Школа ситуационного анализа 2022
Школа ситуационного анализа проходит в рамках программы ситуационных анализов ФМЭиМП – одного из ключевых проектов нашего факультета под руководством научного руководителя ФМЭиМП Сергея Александровича Караганова.
Координатор проекта Мирас Бахытханович Жиенбаев, и непосредственные участники первой Школы ситуационного анализа Анна Бондаренко и Алина Зуб, студентки 4 курса программы «Международные отношения», делятся самой важной информацией о флагманской инициативе факультета, а также о том, что ждет студентов Школы в этом году.
Расскажите о школе ситуационного анализа
Жиенбаев Мирас: Сам метод ситуационного анализа является одним из знаковых в российской школе и был разработан Евгением Максимовичем Примаковым и Марком Арсеньевичем Хрусталевым в 60-х годах XX века.
Идея о запуске Школы пришла в 2020 году и принадлежит Сергею Александровичу Караганову. Запуск был отложен из-за пандемии, однако уже в 2021 году появилась возможность реализовать Школу такой, какой она задумывалась изначально. Проект продлился с ноября 2021 года по апрель 2022 года.
Чем занимались студенты в ходе проекта школы ситуационного анализа?
Жиенбаев Мирас: Сначала наши студенты научились ставить вопросы к предмету исследования, потому что правильная постановка вопроса – это основа деятельности любого международника. Затем они работали в группах над разработкой планов-сценариев. Ближе к окончанию проекта участники моделировали «ситаны» на практикумах с ведущими учеными факультета.
Ключевыми спикерами прошлого года стали лично Сергей Александрович Караганов, Анастасия Борисовна Лихачева, Тимофей Вячеславович Бордачев и Дмитрий Вячеславович Суслов.
Как Вы разработали структуру отбора на проект?
Жиенбаев Мирас: Мы делали особый упор на мотивационное эссе (объемом в 500 слов). Для нас было важно, чтобы студент умел продемонстрировать высокую мотивацию и свои конкурентные преимущества. В некотором роде, это был также и тест на внимательность для студентов: некоторые не отправили резюме или эссе.
Так как школа проходит во время процесса основного обучения, нам была важна степень мотивации участников. При отборе анкеты мы также смотрели на рейтинг, достижения и навыки. В принципе, любой конкурс, особенно на подобные проекты, – это хороший опыт потренироваться «продавать себя выгодно». Это тот навык, который определенно пригодится в будущем.
Согласно проектному предложению, участники школы должны быть студентами 3–4 курса бакалавриата и 1–2 курса магистратуры. Были ли прецеденты, когда Вы брали студентов с младших курсов?
Жиенбаев Мирас: Правила есть правила, их понимание – тоже важный навык. Есть формальные критерии, которые четко прописаны в проектном предложении, мы к ним относимся серьезно.
Впечатления участников
Что требовалось, чтобы попасть на данный проект?
Алина Зуб: Мы должны были написать мотивационное эссе и прикрепить резюме. Тогда чувствовалось, что отбор проходит на высоком уровне – у меня даже было волнение, что меня могут не взять из–за серьезности конкурса (было около 50 заявок).
А были ли дополнительные теоретические задания, которые надо было выполнить для прохождения конкурса?
Анна Бондаренко: Нет, нужно было написать только мотивационное эссе. Каждый из нас приходил в школу с совершенно разным уровнем знаний, и это не мешало успешно проходить обучение. Главное – это мотивация.
Как Вы можете охарактеризовать школу ситуационного анализа со стороны студента?
Алина Зуб: Это был один из самых полезных и самых прикладных проектов, в которых я когда-либо участвовала. Он был направлен на наше развитие: и как международников, и как студентов, и как части команды, и как личностей. Также мне кажется, что ни один проект на факультете не включает в себя такое количество высококвалифицированных экспертов-международников. Больше всего запомнился «финальный ситан» с комментариями экспертов после нашего выступления – было очень трепетно и волнительно.
Анна Бондаренко: Школа «ситанов» была одним из самых необычных проектов. Обычно на Ярмарке нам доступны проекты, связанные с написанием аналитических работ или организацией мероприятий. Здесь же формат участия был совершенно другой, больше похожий на дополнительные курсы. Стоит отметить, что тематика заданий была очень разная: от вступления Финляндии в НАТО до гуманитарного кризиса в Афганистане. Мне было интересно поработать над темами, которые не входят в круг моих академических интересов или с которыми я не сталкивалась раньше.
Давайте теперь поговорим немного о формате проведения занятий
Алина Зуб: У нас не было как таковых лекций и семинаров. Наш формат можно назвать практикумом. Например, половину лекции Сергей Александрович отвечал на наши вопросы, скорее был формат Q&A. С Анастасией Борисовной у нас были практические занятия, где мы подробно разбирали наши план-сценарии.
Анна Бондаренко: Мне очень понравилось, когда на практикумах Анастасия Борисовна прорабатывала план-сценарий с каждой группой индивидуально. Также после выполнения каждого задания мы получали обратную связь от экспертов в виде правок к нашим текстам, что тоже очень важно. Мы могли посмотреть на свои ошибки, проанализировать их. В дальнейшем мы старались их не повторять.
Алина Зуб: В течение всего обучения мы были распределены на команды, и мы не могли их менять. На самом деле, когда есть возможность самостоятельно подбирать себе команду, работать становится намного легче, чем с незнакомыми людьми, поэтому такую возможность нам ограничили.
Анна Бондаренко: Полностью согласна, на проекте мы учились работать в незнакомом коллективе. Это сложнее, заставляет выйти из зоны комфорта, но отлично развивает навыки командной работы и стрессоустойчивости.
Тяжело ли было совмещать учебу в университете и Школу «ситанов»?
Анна Бондаренко: Я без труда совмещала учебу на 3 курсе и занятия в школе. Во многом у меня это получилось благодаря высокому уровню организации школы – наш координатор всегда подбирал время занятий, в которое у участников школы не было обычных пар. Времени на выполнение заданий также давалось достаточно. Все зависит от того, насколько у самих участников развит навык тайм-менеджмента.
Алина Зуб: Когда времени нет и добавляется что–то еще, времени как будто становится еще больше. Мне кажется совершенно неправильным аргумент: «У меня нет времени, у меня нет сил на этот проект». Если нравится проект, и спикеры, которые в нем задействованы, тебе интересны, то надо идти и брать от него все, что можно. Время всегда найдется.
Школа ситуационного анализа 2.0
В этом году школа «ситанов» продолжает свою деятельность. Что изменится?
Жиенбаев Мирас: Пока мы не можем раскрывать все секреты, но уже точно известно, что в этом году программа будет более интенсивной. Личное участие в проекте Сергея Александровича Караганова и Анастасии Борисовны Лихачевой сохранится. Темы определенно изменятся. В этом сезоне на программе будет больше интерактива и больше взаимодействия со спикерами.
Если в прошлом году студент принимал участие в школе ситуационного анализа, может ли он принять участие в этом году?
Жиенбаев Мирас: У нас нет ограничений. У всех абсолютно равные возможности. Участие в прошлом наборе Школы «ситанов» не является преимуществом, все зависит от качества заявки участника.
Что Вы можете порекомендовать студентам, которые захотят принять участие в школе в этом году?
Анна Бондаренко: Определенно стоит попробовать свои силы и подать заявку на участие в проекте. Верьте в себя и все получится!
Алина Зуб: Брать от проекта максимум – не воспринимать его как возможность закрыть кредиты, а действительно впитывать в себя каждое слово экспертов и вкладываться по полной в каждое задание.
Три слова о проекте
Экспертно, актуально и практично.
Интервью подготовила: Зайцева София, 2 курс образовательной программы «Международные отношения»