• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершился спецкурс "Нешкольная история СССР"

Курс проходил в рамках "Клуба молодого историка", который работает на базе Школы исторических наук НИУ ВШЭ. Авторы спецкурса, студенты третьго курса программы "История", Олег Баженов и Нияз Галявиев рассказывают о том, как проходили занятия.

Недавно прошло последнее занятие клуба юного историка, посвященное «Нешкольной истории СССР». На лекциях, посвященных второй половине истории СССР, мы (Баженов Олег и Галявиев Нияз) приложили максимум усилий для того, чтобы заинтересовать школьников. Мы специально подбирали такие сюжеты для занятий, чтобы, с одной стороны, передать суть того времени, в котором жили родители пришедших слушателей, а с другой стороны, рассказать про то, что редко упоминается в школьной программе.

Самая главная цель лично для нас заключалась в том, чтобы суметь привить  школьникам любовь к истории своей страны, стремление к знанию, в том числе — к научному знанию. Хотя подобные установки звучат крайне пафосно, метод мы избрали банальный. Мы старались не просто отчитать лекцию и уйти, а сделать это максимально простым языком, с байками и шутками, с использованием фотографий тех лет, устраивали модный показ из одежды времен Перестройки, в большом количестве показывали разнообразные агитационные плакаты. Мы также показывали видео выступлений генеральных секретарей СССР. Ведь как можно понять, как воспринимали люди Горбачева, если не показать новостные ролики, в которых он общается с заводскими рабочими?

Конечно, три занятия, посвященных времени Хрущева, Брежнева и Горбачева сложно назвать полноценными учебными лекциями, потому что мы давали минимум заданий. Однако мы стремились максимально разнообразить и проиллюстрировать наши рассказы, поэтому в аудитории никогда не было скучно. Мы поддерживали душевную и дружескую атмосферу и слушателям было обеспечено хорошее настроение. Конечно, мы не шли строго по Википедии, учебнику или монографии, в любые факты мы, по возможности, старались привнести что-то интригующее, чтобы даже самые банальные вещи казались интересными. Например, примерно четвертая часть каждой лекции была посвящена внутрипартийной борьбе и тому, как каждый генеральный секретарь приходил к власти. Казалось бы, сюжеты крайне занудные и малоинтересные для сторонних людей, но внеся человеческий элемент и долю жизни, нам удалось и об этом рассказать интересно.

Когда мы показывали фотографии поколения Перестройки, чтобы объяснить, как тогда одевались, многие школьники начали узнавать фотографии своих родителей, и мы также делали на это упор. Вообще, эта мысль была основной в нашем повествовании: дело не только в том, что надо знать историю своей страны, дело еще и в том, что надо знать, в какой стране и как жила родная семья (папа и мама, дедушка и бабушка). Такой посыл также помог найти отклик в посетителях лекций.

Безусловно, не все лекции состояли из каких-то игр и дискуссий. Например, чтобы объяснить, что такое дефицит и вообще внести толику ясности касательно продовольственной ситуации в СССР в разные годы, мы просили школьников составить свои списки повседневных товаров и продуктов питания, а потом сравнивали их с аналогичными списками из монографий по этому вопросу. Конечно, многие были под большим впечатлениям, когда узнавали, что хлопья и йогурт на завтрак не являлись повседневной составляющей. Но еще большее удивление у них вызывали рассказы обо всех этих аппаратных играх и наши попытки разоблачить многие околонаучные исторические мифы, сложившиеся вокруг тех или иных явлений спустя тридцать лет после распада СССР.

Понятно, что не все было идеально, и не всегда удавалось завлечь в дискуссию всех слушателей. К сожалению, поначалу это было большой проблемой: то ли ребята боялись показаться глупыми и неправильно ответить на наши вопросы, то ли просто стеснялись и не очень хотели выступать перед чужими людьми, но иногда в ответ на наши вопросы мы слышали только молчание. Но даже в такие моменты у нас получалось дать какие-то исторические зарисовки, чтобы сбросить накопившееся напряжение.

В целом надо сказать, что самого главного мы добились. Мы сделали свой первый шаг в пропаганде науки — этой важной составляющей деятельности ученого. Нам удалось собрать более или менее постоянную аудиторию, пускай и небольшую, которой мы старались донести, что история — это интересно, что историческая наука — это интересно, и что историки — они не только в архивах сидят, да и вообще — занимательные люди. И это самое замечательное для нас — увидеть огонь и искры в глазах человека, которого удалось заинтересовать!