• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
09
Июнь

Школа ситуационного анализа 2022

Школа ситуационного анализа проходит в рамках программы ситуационных анализов ФМЭиМП – одного из ключевых проектов нашего факультета под руководством научного руководителя ФМЭиМП Сергея Александровича Караганова.

Координатор проекта Мирас Бахытханович Жиенбаев, и непосредственные участники первой Школы ситуационного анализа Анна Бондаренко и Алина Зуб, студентки 4 курса программы «Международные отношения», делятся самой важной информацией о флагманской инициативе факультета, а также о том, что ждет студентов Школы в этом году.   

Расскажите о школе ситуационного анализа

Жиенбаев Мирас: Сам метод ситуационного анализа является одним из знаковых в российской школе и был разработан Евгением Максимовичем Примаковым и Марком Арсеньевичем Хрусталевым в 60-х годах XX века.

Идея о запуске Школы пришла в 2020 году и принадлежит Сергею Александровичу Караганову. Запуск был отложен из-за пандемии, однако уже в 2021 году появилась возможность реализовать Школу такой, какой она задумывалась изначально. Проект продлился с ноября 2021 года по апрель 2022 года.

Чем занимались студенты в ходе проекта школы ситуационного анализа?

Жиенбаев Мирас: Сначала наши студенты научились ставить вопросы к предмету исследования, потому что правильная постановка вопроса – это основа деятельности любого международника. Затем они работали в группах над разработкой планов-сценариев. Ближе к окончанию проекта участники моделировали «ситаны» на практикумах с ведущими учеными факультета.

Ключевыми спикерами прошлого года стали лично Сергей Александрович Караганов, Анастасия Борисовна Лихачева, Тимофей Вячеславович Бордачев и Дмитрий Вячеславович Суслов. 

Как Вы разработали структуру отбора на проект?

Жиенбаев Мирас: Мы делали особый упор на мотивационное эссе (объемом в 500 слов). Для нас было важно, чтобы студент умел продемонстрировать высокую мотивацию и свои конкурентные преимущества. В некотором роде, это был также и тест на внимательность для студентов: некоторые не отправили резюме или эссе.

Так как школа проходит во время процесса основного обучения, нам была важна степень мотивации участников. При отборе анкеты мы также смотрели на рейтинг, достижения и навыки. В принципе, любой конкурс, особенно на подобные проекты, – это хороший опыт потренироваться «продавать себя выгодно». Это тот навык, который определенно пригодится в будущем.

Согласно проектному предложению, участники школы должны быть студентами 3–4 курса бакалавриата и 1–2 курса магистратуры. Были ли прецеденты, когда Вы брали студентов с младших курсов?

Жиенбаев Мирас: Правила есть правила, их понимание – тоже важный навык. Есть формальные критерии, которые четко прописаны в проектном предложении, мы к ним относимся серьезно.

Впечатления участников

Что требовалось, чтобы попасть на данный проект?

Алина Зуб: Мы должны были написать мотивационное эссе и прикрепить резюме. Тогда чувствовалось, что отбор проходит на высоком уровне – у меня даже было волнение, что меня могут не взять из–за серьезности конкурса (было около 50 заявок).

А были ли дополнительные теоретические задания, которые надо было выполнить для прохождения конкурса?

Анна Бондаренко: Нет, нужно было написать только мотивационное эссе. Каждый из нас приходил в школу с совершенно разным уровнем знаний, и это не мешало успешно проходить обучение. Главное – это мотивация.

Как Вы можете охарактеризовать школу ситуационного анализа со стороны студента?

Алина Зуб: Это был один из самых полезных и самых прикладных проектов, в которых я когда-либо участвовала. Он был направлен на наше развитие: и как международников, и как студентов, и как части команды, и как личностей. Также мне кажется, что ни один проект на факультете не включает в себя такое количество высококвалифицированных экспертов-международников. Больше всего запомнился «финальный ситан» с комментариями экспертов после нашего выступления – было очень трепетно и волнительно.

Анна Бондаренко: Школа «ситанов» была одним из самых необычных проектов. Обычно на Ярмарке нам доступны проекты, связанные с написанием аналитических работ или организацией мероприятий. Здесь же формат участия был совершенно другой, больше похожий на дополнительные курсы. Стоит отметить, что тематика заданий была очень разная: от вступления Финляндии в НАТО до гуманитарного кризиса в Афганистане.  Мне было интересно поработать над темами, которые не входят в круг моих академических интересов или с которыми я не сталкивалась раньше.

Давайте теперь поговорим немного о формате проведения занятий

Алина Зуб: У нас не было как таковых лекций и семинаров. Наш формат можно назвать практикумом. Например, половину лекции Сергей Александрович отвечал на наши вопросы, скорее был формат Q&A.  С Анастасией Борисовной у нас были практические занятия, где мы подробно разбирали наши план-сценарии.

Анна Бондаренко: Мне очень понравилось, когда на практикумах Анастасия Борисовна прорабатывала план-сценарий с каждой группой индивидуально. Также после выполнения каждого задания мы получали обратную связь от экспертов в виде правок к нашим текстам, что тоже очень важно. Мы могли посмотреть на свои ошибки, проанализировать их. В дальнейшем мы старались их не повторять.

Алина Зуб: В течение всего обучения мы были распределены на команды, и мы не могли их менять. На самом деле, когда есть возможность самостоятельно подбирать себе команду, работать становится намного легче, чем с незнакомыми людьми, поэтому такую возможность нам ограничили.

Анна Бондаренко: Полностью согласна, на проекте мы учились работать в незнакомом коллективе. Это сложнее, заставляет выйти из зоны комфорта, но отлично развивает навыки командной работы и стрессоустойчивости.  

Тяжело ли было совмещать учебу в университете и Школу «ситанов»?

Анна Бондаренко: Я без труда совмещала учебу на 3 курсе и занятия в школе. Во многом у меня это получилось благодаря высокому уровню организации школы – наш координатор всегда подбирал время занятий, в которое у участников школы не было обычных пар. Времени на выполнение заданий также давалось достаточно. Все зависит от того, насколько у самих участников развит навык тайм-менеджмента.

Алина Зуб: Когда времени нет и добавляется что–то еще, времени как будто становится еще больше. Мне кажется совершенно неправильным аргумент: «У меня нет времени, у меня нет сил на этот проект». Если нравится проект, и спикеры, которые в нем задействованы, тебе интересны, то надо идти и брать от него все, что можно. Время всегда найдется.

Школа ситуационного анализа 2.0

В этом году школа «ситанов» продолжает свою деятельность. Что изменится?

Жиенбаев Мирас: Пока мы не можем раскрывать все секреты, но уже точно известно, что в этом году программа будет более интенсивной. Личное участие в проекте Сергея Александровича Караганова и Анастасии Борисовны Лихачевой сохранится. Темы определенно изменятся. В этом сезоне на программе будет больше интерактива и больше взаимодействия со спикерами.

Если в прошлом году студент принимал участие в школе ситуационного анализа, может ли он принять участие в этом году? 

Жиенбаев Мирас: У нас нет ограничений. У всех абсолютно равные возможности. Участие в прошлом наборе Школы «ситанов» не является преимуществом, все зависит от качества заявки участника.

Что Вы можете порекомендовать студентам, которые захотят принять участие в школе в этом году?

Анна Бондаренко: Определенно стоит попробовать свои силы и подать заявку на участие в проекте. Верьте в себя и все получится!

Алина Зуб: Брать от проекта максимум – не воспринимать его как возможность закрыть кредиты, а действительно впитывать в себя каждое слово экспертов и вкладываться по полной в каждое задание.

Три слова о проекте

Экспертно, актуально и практично.

Интервью подготовила: Зайцева София, 2 курс образовательной программы «Международные отношения»