• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практическая подготовка

Практическая подготовка на образовательной программе “Христианский Восток” представляет из себя комплекс различных видов студенческой деятельности, которые позволяют на практике применить полученные теоретические знания и обрести всестороннее представление о будущей профессии. Проектная деятельность направлена на развитие конкретных, прикладных навыков, применив которые в работе, студенты уже во время учебы способны подготовить законченные и имеющие научную ценность проекты, публикации и каталоги. Профессиональная и учебная практика знакомит студента с научными коллекциями и непосредственной работой их коллег по специальности. Такие элементы практической подготовки, как курсовая работа и выпускная квалификационная работа способствую формированию, закреплению и развитию практических навыков, таких, как перевод, анализ и комментирование текста, работа с источниками, и пр.

Программа практики включает в себя описание элементов учебного плана образовательной программы, организованных в форме практической подготовки и сгруппированных в модуле «Практика» учебного плана.

Практическая подготовка в НИУ ВШЭ регулируется 
Положением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (DOCX, 67 Кб) (Приказ о введении в действие: 6.18.1-01/130721-7 от 13.07.2021)

Приложения к Положению о практической подготовке (RAR, 295 Кб) 

Общие сведения о всех элементах практической подготовки:

Курс

Вид практики

Тип практики

 

Признак

Объем в з.е. на 1 студ.

Объем в ак.часах на 1 студ.

Период реализации

1, 2

Проектная

Проект

По выбору

4, 4

152, 152

2021-2022; 2022-2023 уч.гг.

2

Профессиональная

Научно-исследовательская

Обязательная

2

76

2022-2023 уч.гг.

3

Научно-исследовательская

Курсовая работа

Обязательная

2

76

2023-2024 уч.гг.

4

Научно-исследовательская

Курсовая работа

Обязательная

3

114

2024-2025 уч.гг.

5

Проектная

Проект

По выбору

5

190

2025-2026 уч.гг.

5

Профессиональная

Преддипломная практика

Обязательная

3

114

2025-2026 уч.гг.

5

Научно-исследовательская

Подготовка ВКР

Обязательная

8

304

2025-2026 уч.гг.

Содержание элементов практической подготовки:

Проект   Курсовая работа   Выпускная квалификационная работа   Профессиональная практика

Проект 

Цель, задачи, пререквизиты:

Запись на проекты происходит через сервис Ярмарка проектов. Студенты могут записываться как на проекты, связанные со специализацией их образовательной программы, так и на любые другие интересующие их проекты. 

Главная цель проектной деятельности – овладение знаниями о христианских культурах Востока; умениями использовать их в прикладном аспекте. Это включает в себя следующие задачи: 

  • формирование навыка использования современных электронных корпусов, необходимых для научно-исследовательской работы; 
  • формирование способности создавать тексты, отражающие результаты научно-исследовательской работы; 
  • овладение навыками полевой работы в современных сообществах Ближнего Востока и диаспоры 
  • применение знаний для использования баз данных, библиографии по всем изученным восточнохристианским культурам (классической сирийской, арабской, эфиопской, коптской, грузинской, арамянской), электронные словари и другие ИКТ в процессе обработки текстов и подготовки их к публикации 

Даты точек контроля 

Проектные работы проводятся на 1-м, 2-м и 5-м курсах. 

В начале модуля происходит выбор проекта. На протяжении всего модуля студент работает вместе с преподавателем над выбранным проектом, по завершении учебного периода выставляются оценки.  

Содержание, особенности освоения:

Проектная работа может принимать следующие формы: подготовка учебных материалов (глоссария к определенному тексту или собранию текстов, грамматического справочника, терминологического глоссария); перевод источника, создание филологического комментария к его тексту; участие в научных проектах  НИУ ВШЭ и других организаций; участие в международных конкурсах и грантах, школах (организуемых как НИУ ВШЭ, так и другими российскими и зарубежными учреждениями и организациями). Студенты могут участвовать и в разработке информационных ресурсов лингвистической, исторической и общегуманитарной направленности, в частности: 

— языковых корпусов: http://cal.huc.edu/ (крупнейшая база данных по сравнительной арамейской лексикографии с возможностью поиска по корпусу, постоянно пополняемая новыми текстами); 

— библиографических баз данных: http://syri.ac/ (постоянно обновляемый каталог сирийских авторов с исчерпывающей библиографией по ним). 

Студенты могут предлагать и собственные исследовательские проекты, участвуя в семинарах Московского арамеистического кружка ВШЭ (https://iocs.hse.ru/mcas). Участники МАК исследуют древние и современные арамейские языки, публикуют свои результаты в высокорейтинговых международных журналах. Силами МАК создаются базы данных, в работе над которыми могут участвовать и студенты: http://neo-aramaic.web-corpora.net (база данных, содержащая тексты на христианском урмийском арамейском и туройо), https://evb0110.github.io/Maalula/maalula.html (база данных, содержащая тексты на современном западноарамейском языке). Кроме того, эти базы данных дадут студентам новые возможности для написания аналитических работ в рамках их проектной деятельности. 

В рамках проектной деятельности студенты будут участвовать и в экспедициях ученых ИКВИА на Ближний Восток, цель которых – комплексная документация современных бесписьменных арамейских языков, изучение фольклора и традиционной материальной культуры арамейских и арабских сообществ Ближнего Востока. 

Важной составляющей частью проектной деятельности, направленной на формирование социально-личностных компетенций, является участие студентов в волонтерском движении, социальных проектах, реализуемых как НИУ ВШЭ, так и другими организациями и учреждениями. 

Преподаватели образовательной программы «Христианский Восток» участвуют в следующих регулярно проводимых международных конференциях, связанных с тематикой программы: 

— Symposium Syriacum 

— Deutscher Syrologentag; 

— Neo-Aramaic Languages across Space and Time; 

конференция Международной ассоциации по сравнительному семитскому языкознанию (International Association for Comparative Semitics). 

Участие студентов в этих мероприятиях в качестве слушателей приветствуется и поощряется.  У студентов старших курсов есть возможность выступить с докладом на конференциях “Neo-Aramaic Languages across Space and Time” и “Deutscher Syrologentag.”

Оценивание и отчетность:

Оценивание производится в соответствии с видом проекта и предпочтениями преподавателя. Возможные формы отчетности: научная публикация, издание текста, результаты полевой работы, экземенационный лист, выступление на конференции или на семинаре.

Ресурсы 

Языковыe корпусa: 

http://cal.huc.edu/index.html 

https://simtho.bethmardutho.org/bonito/run.cgi/first_form?fbclid=IwAR1ps_l-2CAKUgjd8H2jqrKnbkEHPTZBlcCdybrZj-lfHx8Yi12cYoHcHBk 

http://sed-online.ru/ 

http://neo-aramaic.web-corpora.net 

— Hill Museum and Manuscript Library: http://hmml.org/ 

— Аудио и видео лекции ИКВИА: https://iocs.hse.ru/vao 

— Аудио и видео лекции научно-популярных ресурсов: https://arzamas.academy/ https://postnauka.ru/ 

— Библиографические списки, выдаваемые на каждой учебной дисциплине. 

Материально-техническое обеспечение ЭПП отражается в договорах на проведение практической подготовки с отдельными организациями. Указанное материально-техническое обеспечение должно удовлетворять действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении работ.

Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер:

В условиях ограничительных или иных мер практика будет осуществляться с применением дистанционных технологий, в т.ч. платформ Zoom, Skype, Coursera и др. 

 Курсовая работа

Цель, задачи, пререквизиты:

Основная цель написания курсовой работы — овладение навыками научно-исследовательской работы в сфере изучения христианских культур Востока. Она включает в себя следующие задачи: 

  • овладение навыками научно-исследовательской деятельности: поиск и анализ научных текстов по выбранной теме, структурирование полученной информации;  
  • формирование назыка использования современных электронных корпусов, необходимых для научно-исследовательской работы; 
  • формирование способности создавать тексты, отражающие результаты научно-исследовательской работы. 

Даты точек контроля: 

  • Внесение заявок – предложений тем курсовых работ и ВКР в ЭИОС НИУ ВШЭ – 10 сентября до 10 ноября текущего учебного года. 
  • Предоставление плана курсовой работы руководителю – Не позднее 25 декабря текущего учебного года. 
  • Предоставление первого варианта курсовой работы руководителю (предзащита) – не позднее, чем за месяц до защиты. 
  • Представление итогового текста курсовой работы, загрузка ВКР в систему «Антиплагиат» – Не позднее, чем за 10 дней до даты защиты курсовой работы.

Данный элемент практической подготовки осуществляется в НИУ ВШЭ, а также в библиотеках, при необходимости – в иных учебных и научных учреждениях или в процессе полевых исследований – в зависимости от темы КР.

КР оценивается научным руководителем в сотрудничестве с научными оппонентами. Оценка зависит от качества курсовой работы и от работы студента под руководством научного руководителя. Детальные критерии оценивания изложены в Методических рекомендациях к подготовке курсовой работы (DOCX, 43 Кб) 

Шаблон оформления титульного листа курсовой работы (DOCX, 17 Кб) 

Шаблон отзыва руководителя на КР (DOCX, 18 Кб) 

Шаблон задания по элементу практической подготовки (DOCX, 27 Кб) 


Содержание, особенности освоения:

Порядок подготовки и защиты курсовой работы студентами реализуется согласно Порядку оформления курсовых и выпускных квалификационных работ НИУ ВШЭ (приложение 8 к Положению о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»).

Оценивание и отчетность:

В соответствии с установленными правилами оценивание работы может проходить в 2-х формах на усмотрение преподавателя: 

  • руководитель проверяет работу, выставляет оценку в экзаменационную ведомость и доводит ее до сведения студента; 
  • организуется обязательная защита работы студентом. 

Формы отчетности: работа студента, выполненная в письменном виде, устный доклад с презентацией, экзаменационная ведомость, протоколы защиты курсовой.

 Ресурсы:

Языковыe корпусa: 

http://cal.huc.edu/index.html 

https://simtho.bethmardutho.org/bonito/run.cgi/first_form?fbclid=IwAR1ps_l-2CAKUgjd8H2jqrKnbkEHPTZBlcCdybrZj-lfHx8Yi12cYoHcHBk 

http://sed-online.ru/ 

http://neo-aramaic.web-corpora.net 

— Hill Museum and Manuscript Library: http://hmml.org/ 

— Аудио и видео лекции ИКВИА: https://iocs.hse.ru/vao 

— Аудио и видео лекции научно-популярных ресурсов: https://arzamas.academy/ https://postnauka.ru/ 

— Библиографические списки, выдаваемые на каждой учебной дисциплине. 

Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер:

В условиях ограничительных или иных мер практика будет осуществляться с применением дистанционных технологий, в т.ч. платформ Zoom, Skype, Coursera и др.

Подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) 

Цель, задачи, пререквезиты:

ВКР является обязательным элементом образовательной программы, формой научно-исследовательской, проектной работы студента. Защита ВКР входит в обязательную часть государственной итоговой аттестации. Цель – создание полноценной научной работы, являющейся своеобразным обобщением полученных за всё время учебы навыков и знаний. 

Даты точек контроля: 

С 10 октября текущего учебного года темы ВКР становятся доступны для выбора студентов в ЭИОС НИУ ВШЭ. 

Студенты могут ознакомиться с заявкой-предложением и подать заявки на выбранные темы в период с 10 октября до 01 ноября текущего учебного года. 

После утверждения темы и Руководителя ВКР в ИУПе студент получает от Руководителя задание на выполнение ЭПП с указанием графика и условий выполнения работ.  Второй обязательной контрольной точкой в выполнении ВКР является предъявление студентом Руководителю проекта ВКР. На этом этапе студент должен сформулировать рабочую гипотезу / замысел работы, выделить проблему, на решение которой будет направлена ВКР, и предложить основную структуру ВКР. – Не позднее 25 декабря текущего учебного года. 

Представление итогового текста ВКР Руководителю путем загрузки работы в электронном несканированном виде в специальный модуль ЭИОС НИУ ВШЭ – Не позднее, чем за          две недели до защиты. 

Рецензирование ВКР – не позднее, чем за три календарных дня после загрузки.
Точные даты точек контроля определяются Графиком подготовки ВКР в текущем году.

Содержание, особенности освоения 

Студент выбирает тему ВКР в соответствии с программой практики, разработанной для образовательной программы, и в указанные в ней сроки. 

Возможны следующие варианты ВКР: 

Исследовательская ВКР – исследование, осуществляемое в целях получения новых знаний о структуре, свойствах и закономерностях изучаемого объекта (явления). 

Проектная ВКР – разработка (индивидуально или в составе группы) прикладной проблемы, в результате чего создается продукт (проектное решение). 

Проект ВКР может готовиться студентом в ходе научно- исследовательского семинара и индивидуальных консультаций с Руководителем (потенциальным Руководителем).

Оценивание и отчетность 

Итоговую оценку за ВКР формирует ГЭК после завершения процедуры защиты ВКР студентом.
Технические требования к ВКР и деталио оценивания изложены в Методических рекомендациях к подготовке ВКР (PDF, 410 Кб) 

Ресурсы 

Языковыe корпусa: 

http://cal.huc.edu/index.html

https://simtho.bethmardutho.org/bonito/run.cgi/first_form?fbclid=IwAR1ps_l-2CAKUgjd8H2jqrKnbkEHPTZBlcCdybrZj-lfHx8Yi12cYoHcHBk 

http://sed-online.ru/ 

http://neo-aramaic.web-corpora.net 

— Hill Museum and Manuscript Library (http://hmml.org/). 

— Аудио и видео лекции ИКВИА: https://iocs.hse.ru/vao 

— Аудио и видео лекции научно-популярных ресурсов: https://arzamas.academy/ https://postnauka.ru/ 

— Библиографические списки, выдаваемые на каждой учебной дисциплине. 

Материально-техническое обеспечение ЭПП отражается в договорах на проведение практической подготовки с отдельными организациями. Указанное материально-техническое обеспечение должно удовлетворять действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении работ.

Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер. 

В условиях ограничительных или иных мер практика будет осуществляться с применением дистанционных технологий, в т.ч. платформ Zoom, Skype, Coursera и др.

Профессиональная практика 

Цель, задачи, пререквезиты 

Ключевая цель – формирование навыков, соответствующих профессиональной компетенции студента. Она включает в себя следующие задачи: 

  • обучение подготовке публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радиопередач и иных форм популяризации историко-культурных знаний; 
  • обретение навыков письменного перевода, реферирования и адаптации текстов, включая литературные, с восточных языков; 
  • участие в подготовке литературных, публицистических произведений, журналистских материалов и статей к печати; 
  • участие в научно-исследовательских проектах в рамках академических институтов и/или экспертно-аналитических центров.

Даты точек контроля 

Профессиональная практика предполагается на 2 курсе в объеме 76 ч., на 5 курсе в объеме 114 часов. 

До начала учебного года обговариваются варианты практики, составляются договоры с организациями. 

В начале модуля происходит распределение по местам практики. В течение семестра студенты осуществляют различную деятельность в выбранных ими учреждениях. В конце модулей выставляются оценки в соответствии с видом практики и пожеланиями преподавателей и юридических лиц.

 Содержание, особенности освоения 

Профессиональная практика включает в себя учебную практику и преддипломную практику. 

Учебная практика может проводиться в различных формах в зависимости от выбора студента и договоренностей с той или иной организацией в год прохождения практики. Одной из форм учебной практики может быть музейная практика. Она возможна в рамках сотрудничества с Государственным Эрмитажем, фонды которого включают богатую коллекцию сирийских и арабских рукописей, а также иных артефактов, расширяющих представления студентов о христианском Востоке: в частности, это коллекция еврейских и христианских магических чаш, которые исследует сотрудник ИКВИА ВШЭ А. К. Лявданский. 

Другой формой учебной практики может быть производственная практика, состоящая в редактуре и подготовке научных и научно-популярных книг, содержательно связанных с ОП. Она будет осуществляться по договоренности с издательствами. 

Преддипломная практика осуществляется в рамках исследовательского проекта, который станет основой ВКР студента. В ходе этой практики студент собирает материал, необходимый для его исследования, и применяет методы анализа этого материала, усвоенные в ходе обучения.

Оценивание и отчетность 

Оценивание производится в соответствии с видом практики и предпочтениями преподавателя. Возможные формы отчетности: публикация в СМИ, организация выставки, публичная лекция, перевод текста, издание текста, результаты полевой работы, экзаменационный лист, выступление на конференции или на семинаре.

Ресурсы 

Языковыe корпусa: 

http://cal.huc.edu/index.html 

https://simtho.bethmardutho.org/bonito/run.cgi/first_form?fbclid=IwAR1ps_l-2CAKUgjd8H2jqrKnbkEHPTZBlcCdybrZj-lfHx8Yi12cYoHcHBk 

http://sed-online.ru/ 

http://neo-aramaic.web-corpora.net 

— Hill Museum and Manuscript Library (http://hmml.org/). 

— Аудио и видео лекции ИКВИА: https://iocs.hse.ru/vao 

— Аудио и видео лекции научно-популярных ресурсов: https://arzamas.academy/ https://postnauka.ru/ 

— Библиографические списки, выдаваемые на каждой учебной дисциплине. 

Материально-техническое обеспечение ЭПП отражается в договорах на проведение практической подготовки с отдельными организациями. Указанное материально-техническое обеспечение должно удовлетворять действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении работ.

Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер. 

В условиях ограничительных или иных мер практика будет осуществляться с применением дистанционных технологий, в т.ч. платформ Zoom, Skype, Coursera и др.
Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося) могут предлагаться следующих варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий: 

1) для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации 

2) для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.