• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Письменности мира"

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Романова Ксения Игоревна

Программа дисциплины

Аннотация

Целями научно-исследовательского семинара "Письменности мира" являются: выработка у студентов навыков применения знаний о языке и письменных культурах народов мира и усвоение ими основных понятий палеографии, шрифтового дизайна, каллиграфии и графоматики; формирование у студентов умений и практических навыков определения типов письма разных народов мира, а для латинской и кириллической письменностей еще и знание их особенностей в разные этапы их исторического развития; усвоение студентами основных принципов лингвистического, палеографического, типографского и каллиграфического анализа графического знака; развитие у студентов кросскультурного исследования древних источников разных письменных культур, а также сопоставление с современными культурами письменности; приобретение студентами навыками письма некоторых исторических типов латинского, кириллического письма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины - дать студентам-лингвистам представление о разнообразии письменностей мира; научить их ориентироваться в типах и видах мировой письменности, а также в задачах и методах изучения письменностей мира, помочь овладеть основными методами лингвистических подходов к изучению письменности. Изучение данной дисциплины не требует специальных пререквизитов. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Теория языка, Компьютерная лингвистика, Проектирование лингвистических систем и компонентов, Типологические и теоретические подходы к словообразованию, Языковое разнообразие.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными терминами и понятиями письменности, может отличать фонетические, иероглифические, слоговые алфавиты.
  • Понимает общую проблематику письменности как явления. Может развернуто ответить на вопросы о природе письменности, его функциях, методах лингвистического исследования и т. п.
  • Понимает принципы создания, появления алфавитов, принципы шифровки и дешифровки, письменности для незрячих людей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные термины и понятия
  • Фонетическое письмо, иероглифическое и слоговое письмо.
  • Тактильные алфавиты, криптография, бесписьменные языки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий мини-тесты
    в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки
  • блокирует часть оценки/расчета письменная работа в соответствии с выбранным билетом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.6 * мини-тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сравнительно - историческое языкознание : учебник для вузов, Бурлак, С. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бодуэн де Куртенэ И. А. - ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 329с. - ISBN: 978-5-534-11836-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschee-yazykoznanie-izbrannye-trudy-446853
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011