• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

О программе

Студенты программы "История" на Российско-Польской конференции в Варшаве. 2016 г.

С 2019 г. мы начинаем учить студентов 5 лет, давая дополнительный год образовательной программе "История" (бакалавриат). В формировании программы пятилетнего образования принимали участие не только представители нашего академического и педагогического сообщества, но и студенты бакалавриата, активно предлагавшие свое видение содержания программы «История». В итоге, в новом бакалавриате ОП История – сделана попытка совместить требования глубокой базовой академической подготовки с овладением целым спектром практических навыков, знакомством с методикой и методологией современных исторических исследований и, как и на всех программах Вышки – возможностью выхода за пределы своего предметного поля с помощью общеуниверситетских майноров.

Образовательная программа НИУ ВШЭ «История» дает студентам современные знания о подходах к изучению человека и общества, учит их профессионально анализировать и использовать историческую информацию. Студенты знакомятся с историей разных стран и эпох, с различными аспектами жизни людей в далеком и недавнем прошлом. В результате бакалавры получают знания о важнейших фактах истории, их взаимовлиянии и связи с современностью, об особенностях различных исторических эпох и сущности исторического процесса. При формировании программы бакалавриата акцент был сделан на овладении студентами по возможности более широким спектром прикладных и академических компетенций через знакомство с различными областями исторического знания, методами и подходами, практикуемыми в различных исторических дисциплинах и направлениях в сочетании с сохранением базовых компонентов исторического образования и наряду с широкой общегуманитарной подготовкой.

Презентация образовательной программы "История" НИУ ВШЭ 


Структура образовательной программы отражена в соответствующем образовательном стандарте, и состоит из следующих блоков:

  • дисциплины общего цикла
  • профессиональный цикл дисциплин с базовой и вариативной частями
  • дополнительный профиль
  • блок практика
  • проектная и исследовательская работа. 

Образовательный стандарт НИУ ВШЭ по направлению История

Блок дисциплин общего цикла способствует ознакомлению студентов с методами и инструментарием других областей научного знания, которые могут быть актуальны для современного гуманитария. В свою очередь, студенты могут углубить свои знания в выбранном направлении через выбор дополнительного профиля, дисциплины которого осваиваются на 2-3 курсах. Студенты могут изучать дисциплины других факультетов и образовательных программ — от философии и культурологии до экономики, математики и менеджмента, получая не только широкую гуманитарную подготовку, но и комплекс знаний блока социально-экономических дисциплин. Такой подход позволяет студентам взвешенно подходить к формированию индивидуальной траектории обучения и успешно трансформировать ее на уровне магистратуры.

Выбор траектории обучения

В новом учебном плане в качестве базовых дисциплин предлагаются:

1. Широкий спектр дисциплин по всемирной истории разных периодов и регионов: от Древнего Востока – до Нового Света, от Античности – до ХХ века. При этом особое внимание уделяется отечественной истории, которая преподается на протяжении трех лет. 

2. Археология,  Введение в историю искусства, Источниковедение, Древние языки, Иностранный язык (помимо английского) – все эти дисциплины также входят в число базовых для всех ОП по направлению «История», которые действуют в НИУ ВШЭ.

В число профильных дисциплин московской программы «История» входят также:

  • История литературы
  • История политических и правовых учений
  • Философия
  • Вспомогательные исторические дисциплины
  • История исторического знания
  • Сравнительная история империй 
  • Историческая география

Вместе с тем, наличие широкого спектра дисциплин по выбору позволяет учитывать те заметные изменения, которые происходят в современной гуманитаристике, потребности рынка труда и запросы студенческой аудитории.

В современной исторической науке и историческом знании в целом фокус исследований сместился с изучения «фактов» и «событий» на изучение внутреннего мира человека прошлого, его менталитета, обыденных представлений и практик, определявших его социальное поведение и, соответственно, влиявших на те или иные «события». Историки успешно реконструируют те представления о прошлом, которые бытовали у различных народов в разные эпохи человеческой истории. В результате произошло значительное расширение предметного поля исторических исследований, что породило десятки новых субдисциплин и направлений. Расширение проблемного поля исследований привело к значительным изменениям языка науки, и потребовало введения в научный оборот огромного массива исторических источников, ранее не привлекавших внимание исследователей. 

Наряду с этим значительно расширился и стал гораздо многообразней и методологический аппарат исторических исследований. Характерной чертой современной исторической науки стало и обязательное включение в инструментарий историка методов и подходов смежных наук и дисциплин, в первую очередь социологии, философии, филологии, лингвистики, психологии и др., владение математическими методами и современными технологиями.

Появление сети интернет и электронных средств обработки информации привело к значительной трансформации не только истории, как науки, но и в целом исторического знания. С одной стороны, это ускорило темпы исторических исследований, сделав более доступными не только историографические источники, но и большие массивы первичной информации. С другой стороны, в связи с образованием многочисленных интернет-порталов исторической направленности, активным обсуждением исторической проблематики на многочисленных форумах и в социальных сетях, обострились проблемы отбора, верификации и экспертизы информации, повысив социальную ответственность историков и значение профессиональных компетенций, связанных с получением исторического образования.

Еще одним фактором, характеризующим современную ситуацию, является существенное повышение спроса на историческую информацию со стороны общества и расширение сфер профессиональной деятельности историков в результате открытия частных музеев и галерей, создания многочисленных образовательных порталов, востребованности историков в индустрии туризма и развлечений, в средствах массовой информации. Традиционная практика популяризации исторических знаний превратилась в самостоятельную сферу профессиональной деятельности – публичную историю (public history). 
Все сказанное ставит перед университетским историческим образованием новые вызовы и требует от историка овладения новыми навыками и компетенциями.Вместе с тем, наряду со всем сказанным, некоторые базовые особенности профессии историка остаются неизменными. Основу исследовательской деятельности историка по-прежнему составляет работа с историческими источниками. 

Для ответа на эти вызовы современности при реализации ОП «История» используются как дисциплины по выбору, так и другие элементы образовательной программы. Например, свою роль в укреплении междисциплинарности вносят дисциплины по выбору, которые студент-историк осваивает вместе с другими студентами факультета гуманитарных наук. Обязательное участие в проектной деятельности также способствует формированию у учащихся необходимых современному гуманитарию компетенций.

С первого года обучения для студентов ОП «История» предусмотрен научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты будут получать навыки научной и работы. Студенты знакомятся с научно-исследовательским инструментарием, учатся читать и анализировать исторические источники (письменные и визуальные), писать научные работы. Таким образом, студенты сразу включаются в совместное творчество с ведущими учеными, постигают тонкости подходов и лабораторию историка.

Студентам ОП История в Москве предстоит пройти несколько практик, начиная со 2-го курса: археологическую (Смоленская область), музейную, архивную и педагогическую. Для теоретической  подготовки студентам на соответствующих курсах преподаются не только такие дисциплины как «Археология», но и курсы по музейному делу, архивоведению, а также – по педагогическому дизайну. Поскольку многие выпускники ориентированы на педагогическую деятельность в лучших школах и лицеях России, такой практикоориентированный курс позволит познакомить студентов с базовыми принципами в сфере проектирования учебных занятий с использованием различных методических инструментов и зарубежного опыта. 

Практика студентов образовательной программы "История" 

Первые курсы ОП «История» в большей степени ориентированы на освоение базового исторического нарратива и методики работы с источниками, изучение древнего языка (Латинский язык в качестве обязательного, а также – продолжение его изучения или знакомство с основами Древнегреческого или Старославянского языков), второго иностранного языка (немецкий, французский, испанский, итальянский языки по выбору студентов).

На старших курсах студенты получают возможность углубления знаний и расширения гуманитарной подготовки в рамках миноров Факультета гуманитарных наук (например: Франция, Германия, Испания и др.) 

На программе История студенты на старших курсах познакомятся с предметными полями экономической и социальной истории, методами локальной и публичной истории, исторической статистики и историко-генеалогических исследований.

Курсы Академического письма и Академического чтения позволят отшлифовать полученные знания и попробовать свои силы в различных жанрах исторического исследования.

Со 2-го курса студенты слушают ряд дисциплин на английском языке, осваивают профессиональную лексику, учатся дискутировать и делать презентации на английском языке. 

С 1-го курса студенты пишут курсовые работы и участвуют в работах научно-исследовательских семинаров (НИС), которые ведут сотрудники Школы исторических наук.

(Курсы по выбору и НИСы)

Многочисленные Научно-учебные группы, работающие как на Факультете гуманитарных наук, так и в НИУ ВШЭ в целом, международные лаборатории и научные центры НИУ ВШЭ предоставляют возможность для студентов реализовывать свои научные интересы в самых разных областях.

Бакалавры программы могут также участвовать в проектах научных организаций НИУ ВШЭ – Лаборатории медиевистических исследований, Лаборатории социально-исторических исследований, Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и её последствий , Центра истории России Нового времени, а также в проектах, организованных преподавателями и сотрудниками НИУ ВШЭ.

В результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 46.03.01 История выпускник должен иметь представление об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; должен уметь выявлять, отбирать и анализировать информацию в определенном предметном поле; представлять результаты проведенных исследований в виде научных и научно-популярных произведений; представлять знания о важнейших событиях, процессах и явлениях российской и всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности для учащихся учреждений общего и профессионального образования.

Полученные навыки позволяют выпускникам найти работу в научных учреждениях гуманитарного профиля, учреждениях высшего и среднего образования, в средствах массовой информации (в качестве корреспондента, редактора), в издательствах, информационно-аналитических центрах, в музеях (специалист / хранитель по учету музейных предметов, экскурсовод / гид), архивах, культурных центрах и библиотеках.

Список дисциплин образовательной программы "История"
Лучшие дисциплины образовательной программы "История"
Лучшие преподаватели образовательной программы "История"
 

Результаты приёмной кампании 2018 года

581

Количество поданных заявлений на ОП "История" (Москва)

272 из 310

Проходной балл 2018 на бюджетные места

90,7

Средние баллы ЕГЭ на бюджетные места

82,53

Средние баллы ЕГЭ на коммерческие места

29

Зачислено на коммерческие места

25

Зачислено на коммерческие места со скидкой (19 человек - скидка 70%)