• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Храмовое искусство Чолов

В старинных городах Тамилнада все улицы сходятся к единому центру. Путешественник, захваченный людским потоком, чувствует приближение к чему-то важному: толпа становится все более тесной и шумной, торговля делается все оживленнее, на прилавках – яркие картинки с изображениями богов, виртуозно сложенные пирамиды из порошковых красок, всевозможные сладости, пестрые книжки с рассказами о святых местах и собраниями мантр и гимнов.

Торговля при храме
(фото: Торговля при храме)

В конце улицы виднеется высокое причудливое сооружение – широкая ступенчатая башня, сужающаяся кверху и похожая на гигантскую этажерку для скульптуры.
 
Гопурам
(фото: Гопурам)

Подойдя ближе и запрокинув голову, мы видим множество изображений богов и чудесных существ, как будто весь невообразимый пантеон индийской мифологии, живущий своей бурной, неистовой жизнью, внезапно застыл, превратившись в фигуры из глины и камня.

Гопурам вблизи
(фото: Гопурам вблизи)

Гопурам. Скульптура
(фото: Гопурам. Скульптура)
 
Это – гопурам, надвратная башня южноиндийского храма и одновременно наиболее монументальная его часть. Слово gopuram на санскрите означает «коровья крепость». Считается, что этот элемент храмовой архитектуры восходит к сторожевой башне пастушеского селения, с вершины которой можно было проследить движение стада и заметить приближающихся врагов. Типичный тамильский храм действительно напоминает крепость: он отделен от города высокой каменной стеной, часто украшенной поверху фигурками лежащих быков. Так огорожена прямоугольная территория храма, по четырем сторонам света отмеченная входами-гопурамами.

Такой тип храмовой архитектуры характерен для Южной Индии. Он сложился еще в эпоху раннего средневековья, во времена династии Чолов. Этот древний род в конце IX в. нанес поражение Паллавам и основал новую империю со столицей в Танджавуре. Наивысшего расцвета держава Чолов достигла в XI в., когда подчинила своей власти весь Тамилнад, часть Карнатаки и даже Ланку. Если придворная культурная Паллавов была привержена северной санскритской традиции, при дворе Чолов развивалась тамильская литература. Южная Индия начала утверждать и формулировать свою особую идентичность. Приобретала все большую значимость собственная сакральная география – в местах тамильского паломничества вырастали храмы.

 
В храме
(фото: В храме)
 
Тамильское слово «храм» – koyil – буквально означает «место царя», первоначально так назывался царский дворец. Сами названия храмов часто связаны с именами построивших их царей. Надо полагать, что устройство южноиндийского храма воспроизводит структуру дворца.
 
Южноиндийский храм похож на город
(фото: Южноиндийский храм похож на город)
 
Самые знаменитые храмы занимают очень большую территорию. Вишнуитский храм Шрирангам представляет собой целый город: войдя в пределы внешних стен, вы вновь видите перед собой гопурам, через который дорога ведет внутрь следующего огороженного стеной пространства – и так повторяется семь раз! Конечно, если вы не индиец, вам не удастся пройти все ворота и посетить главное святилище. Сакральный центр индусского храма называется garbhagṛha «дом зародыша». Обычно это небольшое темное помещение с одним входом, внутри которого находится изображение божества. Индус приходит в храм не для того, чтобы молиться, а чтобы созерцать своего бога, такая форма его почитания именуется darśan «лицезрение».

Однако огромные южные храмы были не только местом поклонения – они служили главным средоточием всей культурной жизни, здесь звучала музыка, исполнялись танцы, поэты читали свои религиозные стихи и гимны, проходили диспуты ученых брахманов, обучали учеников. Для всего этого были предназначены просторные открытые помещения, часто заполненные множеством колонн. Такие строения носят название maṇḍapa.



(видео: Паломники отдыхают в мандапе)
 
Пожалуй, именно здесь храмовая скульптура представлена во всем своем великолепии. Каждую колонну можно долго рассматривать, изумляясь прихотливости орнамента и пытаясь разгадать мифологические сюжеты на изображениях. Мандапа расположены в широком храмовом дворе, там же находятся малые святилища (небольшие храмы со своей гарбхагрихой) и водоем – прямоугольный искусственный пруд с каменными ступенями для спуска к воде (омовения – важнейший обряд, совершаемый ради ритуальной чистоты в индуизме). Двор, как правило, окружен галереей, на стенах которой нередко можно увидеть старую живопись. Чтобы понимать изображенные храмовыми художниками сюжеты, нужно не только хорошо знать санскритский эпос – «Махабхарату» и «Рамаяну», но и разбираться в сложной мифологии тамильского индуизма.

Вимана - крылатая колесница богов. Живопись на стенах храма
(фото: Вимана – крылатая колесница богов. Живопись на стенах храма)
 
Поскольку в индуизме существует два основных направления – шиваизм и вишнуизм, то и тамильские храмы могут принадлежать к одному из них. В гарбхагрихе шиваитского храма, как правило, находится лингам. Этот каменный столб – фаллический символ, обозначающий присутствие Шивы.

Почитаемые лингамы в тамильском храме
(фото: Почитаемые лингамы в тамильском храме)
 
В Тамилнаде популярен миф о том, как два великих бога – Брахма и Вишну ­– вознамерились оспорить безграничное могущество Шивы. Тогда Шива принял облик гигантского лингама. Брахма превратился в гуся и устремился вверх, чтобы достичь его вершины. Вишну принял облик кабана и начал рыть землю, надеясь увидеть основание лингама. Однако несмотря на все их усилия ни один из двух богов не смог достичь своей цели. Лингам оказался бесконечным, как сам космос.

Брахма и Вишну у лингама. Скульптурное оформление храма
(фото: Брахма и Вишну у лингама. Скульптурное оформление храма)
 
Каноническое изображение лингама представляет его стоящим в середине продолговатого каменного основания. Это – йони, символ женского начала. В святилище своего храма шиваит благоговейно созерцает соединение непостижимого абсолюта и женской энергии. В этом для адептов шиваизма – источник возникновения и причина гибели мира.

Перед входом в шиваитский храм обязательно помещена каменная фигура лежащего быка. Это – Нанди, vāhana Шивы, т.е. его верховое животное. Как и лингам, Нанди воплощает мужское начало. Предполагают, что первоначально Нанди был зооморфным образом самого божества, представлявшим его неистовую мощь.


Бык Нанди у входа в гарбхагриху
(фото: Бык Нанди у входа в гарбхагриху)
 
Если же у входа в храм вы увидите крылатую мужскую фигуру с клювом вместо носа, то перед вами место поклонения вишнуитов. Вахана Вишну – это царь птиц Гаруда. В «Махабхарате» содержится рассказ о том, как Гаруда попал в рабство к змеям, похитил для них у богов напиток бессмертия – амриту, но не дал змеям ее вкусить. С тех пор владыка птиц враждует со змеями. У этого мифа очень глубокие корни в индоевропейской архаике, его отголоски обнаруживаются в преданиях разных народов.

В наши дни все, кто интересуется индуизмом, непременно совершают хотя бы одно путешествие по Тамилнаду. Здесь находятся крупнейшие храмовые комплексы Индии. Их можно увидеть в Канчипураме, Танджавуре, Мадурае и других городах. Однако живой индуизм пронизывает все сферы жизни Южной Индии.

 

(видео: Храмовая процессия на улицах Мадурая)
 
В сельской местности часто встречаются изображения божеств, охраняющих границы полей. Они не отличаются изысканностью, свойственной старинной храмовой скульптуре, но сохраняют черты народного искусства, глубоко укорененного в местной традиции.

Сельское святилище

(фото: Сельское святилище)