Проектируя будущее университетов
24 октября в Высшей школе экономики состоялось открытие новой магистерской программы «Управление в высшем образовании». С лекциями перед слушателями выступили заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Видеозаписи:
- Открытие магистерской программы «Управление в высшем образовании»
- Выступление Я. Кузьминова
- Выступление И. Реморенко
Ирина Абанкина |
Выступление Ярослава Кузьминова было посвящено оценке ситуации и возможным изменениям в сфере высшего образования. Как известно, Россия имеет один из самых высоких показателей вовлеченности население в образование — 85 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет получают или собираются получать высшее образование. Доступность высшего образования можно было бы считать достоинством системы, если бы оборотной стороной этого явления не стало падения качества образования. Сегодня около 40 процентов абитуриентов, поступающие на очные бюджетные места, по профильным предметам имеют меньше 55 баллов из 100 — то есть «тройки».
В вуз идут, чтобы получить диплом, а не само образование, часто не связывая свою карьеру с профессией, которой обучаются. Это подтверждает ранний выход студентов на работу — подчас не по профессии. Согласно исследованиям ВШЭ, в конце второго — начале третьего курса две трети студентов бюджетного очного обучения уже работают. Средний показатель времени, которое проводят студенты на работе, — 22 часа в неделю. Естественно, что серьезно учиться при такой занятости едва ли возможно: привычным и не вызывающим удивление стало «молчаливое соглашение, когда одни делают вид, что учат профессии, получая за это деньги от государства, а другие делают вид, что учатся этой профессии».
Возможным решением проблемы низкого качества образования иногда считают сокращение набора в вузы. Однако, по мнению Ярослава Кузьминова, эта идея нереализуема: «Никому в мире еще не удавалось опустить уровень образовательных притязаний людей». Вместо этого правильнее было бы развивать прикладной бакалавриат, который включает в себя два года вузовской подготовки и полгода, восемь месяцев или год — в зависимости от профессии — узкоспециализированной профессиональной подготовки: «Смысл прикладного бакалавриата в том, чтобы подхватить человека, который взял от вуза все, что хотел, в тот момент, когда он перестает учиться».
Ярослав Кузьминов |
Ситуация же, когда все остается как есть, таит в себе ряд опасностей — прежде всего, рост социального напряжения. Дело в том, что люди, получившие образование, определяют для себя секторы занятости, где они готовы и не готовы работать, — как правило, готовы к так называемой «чистой работе», основанной на коммуникациях, и не готовы заниматься тяжелым монотонным трудом. При этом у них сформированы высокие зарплатные ожидания, которые уже сейчас не оправдываются. Так, выпускник среднего московского вуза, как правило, может рассчитывать на зарплату 20 тысяч рублей, а водитель троллейбуса в столице получает около 50 тысяч рублей.
Уже через пять лет мы почувствуем значительное социальное давление людей, окончивших вузы, у которых сформированы высокие зарплатные предпочтения, но которые не обладают достаточной профессиональной квалификацией, чтобы выйти на желаемый уровень оплаты труда. «Сейчас такого рода зазор порядка 5-7 процентов рынка труда — порядка 4 миллионов человек. К концу 2020 года это может быть 10-12 миллионов людей, которые сконцентрированы в городах, — пояснил Ярослав Кузьминов. — Это социально и политически неприятная ситуация. В конечном счете это очень похоже на то, что мы сейчас наблюдаем в арабском мире. Там революции совершены не мусульманскими экстремистами, а людьми, получившими диплом о высшем образовании и торговавшими на улице тапочками».
Один из вопросов, прозвучавших после лекции, касался перспектив разделения вузов — на «вузы-техникумы» и «настоящие вузы». Как пояснил Ярослав Кузьминов, во всем мире есть teaching и research universities — «и у нас они должны быть»: teaching universities в основном выпускают людей, готовых квалифицировано исполнять регламент, а research universities — тех, кто эти регламенты создает. «Переход к прикладному бакалавриату означает, что мы просто даем людям опцию стать квалифицированными работниками, если они уже получили от университета все, что они хотели. Я не считаю, что должен быть отдельный прием на прикладной бакалавриат. Это опция, которая должна каждому человеку предлагать выбор, и каждый должен иметь право на продолжение академической карьеры. В любой момент человек должен иметь возможность вернуться на обучение».
Игорь Реморенко |
Одна из таких тенденций — заметный рост количества вузов в 1990-е годы, который произошел в основном за счет увеличения числа негосударственных вузов. С 1993 по 2009 год их количество выросло с 78 до 452, тогда как число государственных вузов за этот же период увеличилось с 548 до 662. В связи с этим дискуссию вызывает вопрос сокращения числа вузов — есть ли такие планы у Минобрнауки и сколько в конечном счете вузов останется?
По мнению замминистра, какие-либо искусственные меры по закрытию ряда вузов особо и не нужны: «Демография все сделает за нас». Демографический провал уже начался: в этом году в вузы пришли дети, родившиеся в 1993 году, в следующем году — 1994 года рождения, и это «те самые годы, когда рождаемость была крайне низкой». По расчетам Минобрнауки, уже к 2015 году число студентов сократится почти вдвое — до 4 миллионов (сейчас — около 7 миллионов). «В рамках этого сокращения тот внебюджетный сектор, который есть сегодня, просто перестанет существовать ввиду того, что все желающие пойдут только в государственные вузы. Поэтому каких-либо искусственных революционных мер по поводу сокращения предпринимать нет необходимости».
Кроме того, Игорь Реморенко остановился на мерах, которые Минобрнауки принимает для решения проблемы оторванности системы образования от производственного сектора и сферы науки (еще с советских времен сектор исследований и разработок развивался независимо от сектора профессионального образования). К числу таких мер относится оптимизация сети вузов — выделение ведущих (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет), федеральных и национальных исследовательских университетов, а также ряд министерских программ и конкурсов — программы кооперации вузов и предприятий, развития инновационной инфраструктуры, мегагрантов. Победители таких конкурсов, лидеры подобных программ — около 100 вузов — составляют ядро российской высшей школы. Именно они, по мнению Игоря Реморенко, способны наиболее активно работать, получать государственные инвестиции, хороший норматив на студентов, улучшая свой потенциал и дальше.
Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты БензорукаВам также может быть интересно:
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.
Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования
В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».