• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кушинагара

Последнее великое событие в житии Будды – это паринирвана, полное угасание, окончательный уход Просветленного из мира с его неизбежными страданиями, переход в вечное и ничем не обусловленное состояние, которое не может быть выражено ни в каких словах и понятиях. В буддийской литературе назван городок Кушинагара, где «наставник богов и людей» завершил свой земной путь. В древности паломники посещали это место, но потом, во времена господства мусульман в Северной Индии, оно было забыто. Лишь в XIX веке английские археологи обнаружили древний паломнический центр. Они руководствовались записками уже упоминавшегося нами китайского ученого монаха Сюань-цзана (VII в.). В его время буддизм в Индии приходил в упадок, и в этом почитаемом месте он также застал картину запустения:

«Шел на северо-восток через большой лес. Дороги здесь труднопроходимы, тропы опасны. Здесь водятся горные быки и дикие слоны. Шайки разбойников и охотники то и дело подстерегают путников, желая их убить. Выйдя из этого леса, прибыл в страну Кушинагару.

Страна Кушинагара. Столица лежит в развалинах, города и селения в запустении. Кирпичные руины старого города имеют около 10 ли в окружности. Жители малочисленны, их поселения запущены».

В деревне рядом с Кушинагарой
(фото: В деревне рядом с Кушинагарой)

Напротив, современный путешественник, миновав высокие ворота, увидит скопление храмов и монастырей, сады и пруды, расположенные по обе стороны дороги. Вслед за учеными-археологами сюда пришли буддийские миссии, превратившие раскопанные объекты в святилища. Сам того не зная, китайский паломник, давший сведения историкам, способствовал возрождению этого сакрального центра.

Современный китайский монастырь в Кушинагаре
(фото: Современный китайский монастырь в Кушинагаре)

Если обратиться к буддийскому канону, то самый известный текст, содержащий рассказ о событиях, окружающих уход Будды – это «Великая сутра о паринирване». Сутра сохранилась на многих языках и в разных редакциях. Наиболее известен палийский текст, отражающий версию школы тхеравадинов. Это сочинение отличается от большинства сутт (так звучит слово «сутра» на языке пали) Типитаки, оно включает в себя целый ряд повествований, проповедей и диалогов. Поэтому в буддологии высказывалась точка зрения, что «Великая сутра о паринирване» составлена из отдельных фрагментов. Однако в ней есть единый сюжетный стержень – последнее странствие Будды. Будда покидает Раджагриху – столицу большого царства Магадхи, – направляется на север, переправляется через Гангу и попадает во владения племен личчхавов и маллов. По дороге он переживает тяжелую болезнь, но превозмогает ее. Переломным эпизодом становится разговор с Анандой – постоянным спутником Будды, выполнявшим обязанности слуги. Будда несколько раз настойчиво говорит Ананде, что Просветленный может сам выбрать срок своего ухода, но Ананда не понимает, что он должен обратиться к учителю с просьбой остаться в мире. Когда все намеки оказываются напрасными, является демон Мара, который объявляет, что истинное учение уже было возвещено в мире, община создана, и первоучителю пора завешать свой земной путь.

Монах на дороге
(фото: Монах на дороге)

В качестве места паринирваны Будда выбирает Кушинагару – незначительный городок на территории государства маллов. Прибыв сюда, он готовится к уходу и дает Ананде последние наставления. Он объясняет, что Просветленного надо хоронить по тому обряду, который совершается для царя-чакравартина, то есть оставшиеся после кремации мощи должны быть заключены внутрь куполообразного сооружения – ступы. Он называет также четыре священных места, где следует почитать его память – место рождения (Лумбини), место просветления (Бодх-гая), место первой проповеди (Мригадава-Сарнатх) и место паринирваны (Кушинагара). Так в этом тексте получает обоснование институт паломничества как неотъемлемая часть религии буддизма.

Ступа кремации
(фото: Ступа кремации)

Будда ложится между двумя деревьями сала на правый бок, подложив под голову руку – эта поза в буддийской иконографии становится канонической при изображении паринирваны. Он концентрирует сознание и достигает четвертой ступени медитации, после чего погружается в абсолютный покой.

Большое внимание в сутре уделено погребальным обрядам. Описывается плач и пение, помещение тела в металлический саркофаг, приношение цветов, поклонение людей и богов, сложная кремация, в результате которой обретаются мощи. Таким образом, еще один важный аспект буддизма – культ мощей – также санкционируется в «Великой сутре о паринирване».

Индийские школьники в Кушинагаре
(фото: Индийские школьники в Кушинагаре)

Рассказом о так называемом «делении мощей» и завершается сутра. Узнав о великом событии, в Кушинагару съезжаются правители разных областей Индии, желая получить мощи. Сначала возникает конфликт: все хотят завладеть реликвией. Тогда один мудрый брахман предлагает поделить мощи на восемь равных частей, чтобы никто не остался обиженным. Когда цари вернулись в свои страны, были заложены восемь ступ.

Другие тексты украшают эту историю разнообразными подробностями. Так, в записках Сюань-цзана есть такой трогательный рассказ (напомним, что мать царевича Гаутамы – царица Майя – умерла на седьмой день после его рождения и переродилась в одном из небесных миров):

«Здесь место, где царица Махамайя оплакивала Будду. Когда совершилось “конечное угасание” Татхагаты и его положили в саркофаг, [ученик Будды] Анируддха вознесся в небесный дворец и сказал царице Майе: “Великий Святой, Царь Дхармы ныне совершил конечное угасание”. И Майя, услышав это, не могла дышать от горя, и тоска охватила ее. Вместе со множеством богов прибыла она к месту между двух деревьев. Увидев монашескую одежду, чашу для подаяний и посох с оловянными кольцами, она гладила их, безутешно рыдая и восклицая снова и снова: “Счастье людей и богов прекратилось. Очи мира угасли. Ныне все эти вещи остались среди пустоты и лишены своего владетеля”. И тогда благодаря святой силе Татхагаты золотой саркофаг сам раскрылся и воссиял яркий свет. Сложив руки, он сел и почтительно приветствовал свою милосердную мать: “Ты пришла издалека, спустившись на землю. И ты, как следующая Учению, не должна так глубоко скорбеть”. Ананда же, скрывая печаль, обратился к Будде: “Впоследствии в мире меня будут расспрашивать об этом. Что мне следует отвечать?” Тот ответил: “Когда Будда уже был в нирване, его милосердная мать Майя из небесного дворца низошла на землю и прибыла к месту между двух деревьев. И Татхагата, поднявшись из золотого саркофага, со сложенными руками, проповедовал Учение ради всех тех существ, которые не обладают сыновней преданностью”».

В Кушинагаре есть два главных места поклонения: «ступа кремации» и храм, построенный там, где археологи обнаружили статую лежащего Будды (V в.). Это изображение считается обозначением места паринирваны. Внутри храма фотографировать не разрешается, поэтому наш снимок сделан через дверной проем.

Статуя Будды в паринирване
(фото: Статуя Будды в паринирване)