• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Древняя Персия

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Древняя Персия» предназначена для ознакомления студентов с основополагающими аспектами истории Древнего Ирана: этапы в развитии иранской цивилизации, ключевые события, персоналии, термины. Более того, дисциплина направлена на формирование у студентов навыков интерпретации исторических источников и изложения базовой исторической информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление о ключевых моментах в истории иранской цивилизации: неолитическая революция, освоение металла, складывание кочевого и оседлого хозяйства, формирование (прото)городской культуры, возникновение государственных объединений, появление и эволюция государств имперского типа, зарождение и распространение зороастризма
  • дать представление о ключевых событиях, персоналиях, памятниках архитектуры, искусства, словесности иранского культурного ареала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты имеют представление об основных памятниках ранней иранской истории, о проблеме расселения индоиранских племен.
  • Студенты имеют представления о составе, содержании и значении Авесты, о возникновении и распространении зороастрийского вероучения и его основных концептах.
  • Студенты имеют представления об основных политических и культурных процессах в Мидийском царстве.
  • Студенты обладают знаниями об основных этапах и особенностях становления Ахеменидского государства.
  • Студенты обладают базовыми знаниями о политической и экономической истории Ахеменидов при Камбизе и Дарии.
  • Студенты имеют представление об основных этапах греко-персидских отношений в эпоху Ахеменидов.
  • Студенты обладают знаниями о династической борьбе в Ахеменидском государстве, а также об иранской культуре этой эпохи.
  • Студенты должны обладать знаниями об обстоятельствах падения Ахеменидского государства, а также иметь базовые представления об эллинистических государствах иранского мира.
  • Знать основные даты, названия, имена, термины в области истории Ирана с древнейших времен до III в. до н.э.
  • В общих чертах ориентироваться в различных подходах к социальной, экономической, политической, культурной проблематике, которые применяются исторической наукой в изучении древности.
  • Уметь критически интерпретировать исторические источники различных категорий (тексты древних авторов, археологические, нумизматические, эпиграфические, лингвистические материалы и пр.) и находить в них ответы на поставленные проблемы социальной, экономической, политической, культурной истории.
  • Уметь устно и письменно излагать базовые исторические знания и, опираясь на них, излагать собственное мнение и вести дискуссию об исторических проблемах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ранняя история Ирана
    Ранние цивилизации на территории Ирана и сопредельных стран. Древний Элам. Древнейший Иран и его окружение в эпоху бронзы. Бактрийско-Маргианский археологический комплекс. Индоевропейская проблема и расселение индоиранских племен. Лингвистика и археология.
  • Религиозные верования иранцев и возникновение зороастризма.
    Ранние религиозны воззрения древних иранцев. Пророческая миссия Заратуштры. Авеста, ее состав и хронология. Зороастрийский дуализм. Зороастрийская морально-этическая триада.
  • Первые иранские государства.
    Мидия и государства древнего Ближнего Востока. Политическая история региона. Проблемы хронологии Мидийского царства. Экономика, культура и искусство древней Мидии.
  • Возвышение Ахеменидов.
    Источники о персах до возникновения персидской государственности. Политическая ситуация в регионе накануне восстания Кира. Кир Великий и появление Ахеменидского государства. Религиозная политика Кира. Образ Ахеменидов в современной иранской культуре и политике.
  • Расцвет империи. Камбиз и Дарий I.
    Ахеменидская империя при Камбизе. Изменение характера власти. Греческие источники о «безумстве» Камбиза. Смерть Камбиза. Мятеж (?) «Бардии» и воцарение Дария I. Бехистунская надпись Дария: текст, история, значение. Административная реформа Дария.
  • Греко-персидские отношения.
    Первые контакты греков и иранцев. Характеристика источников. Милетское восстание и его значение. Поход Мардония. Вторжение войска Ксеркса в Элладу. Неудача персов и переход инициативы на сторону греков. Экспедиции Кимона. Восстание Инара и помощь афинян. Каллиев мир. Участие персов в войнах Афин и Спарты. Анталкидов мир.
  • Империя и ее проблемы.
    Центробежные тенденции в Ахеменидском государстве. Отделение Египта. Династическая борьба и кризис власти. Артаксеркс II и Кир Младший. Великое восстание сатрапов. Ахеменидская культура и искусство: основные памятники, их описание и значение.
  • Закат Ахеменидов и приход эллинизма.
    Кризис Ахеменидского государства. Вторжение Александра Македонского и падение Ахеменидов. Образ Александра в иранской традиции. Эллинизм в иранском мире.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговая контрольная работа
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала, демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению. Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины. Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию. Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию. Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию. Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
  • неблокирующий Промежуточное тестирование
  • неблокирующий Экзамен
    Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала, демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению. Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины. Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию. Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию. Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию. Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.21 * Итоговая контрольная работа + 0.1 * Промежуточное тестирование + 0.29 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Briant, P. (2002). From Cyrus to Alexander : A History of the Persian Empire. Eisenbrauns.
  • The Cambridge History of Iran. (1968). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/chol9780521069359
  • The Cambridge History of Iran. (1983). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/chol9780521200929
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Amélie Kuhrt. (2010). The Persian Empire : A Corpus of Sources From the Achaemenid Period. Routledge.
  • John O. Hyland. (2017). Persian Interventions : The Achaemenid Empire, Athens, and Sparta, 450−386 BCE. Johns Hopkins University Press.
  • Геродот -. - ИСТОРИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-07064-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-v-2-ch-chast-2-442231
  • Геродот -. ; Пер. Мищенко Ф. Г. - ИСТОРИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 302с. - ISBN: 978-5-534-07062-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-v-2-ch-chast-1-442229
  • Флиттнер Н. Д. - КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДВУРЕЧЬЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 336с. - ISBN: 978-5-534-05857-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kultura-i-iskusstvo-dvurechya-410475