• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты-историки стали "Посланниками науки"

Совсем недавно прошли первые выступления студентов третьего курса образовательной программы «История» в рамках проекта «Посланники науки». Этот проект, созданный на базе Вышки, просто и интересно рассказывает о профессии учёного.

Первым местом, куда нас позвали организовать «День науки» был женский пансионат при Министерстве обороны. У каждого из участников была своя индивидуальная и групповая презентации. Групповые лекции создавались по возможности на стыке разных наук, чтобы показать, как может взаимодействовать научное сообщество. Мероприятие было необычайно занимательным по самым разным причинам, поэтому мы решили поделиться своими впечатлениями.

Олег Баженов — У меня была короткая лекция-отчёт о своих исследованиях высшего образования в России и совместная с Ниязом лекция «Нешкольная история СССР. Эпоха Хрущёва».

Прежде чем школьники разошлись по кабинетам (а они могли сами выбрать, на какое занятие пойти, благо за урок их было по 5-7), прошла небольшая презентация нашего университета. Она, в каком-то плане немного подпортила впечатление обо мне, так как все девушки подумали, что я ещё целый урок буду рассказывать о преимуществах обучения в нашем университете, поэтому ко мне преподавателям пришлось затаскивать учащихся чуть ли не силком. Однако я сразу им объяснил, что буду рассказывать о том, как можно исследовать высшее образование, и о том, что мы знаем о его состоянии в 1990-е годы в России. Я пытался провести параллели с нынешними годами и показать, что не все в порядке и сейчас, существует много проблем, с которыми надо бороться, а не скрывать их. Важнее всего для меня было донести до слушателей, что, несмотря ни на какие проблемы, только они несут ответственность за своё образование и будущее, поэтому они должны стремиться к знаниям и самосовершенствоваться. Второй важный посыл касался того, зачем, помимо всего прочего, нужны историки. На примере исследований высшего образования я пытался пояснить, что учёные, и конкретно историки, стоят на защите правды, справедливости и должны заботиться о том обществе, в котором родились. Самое приятное и радостное заключалось в том, что обе мысли были услышаны и восприняты.

После этого совместно с Ниязом мы ещё два урока рассказывали про эпоху Хрущёва. И это было невероятно! Потому что девушки оказались крайне умными! Не пришлось тратить время на то, чтобы привлечь внимание к себе. Мы попали в идеальные условия для преподавания, в которых с самой первой и до последней секунды почти каждая ученица кадетского корпуса слушала нас и практически не отвлекалась. Преподавать в такой атмосфере одно удовольствие. Наша задача была заинтересовать их историей, показать, что историческая наука — это интересно. И, кажется, у нас это удалось. На перемене и после пары нас о чём только ни спрашивали: и про освоение целины, и про культуру, и про музыку. Очень порадовало, что традиционный вопрос про ЕГЭ возник отнюдь не первым, а уже в самом конце — ещё одно подтверждение заинтересованности слушателей. Находиться в кабинете в тот момент, и видеть глаза людей, которые искренне готовы слушать тебя и узнавать про эпоху Хрущёва, было крайне приятно! Эти впечатления останутся со мной на всю жизнь, потому что всё удалось и школьникам стало интересно! А подробнее про второй урок, на котором мы освещали сюжеты из культуры и жилищного вопроса, и в целом своими впечатлениями ещё поделится Нияз.  

Дарья Новожилова — Моя тема «Холокост и мораль» была принята аудиторией очень хорошо: девочки слушали внимательно, было видно, что они заинтересованы. Многое, из того, что я говорила, они не знали раньше. Моё выступление было организовано в формате лекции, а на слайдах презентации я поместила только изображения. Девочки знакомились со многими событиями впервые, а картинки могли способствовать запоминанию. В этом, на мой взгляд, было основное достоинство моей презентации: она дала школьницам много новой для них информации, целую почву для раздумий. Однако не все для них оказалось незнакомым. Например, когда я говорила о психологическом эксперименте Ф. Зимбардо, на слайде появился кадр из американского фильма 2010 года «Эксперимент». Девочки зашептались, и я спросила, что их так взволновало. Оказалось, некоторые смотрели это кино. Они очень удивились, что фильм снят по мотивам знаменитого тюремного эксперимента, а вовсе не плод фантазии режиссёра.

Передо мной сидели разные по возрасту девочки, ученицы девятых, одиннадцатых классов. Они все были одеты в форму, у каждой собраны волосы, ни у одной не накрашены глаза. В этот пансион попадают дети военных со всей России, и порядок в этой школе соответствующий. Мне не хотелось, чтобы девочки чувствовали, будто я типичная учительница, которая старше их и знает больше. Конечно, это так, но я хотела показаться им девушкой, которая не так давно окончила школу, но уже определилась со своей будущей профессией и делает первые шаги в этой сфере. Думаю, мне это удалось. И, главное, после «примерки» образа молодой исследовательницы, я поняла, что мне он понравился. После лекции ко мне подошла одна из девочек и попросила подружиться во Вконтакте.

Я считаю, проект «Посланники науки» — это прекрасная возможность проявить себя (ведь свои лекции мы составляли для себя сами), попрактиковаться в своём ораторском мастерстве и пробудить в ком-то из школьников исследовательский интерес.

Сергей Ложкин — Мой урок носит весьма таинственно называние «Что помнят руины: история древних городов». Логично предположить, что урок посвящён археологии непосредственно городов, однако это верно лишь отчасти. Основная задача моего урока была показать, как и на основании чего историки воссоздают картину прошлого, в частности, что историки делают, когда письменные источники скудны или вовсе отсутствуют. В итоге получился урок скорее по теории исторического знания, где археология — это наглядный и увлекательный пример, нежели сам предмет рассказа.

В первую очередь я хотел показать, что история — это не данность, но конструкт, конструкт человеческой деятельности, созданный по крошечным осколкам прошлого кропотливым трудом и жаждой познания. Упор на археологию для того, чтобы как можно понятнее и интереснее изложить материал, видимо, оказался оправданным. Девочки увлечённо слушали и задавали самые разные вопросы, некоторые заставляли меня серьёзно задуматься. Особенно понравился вопрос о системе летоисчисления (один из слайдов был посвящён миру в представлении древних греков): мол, как же получается, в разных календарях даты не совпадают, и какой в таком случае календарь правильней. Думается, я достиг поставленной цели: показал, что история не априорные «факты», а настоящий процесс познания. В конечном счете, подобные обсуждения призывают нас задуматься об устройстве нашего мира, задуматься о том, как он многогранен и прекрасен, и как приятно познавать всю его многосторонность.

Нияз Галявиев — Мой урок назывался «Откуда мы знаем о войне?». Ещё в самом начале подготовки этого занятия я планировал осветить проблемы сохранения памяти о Великой Отечественной войне и обсудить со школьниками современный образ этого события. Однако в процессе я понял, что правильнее будет сфокусироваться не на современной памяти о войне, а на истории военной повседневности, которая нашла своё отражение в источниках личного происхождения: дневниках, письмах и воспоминаниях. На занятии мы поговорили со школьниками о том, чем отличаются мемуары от дневников, какие особенности имеют фронтовые письма и, главное, о том, что могут нам рассказать эти источники. С большим энтузиазмом ученицы встретили задание дешифровать часть настоящего фронтового дневника, копии которого я принёс на занятие. Оказалось, что в семейных архивах некоторых учеников есть фронтовые письма, и после занятия они обязательно с ними ознакомятся.

Совместно с Олегом Баженовым мы провели два урока, посвящённых эпохе Хрущёва. В своей части занятия я рассказал школьникам, кто такие стиляги, какое отношение к ним было в обществе и кто, как правило, им становился. Также мы с Олегом рассказали о том, где жили обычные советские люди до Хрущёва и почему «хрущёвки» стали олицетворением светлого будущего.

Такие впечатления остались у каждого из нас после этого замечательного мероприятия! Надеемся, что у нас получилось заинтересовать учениц кадетского корпуса и рассказать о том, чем живёт учёный, и как он проводит свои исследования. Конечно, мы делали упор на исторической науке, на том, как она важна для общества, и этот наш посыл также был услышан.

Мы благодарны нашему университету за возможность рассказывать о любимом деле нашей жизни более молодому поколению. Мы благодарны женскому пансионату при Министерстве обороны за возможность прийти и донести до учащихся важные мысли о научной деятельности. И, конечно, мы безмерно благодарны ученицам, которые подарили нам такую невероятную атмосферу на занятиях!