• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наши историки на Летней многопрофильной школе НИУ ВШЭ

В этом году в очередной раз прошла Летняя многопрофильная школа НИУ ВШЭ для учеников 7–10 классов. На этот раз школа соединила два направления подготовки: медиа и гуманитарные науки. Студентка 3-го курса ОП “История” Валерия Макарова была вожатой, наш выпускник 2022 года, а ныне магистрант программы «История современного мира» Александр Юрский был куратором проекта «Современный исторический музей».

Валерия Макарова:

В этом году ЛМШ открылась для меня с кардинально новой стороны! Я была вожатой на этой школе уже во второй раз, но именно в этом году я проявила себя на свой максимум! Гуманитарный профиль, а в том числе и ребята, увлекающиеся историей, позволили мне чувствовать себя по-настоящему уверенно в том, что я делаю. Как вожатой мне было необходимо быть со своим отрядом и всеми ребятами на смене в постоянном контакте: сопровождение ребят на лекциях, подготовка вожатских мероприятий, разговоры за очередью в столовую и ответы на все интересующие их вопросы, связанные с обучением. Для меня смена оставила неизгладимое впечатление, а ребятам, надеюсь, я смогла помочь не только найти себя, но и просто хорошо провести эту неделю!

Программа школы включала лекции и проектную деятельность. 120 участников имели возможность выбирать среди десятка предложенных им проектов. Исторический проект выбрали двенадцать человек. Пять дней школьники разрабатывали концепцию современного исторического музея, такого, который они хотели бы посетить сами. После общего мозгового штурма школьники выбрали тему 2000-х с точки зрения подростков – время их детства, которое они уже почти не помнят, но о котором им бы было интересно узнать.


Александр Юрский:

На воплощение проекта было выделено всего два часа в течение пяти дней, на шестой день нужно было представить его на Фестивале проектов. Но участники увлеклись темой настолько, что в последний день все сидели до глубокой ночи и доделывали презентацию! Школьники сразу поняли, что такое дедлайны в Вышке! Моя задача как куратора состояла из двух частей: рассказать о том, что такое музей, сделать небольшой экскурс в историю этой институции, показать, как музеи работают с прошлым, а затем помочь школьникам придумать свой музей, в который они и сами захотели бы сходить, и потащили бы за руку родителей, а не наоборот. Нескучность музея была нашей главной задачей. Мне кажется, что у нас получилось – на фестивале проектов при голосовании мы заняли третье место! Считаю это успехом!



Вышка следует своим традициям и в Летней школе – участники выбирали даже лекции, которые они хотели послушать. Доцент ШИН Павел Андреевич Пучков рассказывал о том, как историки добывают информацию о прошлом, что мы можем и не можем о нем узнать, как это знание затем используется (в том числе в музеях).      

Павел Андреевич Пучков:

Школа обычно не проблематизирует процесс познания прошлого, а это, на мой взгляд, самое интересное в нашей науке (может и не только в нашей). Мне хотелось, чтобы школьники вернулись в свои классы 1 сентября более критически настроенными и чаще задавали своим учителям вопрос «Почему мы считаем, что что-то случилось именно так, а не иначе?» Возможно, гуманитарии не очень здорово умеют давать верифицируемые и фальсифицируемые ответы, зато отлично научились задавать интересные и продуктивные вопросы. Школьному образованию очень не хватает этого аспекта, надеюсь, на Летней школе мы хотя бы немножко восполнили этот дефицит. 

Летняя школа НИУ ВШЭ стала ценным опытом для студентов, выпускников и преподавателей Факультета гуманитарных наук, позволив повнимательнее присмотреться к поколению, представители которого совсем скоро станут абитуриентами нашей программы. Уверены, что этот опыт не останется единичным и совсем скоро мы предложим школьникам другие форматы знакомства с тем, как преподают историю в Вышке!