• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Верить в свои силы! Потому что вы способны на все. Просто вы об этом не знаете», - такие советы дают абитуриентам Вышки наши студенты-историки, поступившие по результатам олимпиад.

Ежегодно на образовательную программу «История» поступают абитуриенты из категории «без вступительных испытаний». Это те, кто стал победителем или призером олимпиад.

Здание факультета гуманитарных наук на Старой Басманной

Здание факультета гуманитарных наук на Старой Басманной
© Yandex

Екатерина Богданова, студентка БИС 221, взяла у некоторых из них интервью о том, как становятся победителями в олимпиадных соревнованиях и что им интересно на программе «История». 

Зюзьков Георгий, 1 курс, победитель Всероссийской олимпиады школьников 2022, призер Всероса в 2021.

Чем сейчас увлекаешься? Что планируешь делать в Вышке?

Сейчас я увлекаюсь поездками в Дубки и обратно. Если в рамках учебы, то история. История России – это для меня самая основная тема. А сейчас я думаю над курсовой. Даже не то, что над курсовой, а о том, как начать читать литературу для курсовой. С научным руководителем тема выбрана, список литературы есть. Еще я занимаюсь фотографией и игрой на фортепиано.

Когда ты решил поступать по олимпиаде?

С мамой в 8-м классе подумали, куда примерно можно поступать. Тогда я хотел идти на юридический. Мы что-то посмотрели, оценили, что олимпиады по истории более конкретные, чем олимпиада по обществознанию, по праву. Вот так я занимался сначала частным образом олимпиадами. В 9-м классе прошел до региона, в 10-м классе у нас в городе появилась сборная по истории. В 10-м классе благодаря сборной и своим усилиям я взял Всерос. Когда диплом уже взят, всё жизнь, условно говоря, на несколько лет уже обеспечена, особенно если ты берёшь его в 9-м классе или в 10-м. А дальше остается такое ощущение, скорее неопределенности, потому что у меня это был ещё 10-й класс. Нет ни ЕГЭ, ничего. Мы готовились с февраля по март, у нас пары были каждый день после уроков в школе, две пары каждый день с выходными. Такая напряженная подготовка в таком режиме, плюс сборы. Но потом после Всероса все заканчивается, свободного времени становится очень много, а диплом уже есть, к экзамену готовиться не надо в 10-м классе. Ощущение такое: «Что делать?». И я как-то в этот момент задумался над тем, почему бы, если я планирую идти на юрфак, не посмотреть учебник по теории государства и права. Посмотрел его, посмотрел еще что-то связанное с правом, подумал, что нет. Право – это не мое. Я понял, что хочу поступать на истфак. Это был шок для моего семейства, потому что ну какой истфак. Потому что у меня семейство вообще очень техническое, инженеры. И тут я такой как-то: «Здравствуйте, я на истфак». Первое время, конечно, было напряжение. После истфака можно не только становиться историком, можно пойти на «Рекламу и связь с общественностью», «Международные отношения», на «Журналистику», в магистратуру. Базовое гуманитарное образование условно. Но потом все как-то упокоились, семейство приняло, поняло, что это неизбежность, меня всячески поддерживало в этом начинании. За что спасибо большое. А потом остался выбор на какой истфак, собственно, выбор между МГУ и Вышкой. Когда я примерно определился, в том числе благодаря группе ВК, понимание того, что я хочу, куда я хочу идти и почему, оно сформировалось, и вторая половина 11-го класса прошла как у всех.

Чем тебе запомнилась система поступления в Вышку?

Процесс поступления для меня прошел очень просто, потому что у меня не было никаких переживаний из-за ЕГЭ, у меня ничего этого не было. Прошел он следующим образом. Я помню нам на выпускном выдали аттестаты. Выпускной прошел. Я пошел на сайт Вышки, загрузил все данные, ждал уже, когда обновится статус, что нужно привозить документы. Привез документы, отдал на Мясницкую и все. Я приезжал в Москву, у меня есть друзья со Всероссийской олимпиады школьников, от Питера до Москвы довольно близко.

Всероссийская олимпиада школьников помогает людям общаться и коммуницировать?

Да, очень помогает. Для Москвы особенно, потому что здесь очень развита эта система, для Питера и для других городов в меньшей степени. На Всеросе можно познакомиться с огромным количеством людей.

Статус всеросника открывает все двери?

До 1 сентября в ВУЗе. Так, конечно, можно сказать, что он открывает все двери в ВУЗ, можно не беспокоиться уже с поступлением. Мне кажется, что этот взгляд на то, что открывает все двери, во многом создан самими всеросниками, потому что хочется думать, что ты не зря потратил кучу времени ради какой-то красной книжки, которая фактически дает тебе юридически только поступление в ВУЗ без экзаменов. Романтизация определённо присутствует, но, конечно, да, было много вложено сил, если честно.

Вы с ребятами-всеросниками все между собой общаетесь?

Да, но, есть поколения. Условно по аналогии с поколениями в жизни. Псков, Казань и Ульяновск. Можно сказать, что люди за вот эти три года так или иначе представляют, кто есть кто, то есть как-то знакомые видят друг друга. А вот сейчас уже те, кто есть, например, в этом году в московской сборной, поскольку я с ней коммуницирую, там уже абсолютно новые люди, незнакомые. Наше поколение закончилось. То есть тут очень ограниченная прослойка получается. Но да, так или иначе все друг с другом знакомы более-менее.

Получается ВСОШ имеет всероссийский масштаб?

Подавляющее число участников – это Москва, Питер, Татарстан, Краснодар и еще Московская область. Как раз пять сборных. Они обеспечивают подавляющую часть участников. Но у меня есть знакомые благодаря Всеросу из Калининграда, из Тувы, из Камчатки, с Ямала, с Иркутского края.

Как много людей, с которыми ты общался, поступали в Вышку?

В разные вузы все пошли. То есть в Вышку пошли люди, их было достаточно много, но вот, например, на историю из тех, с кем я общался, не очень много. По истории в этом году пошли в МГИМО и в МГУ.

Что ты думаешь о сайте Вышки?

Сайт был очень, мне кажется, удобный, потому что все, понятно было. Пошаговая система, достаточно удобно.

Понравилась ли тебе коммуникация через социальные сети при поступлении?

Очень круто! Делали наши кураторы, им большой привет. Они очень крутые, классные. Очень крутая группа, потому что наконец-то можно было ответить на вопросы, которые во многом были интуитивны, а вот на сайте были формализованы. Ответить на вопросы: почему Вышка, почему истфак, почему истфак Вышки, понять особенности, которые отличают Вышку от других вузов, истфак Вышки от других истфаков. И понять больше о сообществе.

Как прошел процесс поступления на Мясницкой?

Я прилетел утром, меня встретили друзья. Да, группа поддержки такая. Один человек из Вышки, другой Олег Хмелевой, он с международных отношений, он со второго курса, мы с ним тоже на Всеросе познакомились. Тоша Клеменко, тоже всеросник, будет поступать в Вышку, на истфак. Встретили еще знакомых, дружным табором загрузились на Мясницкую. Все достаточно очень просто было. «Здравствуйте, здравствуйте». «Я подавать документы». «Дайте аттестат». «Держите расписку». И все. Мы завалились всеросным табором. «А, так Вы по Всеросу поступаете?». Я говорю: «Да». Вся компания начинает смеяться, что все с дипломом. «А, вы тоже всеросники? Какие симпатичные всеросники в нынешнее время пошли».

Есть ли существенные различия между олимпиадниками и людьми, поступившими по баллам ЕГЭ?

Наверное, есть. Во Всеросе присутствуют элементы университетских практик. Поэтому к некоторым вещам уже готов. Например, на семинаре чувствуется разница, для всеросников благодаря опыту существует большая погруженность в историографические элементы, потому что на Всеросе есть задания, связанные с историографией и оперированием ею. А для кого-то это совершенно новые измерения.

Необходимо ли готовиться к 1-му сентября и изучать университетскую программу с самого начала?

У меня была грешная мысль: посмотреть на учебный план, рекомендованную литературу и быть в курсе дела. Но я совершенно правильно выбрал отдых. Дополнительно готовиться особо нет необходимости. Условно говоря, всё то, что в ВУЗе новое: формат работы, новые знания, новый объём этих знаний, информации – для каждого человека, кто приходит в 1 сентября, оно приходит с опытом. Без знакомства с форматом работы с Иваном Андреевичем или Романом Борисовичем, Петром Сергеевичем, без знакомства с ними невозможно подготовиться. Может быть, только ради самоуспокоения.

Как прошел первый месяц учебы?

Впечатления отличные, потому что спустя первый месяц учебы могу сказать, что Вышка – это лучшее место, куда мог пойти, я так думаю. Во-первых, по прошествии месяца, пообщавшись с людьми, которые пошли в другие ВУЗы, узнал, что кто-то начал разочаровываться, задумываться о перепоступлении, кто-то просто недоволен программами. Например, мой знакомый всеросник пошел на истфак МГУ. Там ему приходится, например, ходить на «Естествознание». А я думаю: «Ага, у нас этого нет, какая радость». Сравнивая с другими ВУЗами, на первом курсе я не смог бы писать курсовую по XX-му веку, писал бы о древних славянах. Ну, безумно интересно, безусловно, но не для меня, погружаться в тему на долгий период времени. Во-вторых, да, действительно, мне безумно нравится та возможность, которая вообще предоставляет высшее образование, Вышка в частности. И у нас крутые преподаватели: Иван Андреевич Ладынин, один из ведущих специалистов по истории Египта, Петр Сергеевич Стефанович, Евгений Владимирович Акельев и многие другие. Они являются исследователями, вовлеченными в современную науку.

Что ты можешь сказать об общении с другими студентами и однокурсниками?

Прекрасно. Группа БИСТР232 самая лучшая на свете. У нас очень крутые старосты, благодаря им проходит очень много разных групповых собраний, мероприятия, Powerpoint party, дни рождения. У нас прекрасный крутой коллектив. Устраиваем совместные поездки в 9 утра до Славянского бульвара. Тоже очень такой сплачивающий опыт.

Есть ли коммуникация между курсами?

Наверное, только с кураторами. Нельзя сказать, что мы очень активно общаемся. Но у меня общение со старшими курсами, наверное, не в рамках истфака. Во-первых, есть знакомые всеросники, во-вторых, есть такое мероприятие как «Школа актива». Вот, я там познакомился со многими.

Благодарю за проведенное время. Желаю успехов!

Волкова Анна, 1 курс ОП «История», победитель Олимпиады школьников СПбГУ

Как тебе учеба? Чем сейчас увлекаешься во время учебы? Как у тебя проходит учебный процесс?

Поступить в Вышку было моей мечтой на протяжении трех лет. Сейчас я достигла своей мечты, я здесь с удивительными и интересными людьми. Сейчас началась серьезная учеба, нужно много читать. Я постоянно либо работаю, либо учусь. Поэтому у меня практически нет времени на хобби. Но если оно есть, то это обычно в выходные: летом мне захотелось научиться вязать. Обычно у нас в пятницу нет пар, тогда я могу в весь вечер до ночи сидеть и вязать. По выходным, когда получается. Это доставляет мне большое удовольствие, потому что я впервые так серьезно что-то делаю руками, и это очень отвлекает и помогает.

Чем сейчас интересуешься?

Я поступала по олимпиадам, но, я бы не сказала, что я к ним усиленно готовилась. Я олимпиадам уделяла не столь большое внимание. Для себя самой решила, что, скорее всего, я не выиграю никакую олимпиаду, стану призером, мне это даст только 100 баллов, допустим, на ЕГЭ.

Я начала готовиться к ЕГЭ. Я сдавала историю, обществознание и английский. Летом я трудоустроилась, теперь работаю наставницей по обществознанию, помогаю готовиться к ЕГЭ, поступать в лучшие вузы страны. Конечно, все мои дети хотят поступать в Кубанский университет. Я не знаю, почему, но у меня очень много ребят из Краснодара, мы очень часто с ними общаемся. Сейчас работаю, немножко тяжело совмещать, но вроде я наловчилась и поняла, как это делать. Так первые две недели акклиматизации в работе прошли. Научилась разделять задачи, чтобы еще помимо этого успевать что-то по учебе делать.

Какие у нас активные первокурсники в этом году! Умеют распределить время, могут не только заниматься учебой, но и помогать другим.

Мне интересна история XX века, конкретно повседневная история и период Второй мировой войны, а именно в нацистской Германии, повседневная история и повседневная жизнь граждан в условиях тоталитарного государства.

Как прошел учебный 2022-2023-й год? Как прошло поступление в Вышку? Чем отличается поступление по олимпиаде от ЕГЭ?

Учебный год был тяжелым и напряженным, потому что я понимала всю ответственность. Если я хочу поступить, значит, я должна работать очень сильно. На тот момент уже два года хотела поступить в Вышку. Было страшно, вдруг я не смогу воплотить свою мечту.

Я училась в Распределенном Лицее НИУ ВШЭ. К сожалению, в основной лицей я не поступила, но мне повезло учиться в Распределенном Лицее. Мы ходили на факультетский день «Истории» и «Истории искусств», тогда я точно уже поняла: либо Вышка, либо никуда. Я почувствовала себя в комфортной атмосфере, было настолько интересно работать на занятиях. Мне было интересно пробовать для себя что-то новое и работу с новыми историческими источниками. И мне настолько тогда захотелось сюда поступить, что я просто никак не могла отпустить эту идею.

Мне пришлось очень много работать. Я писала олимпиады, писала «Высшую пробу», писала олимпиаду Санкт-Петербургского государственного университета и участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников. В «Высшей пробе» я взяла диплом второй степени, он мне давал 100 баллов за ЕГЭ по истории при условии, если я сдам историю на 75 баллов на экзамене ЕГЭ. Санкт-Петербургскую олимпиаду школьников я выиграла и стала победителем.

Отдельно скажу про олимпиаду «Своими словами», потому что мне повезло пройти сначала на финальный этап, потом я стала призером, прошла на суперфинал. В феврале ездила на неделю в Клязьму, проходил суперфинал, был командный тур, индивидуальный тур. Про «Своими словами»: нужно написать сочинение на определенную тематику, которая тебе интересна. У меня было направление «История». На финальном этапе нам дали задание: напишите производственный роман про работу историка. Производственный роман – это, когда пишешь про работу человека какой-либо профессии. И нам нужно было презентовать роман будто бы мы в Советском Союзе, рассказать, в чем заключается его ценность, почему люди должны его читать. Мой роман был про выдуманную героиню Алевтину Николаевну Штольц. Она занималась поиском Янтарной комнаты. Экспертам очень понравилось.

Меня пригласили на суперфинал. На суперфинале был командный тур, нас распределили по командам. Мы делали творческий проект – арт-высказывание. То есть нам нужно было за один день, за 24 часа, найти проблему, которая для нас важна и придумать, как выразить ее через искусство, как показать ее с помощью сценки, ролика, презентации. Было тяжело. К сожалению, видимо, экспертам показалось, что чего-то не хватило.

Все ребята такие сплоченные, все хотели поступать в Вышку. У меня до сих пор есть беседа, где мы переписываемся с девочками из моей команды. Мы поступили в разные города, были из разных городов, но тема чемпионата до сих пор нас объединяет. Мы общаемся друг с другом, и это очень-очень приятно, что такие знакомства я завела, и что эти знакомства переросли в нечто большее, чем просто команда на олимпиаде.

Конечно, я никем не стала на суперфинале. Суперфинал мог бы мне дать возможность учиться в Вышке полностью бесплатно, то есть за счет университета. Но в тот момент, конечно же, я была очень расстроена, что я не выиграла эту олимпиаду. А на следующее утро после того, как я вернулась с этой олимпиады, я писала Санкт-Петербургскую олимпиаду школьников. Это очень интересный такой момент, что на нее я уже вообще не рассчитывала. Я ее писала полностью расстроенная, не думала, что я там что-либо займу. Я написала в очень спокойном настроении. Я не переживала ни о чем, практически не думала, думала только о самой олимпиаде и об ответах на задания. Иногда даже пару раз в кадре появлялась моя кошка. Это была олимпиада с прокторингом. Потом я снова занялась подготовкой к ЕГЭ. Наступил «день икс», мой день рождения. Мне исполняется 18 лет, и 20 марта 2023 года приходят результаты Санкт-Петербургской олимпиады школьников, мой друг ночью пишет, что я выиграла олимпиаду и она дает мне возможность поступить в Вышку. Я весь день задавалась вопросом: «Ну, этого не могло быть?». Почему? Кто решил, что моя работа может выиграть олимпиаду? Я выиграла олимпиаду, но я прошла по нижней границе, в какой-то момент меня терзали сомнения. Специфика их списков, что тебя точно уже никто не сдвинет никуда, если ты получил определенный балл. Мой день рождения прошел одновременно с мыслью, что мне 18 лет и зачем я полгода готовилась к ЕГЭ, если в итоге я выиграла олимпиаду. Это были непередаваемые эмоции.

По поводу самой подачи документов: я подавала только в Вышку, потому что я отказалась от идеи поступать в другой университет. Подавала документы онлайн, через сайт. Случилась проблема. Я заполнила все документы и прикрепила их. Через несколько дней все мои приоритеты слетели. Я очень испугалась. Звонила, чтобы решить проблему, но это был общий сбой. Через день все восстановилось. Свой оригинал аттестата я отдала за две-три недели до публикации списков поступивших. В какой-то момент меня спросили: «Вы точно уверены?». Я сказала: «Да, я точно уверена». Высшая школа экономики на ближайшие пять лет владеет моим аттестатом и хранит его как зеницу ока.

Было очень приятно увидеть себя в списке. То есть я шла к этому три года, я смогла это сделать. Я была так горда собой, я была настолько счастлива, не знаю, как описать эти чувства. В целом, весь август я просто была счастлива, что я теперь точно здесь. Это был большой, долгий, тернистый путь, но он того стоил.

Как ты готовилась к учебе в августе?

Август провела, занимаясь своим хобби: вязала, читала книги, которые я очень хотела прочитать летом. Фактически я провела просто этот месяц, ничего не делая. Абитуриентам я советую повторить мой опыт, потому что иногда нужно посвящать время себе, особенно после экзаменов, потому что экзамены впитывают всю эту жизненную энергию. Я советую август провести наедине с собой, посвятить его себе, разрешить себе читать любые книжки, которые ты откладывал, выполнить какие-то действия, которые ты хотел сделать после экзаменов.

Что ты можешь сказать про учебный процесс спустя два месяца учебы?

Учеба началась с того, что я стала старостой группы. Я бы не сказала, что это тяжело. Все преподаватели всегда очень быстро отвечают по почте. Все очень отзывчивые. В Вышке коммуникация работает очень хорошо. Если вдруг есть какие-то проблемы, то их очень быстро решают. Главное обозначить, что эта проблема есть и никак ее не оставлять без какого-то контроля или надзора. В нашей чудесной группе мы дарим подарки на дни рождения. Моя заместитель старосты великолепно помогает мне со всеми делами, которые есть. Поэтому, в принципе, в плане каких-то обязанностей, которые у меня возникли, когда я стала старостой, ничего сильно на меня не влияет. Продолжаю учиться, это не нагружает меня. По поводу самой учебы: первые недели, конечно, очень тяжело в плане того, что ты привыкаешь ко всем и к университету. Кураторы отвечают на все вопросы. Пообщавшись с остальными людьми из группы, ты понимаешь, что остальные себя чувствуют также неоднозначно. Что ты не один такой в состоянии, когда ты ничего не знаешь. На семинарах очень большая конкуренция. К сожалению, на семинарах бывает такое, что вот возникает мысль, но ты очень боишься ее высказать. Из своего опыта я советую высказывать эту мысль, если она, правда, показалась умной, лучше ее высказать. Не стесняться, просто говорить то, что ты считаешь нужным. Тебя могут поправить, так как семинар это не про то, чтобы ты ответил на оценку, а про то, чтобы ты поделился своим мнением. Мы сейчас еще только учимся, повторяем постоянно друг за другом одни и те же моменты. Но это нормально. Поэтому не надо себя корить, учимся новому.

Что ты ждешь от учебного года 2023-2024?

На самом деле жду очень много всего приятного. Учебный год уже начался очень здорово и приятно. Мне нравится сейчас то общество, в котором я нахожусь, мне нравятся академические предметы. Мне нравится то, как я учусь, сейчас я надеюсь, что начну читать что-то интересное и смогу это обсуждать с другими людьми. Занимаюсь английским, чтобы потом использовать в научных целях. Хочу этот год хорошо закончить, отучиться, получить замечательные оценки по всем предметам, чтобы потом был высокий рейтинг. На следующий год я бы хотела попробовать поехать по международной мобильности, приоритетным направлением лично для меня является Германия, потому что мне это интересно. Я бы хотела попытаться, потому что мне очень интересно, как устроено высшее образование в других странах и чему новому я могу там научиться, как я могу поделиться своими знаниями. В планах улучшить немецкий язык. Продолжим улучшать уровень языка в следующем году уже на изучении второго иностранного.

В целом очень позитивный настрой, и я надеюсь, что он сохранится и после первой после зимней сессии, что он сохранится и что курсовая у меня с ней тоже все будет в порядке, что я получу удовольствие от ее написания. А пока тема мне нравится, я действительно получаю от этого удовольствие. Надеюсь, что я в этом году буду действительно продуктивной, что я познакомлюсь с очень разными людьми и что я смогу выдержать этот первый год, что он будет только самым позитивным, самым интересным, наполненным событиями, людьми и всем подобным.

Что ты можешь пожелать абитуриентам?

Верить в свои силы. Потому что вы способны на все. Просто вы об этом не знаете. Не расстраивайтесь, когда вы делаете ошибки. Ошибки – это замечательно, потому что вы понимаете, к чему вам нужно стремиться и как эта ошибка может вам помочь. Помимо этого, если у вас есть цель, то не отпускайте эту цель до конца, даже если в какой-то момент кажется, что ничего не получится, что я не поступлю, что я не напишу олимпиаду, что я не напишу ЕГЭ. Не отпускайте цель до самого конца. Вы напишете все, вы все сделаете. Вы ведь идете к этому. Главное приложить усилия, потому что они помогают вам проходить этот путь. Любите себя и не забывайте, что в любой деятельности иногда может быть перерыв. Действительно, важно заботиться о себе. Очень важно не забывать о хобби. Советую на неделе выделять как минимум полтора дня на самого себя, чтобы сходить с друзьями погулять, позаниматься хобби, посмотреть интересный фильм или сериал.

Забродин Глеб, 2 курс, ОП «История», победитель Всероссийской Толстовскй олимпиады школьников

Мои научные интересы сейчас это поздний социализм в СССР. Если конкретизировать, то я сейчас занимаюсь именно классической политической историей, ранней оттепелью. И, судя по всему, я буду заниматься ей, по крайней мере, весь бакалавриат, потому что есть неисследованный материал.

Как ты поступал в Вышку? Расскажи про свою олимпиаду. В чем ее преимущества, недостатки, особенности и как в целом ты к ней готовился?

Я начал заниматься олимпиадами по истории именно в 11-м классе, планировал даже заниматься Всероссийской олимпиадой. Я, собственно, и занимался. Магистральной линией была подготовка именно к Всероссийской олимпиаде. И, в принципе, я стал победителем регионального этапа, но не прошел заключительный. От этой магистральной линии были разные ответвления в виде других олимпиад. Это была «Высшая проба», это был «Изумруд» в Екатеринбурге, это была Толстовская олимпиада. Еще олимпиада от СПбГУ и Ломоносова. В этом плане Толстовского олимпиада, по которой я, собственно, и поступил в университет, она ничем не отличалась структурно от Всероссийской олимпиады. Поэтому можно сказать, что к ней готовился. Там скорее было меньше строгих требований. Стоит сказать, что там было два этапа: отборочный и заключительный, а не несколько этапов, как у Всероссийской олимпиады. На заключительном этапе была только как раз письменная часть. Я узнал о своих возможностях поступления в Вышку по олимпиаде именно в марте 2022 года. Я с начала 11 класса не обращал внимания на систему БВИ и не смотрел на сайтах, где можно с какой олимпиадой поступить. В марте только обратил внимание, что по «Толстовской» могу поступить без экзаменов. Но энтузиазма у меня пока не было, потому что, на мой взгляд, тогда радоваться было преждевременно. Надо было сдать ЕГЭ, подтвердить 75 баллов по истории. Мне удалось это сделать. Я готовился к ЕГЭ сразу после олимпиады и сдал на 93 балла. Да, конечно, было очень нервозно первое время, но все через это проходят. Летом я начал подавать документы, как только открылась приемная кампания, оформил все документы корректно. И случилась заминка. Видимо, она была и у других, что статус БВИ появился в списке не сразу, а где-то через недели две-три после того, как был сформирован список. Когда уже понял, что все прошел успешно, только тогда я успокоился. Было, по-моему, начало августа 2022 года.

Как тебе сама структура сайта? Там было все понятно?

Скорее да, чем нет. Я удивился, что у Вышки в принципе удобный сайт. Но другое дело – я постоянно ловил себя на мысли, что, возможно, я какие-то подробности, которые там поданы каким-то мелким шрифтом, 10-м кеглем в каком-то документе, я их не знаю. И мне пришлось как бы крупно переработать весь этот состав документов для поступления. Но в целом я могу честно сказать, что у Вышки самый удобный был сайт относительно всех других вузов.

Как прошел сам процесс зачисления, в целом про август 2022 года и заселение в общежитие?

Когда уже сформировали списки, надо было принести подлинник аттестата. Я, проконсультировавшись с родственниками, понял, что, нет особых вариантов куда-то лететь или ехать. И мы послали этот подлинник экспресс курьерской доставкой по почте. Подлинник довольно быстро пришел, появилась соответствующая отметка в графе подлинник аттестата. Я не помню, когда мне пришло направление в общежитие, но это, по-моему, это было в середине августа. Я попал в общежитие в Одинцово, сразу настроился, что в принципе не стоит рассчитывать на общежитие в пределах Москвы. Собственно, это не было для меня потрясением. Уже 25-го числа я вылетел из города. Я к этому никак морально особо не готовился. Не было особо драматичного опыта какого-то, кроме того, что такая атмосфера, что ты живешь какое-то время на чемоданах, и надо все это разгребать. У меня не было никаких ожиданий по поводу общежития. Я помню день заселения, нужно было подать кучу документов, на тебя составляет дело работник, чтобы начать готовить постепенно временную прописку. С этим помогали волонтеры. Конечно, это было немного так волнительно. Я адаптировался, больше никаких особых затруднений не испытывал. В быту все приходило просто с практикой.

Как прошел первый год обучения и что тебе больше всего понравилось в Вышке?

Я помню первый модуль, это было волнительно, я волновался, у меня были какие-то свойственные большинству комплексы какой-то интеллектуальной неполноценности, как будто я чувствовал напряжение. В частности, на первых семинарах, когда надо было что-то сказать. И тогда еще надо было кучу всего сразу оформить социальную карту, надо было забрать временную прописку и пропуск. Вот и надо было пока разом выходить гулять по Москве. Хотя мне как раз понравился опыт прогулки по Москве. Это был скорее приятный опыт, который сглаживает какие-то неудобства. Я сразу практически привык к полуторачасовой дороге. Во втором модуле я чувствовал себя полноценно адаптированным. Тоже было напряжение с оценками, оно всегда будет, в той или иной степени. Это вопрос отношения человека к учебе. Я боялся потерять стипендию. Главное удержаться на бюджете и сохранить стипендию в целом. Мне нравилось учиться, мне нравились предметы. Уже к концу года 2022-го года и к началу 2023-го, соответственно, у меня появились уже какие-то планы. Конечно, случались какие-то неудачи в учебе, но я, в принципе, легко их переживаю, особенно когда уже есть какие-то успехи, с которыми можно сравнить эти неудачи и понять, что это бывает со всеми.

Формирование рейтинга – это отдельная тема. Я вообще не рассчитывал, что попаду на первое место, но оно мне было не особо нужно. Оно не дает ничего глобально. Если хочется попасть на какой-то конкретный майнор, можно входить в десятку. Но меня удивило, что я как-то вышел на первое, я бы не сказал, что это вообще как-то меня обрадовало. Скорее я подумал: «Опять придется соответствовать какому-то этому образу, опять что-то для него делать, опять люди смотрят на меня с другой стороны». Я говорил себе: «Да ну, расслабься. Это как раз-таки момент, когда, в принципе, ты уже доказал, что хотел».

Что ты ждешь от учебного года 2023-2024?

Я рассчитываю, что во втором семестре будет интересно учиться. Мне, безусловно, нужно будет постараться для написания исследования. Тема исследования меня интересует. Я могу даже сказать, что это скорее мое хобби им заниматься. Судя по тому времени, которое на него трачу, хобби. В принципе, требования те же: удержать стипендию, поддержание бюджета. Это моральная ответственность перед самим собой. Ну и тем более, у меня все-таки есть какое-то свободное время, которое я могу тратить на другие вещи.

Что ты можешь пожелать будущим абитуриентам? Какие советы можешь дать или просто напутствие?

Если вы задумывались о поступлении на какую-то конкретную специальность еще в средней школе, вы можете потихоньку начать готовиться и скорее воспринимать это как какое-то увлечение. Не подходите к этому слишком серьезно до 10-го класса. И, конечно, мой олимпиадный опыт в этом случае не очень репрезентативный, потому что я сам запрыгнул в последний вагон. Но, тем не менее, на моем как раз примере можно показать, что, в принципе, даже если вы поздно начали, если у вас есть просто представление о том, куда вы поступите, хотя бы какой-то круг специальностей в каких-то университетах, то вы в целом можете усиленно начать заниматься и в 11-м классе, и поступить. Все у вас будет в порядке. Главное не нервничать. Я говорю это на основе личного опыта. У меня не было никаких ожиданий, что я куда-то поступлю. Поэтому само написание олимпиад не очень болезненно для меня проходило. У меня не было таких сильных волнений, когда я, например, заходил в аудиторию писать олимпиаду в целом. То есть меньше волнения, меньше ожиданий, но при должном усилии, понятное дело. И главное знать, чего хотеть.

Спасибо за интервью. Успехов!