвития и Минфин России.

Еще одна возможность трудоустройства — в образовательных организациях, прежде всего в динамично развивающихся вузах, где постоянно открываются новые образовательные программы. Там необходимы специалисты, умеющие оценивать целесообразность открытия новых программ для самого вуза, их актуальность для государства и бизнеса, а также прогнозировать спрос со стороны абитуриентов на бюджетные и платные места. Они смогут объективно анализировать ситуацию в университете, давать рекомендации руководству.

И, наконец, спрос на выпускников программы будет предъявлять корпоративный сектор — компании, организующие обучение сотрудников, банки, выдающие образовательные кредиты, а также благотворительные фонды, занимающиеся поддержкой образования.

«Во многих случаях наши выпускники программы смогут рассчитывать на быстрый карьерный рост, — убежден Игорь Слоев. — Например, при устройстве на работу в вузы они будут готовы к принятию решений, которые обычно находятся в ведении руководителей уровня проректора. Кроме того, они сами смогут преподавать дисциплины, связанные с экономикой и управлением образованием».

Кого ждут на программе?

На программу «Экономика и управление образованием» можно поступать с любым бакалаврским образованием.

«Очевидно, программа заинтересует выпускников бакалавриатов самых разных вузов по экономике, социологии, статистике и другим направлениям — тех, кто умеет строить модели, разбирается в эконометрике. Особенно приветствуется умение работать с данными», — говорит Игорь Слоев.

Если предыдущее образование абитуриентов не было связано с точными науками и построением экономических моделей, — например, на программу наверняка захотят поступать выпускники педагогических вузов, — то в первом семестре они должны будут изучить адаптивные курсы — макро- и микроэкономику, а также математику для экономистов. И, конечно, у каждого абитуриента остается возможность самостоятельной подготовки — изучения онлайн-курсов на образовательных онлайн-платформах и освоения научной литературы по теме программы.

Программа «Экономика и управление образованием» — очная, предусмотрено 20 бюджетных мест, 10 платных мест и 3 платных места для иностранцев. Отбор по результатам конкурса портфолио.

3 марта на программе пройдет день открытых дверей

Вам также может быть интересно:

Сетевая программа Инобра ВШЭ станет моделью для Тихоокеанского университета

В Тихоокеанском государственном университете начались занятия на магистерской программе «Управление образованием», выпускники которой смогут получить два диплома — и своего вуза, и Вышки. Это уже вторая сетевая программа, построенная по модели и при участии управленческой магистратуры Института образования ВШЭ, но в силу специфики регионов каждая «франшиза» получается уникальной и решает свои задачи.

Четыре выпускника магистратуры ВШЭ взялись за изменение отдельно взятой школы

Директор и три заместителя директора школы № 777 Рязанского района Москвы в 2016 году окончили магистерскую программу «Управление образованием». Они пришли на программу независимо друг от друга из разных школ и даже городов, а во время учебы объединились в одну команду. Сегодня они используют в работе полученные в университете знания и продолжают с ним сотрудничать в рамках совместных образовательных проектов.

Директора школ стали лучше разбираться в проблемах школьной экономики

Еще недавно едва ли не все российские директора школ считали себя исключительно педагогами и категорически не хотели иметь дела с финансами. Магистерская программа ВШЭ «Управление образованием», набор на которую продолжается до 15 сентября, должна помочь им изменить свой взгляд. Руководитель Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина рассказывает о методике обучения слушателей этой программы.

Управление образованием и социальное проектирование

В Нижегородском кампусе ВШЭ в этом учебном году стартовал совместный с Корнелльским университетом (США) проект «Исследование проблем моногородов и разработка рекомендаций для их решения на примере г. Выкса, Нижегородская область». Об этом рассказывает руководитель магистерской программы «Управление образованием» Татьяна Потапова.

Управление образованием: секреты эффективного менеджмента

Магистерская программа «Управление образованием» существует в Высшей школе экономики уже третий год. В этом году дипломы получили первые выпускники программы. О том, для кого создана программа и чему на ней учат, рассказал ее руководитель Анатолий Каспржак.

Сайты органов управления образованием: не все для людей

26 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Анализ прозрачности сайтов органов управления образованием представили Татьяна Мерцалова, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ, и Наталья Тюрина, заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости.

Проектирование современного обучения

В следующем учебном году в рамках магистерской программы «Управление в высшем образовании» открывается новая специализация «Проектирование современного обучения». Об особенностях программы, ее задачах и перспективах рассказывают руководитель специализации Олег Подольский и руководитель магистерской программы Кирилл Зиньковский.

«Нужно бежать как минимум вдвое быстрее»

О стартовавшей недавно в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ магистерской программе «Управление образованием» рассказывает ее руководитель, заведующая кафедрой институциональной экономики филиала Наталья Заиченко.

Основы управления в академической среде

С 10 по 13 июня состоялся выездной семинар для молодых и перспективных сотрудников ВШЭ, вовлеченных в административную деятельность университета. В семинаре  приняли участие представители Вышки из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Перми.