• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика

Утверждение программы
Приказ №6.18.1.-01/1507-07 от 15.07.2014
Дата обновления паспорта
26.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы
  • самостоятельная исследовательская деятельность студентов в рамках научно-учебных групп и лабораторий, поощрение участия студентов в научных конференциях,
  • активная деятельность студентов в рамках проектов по компьютерной лингвистике, в том числе привлечение студентов к компьютерным проектам, осуществляемым преподавателями программы,
  • имеющаяся у студентов возможность участвовать в разнообразных лингвистических экспедициях, 
  • теоретические курсы, принципиально уделяющие особое внимание тематике языкового разнообразия,
  • развитие собственных научных школ (корпусная лингвистика, лексическая типология, русский жестовый язык и т.д.) в Школе лингвистики НИУ ВШЭ, сотрудники которой образуют ядро преподавательского состава программы,
  • сотрудничество с Центром языка и мозга НИУ ВШЭ,
  • значительная доля вариативных предметов (особенно начиная с третьего курса), выбор профилей «Теоретическая лингвистика и русистика» и «Компьютерная лингвистика»,
  • регулярные лекции приглашённых (в том числе из других стран) профессоров,
  • возможность стажировок в зарубежных университетах для студентов,
  • инновационные подходы к обучению; в частности, обязательные защиты курсовых в разных жанрах - стендового доклада, доклада с презентацией, доклада с хендаутом (особый тип раздаточных материалов), курсы академического письма (в том числе на английском языке).
     
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускники ОП бакалавриата «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» должны:

  • свободно оперировать инструментарием современной теоретической лингвистики,
  • иметь навыки работы с корпусами текстов,
  • иметь представление о методике проведения лингвистического эксперимента,
  • владеть основными навыками программирования (языки Python, R) и использования компьютерных инструментов в лингвистических исследованиях,
  • владеть основами математики (дискретная математика, математическая логика, математическая статистика),
  • владеть английским языком (на коммуникативном и академическом уровне) и еще одним европейским или распространенным восточным языком (на коммуникативном уровне).

Кроме того, в зависимости от выбранных курсов выпускник может владеть методиками преподавания языков (в том числе русского как иностранного), обладать навыками полевой работы и документации малых языков, работы с базами данных, специальными лингвистическими системами.

Выпускники программы становятся специалистами по автоматической обработке естественного языка, востребованными в области компьютерных технологий, или теоретиками, исследующими все разнообразие естественных и искусственных языков. Такие специалисты находят работу в прикладной и академической сфере:

  • в IT-компаниях в сфере обработки естественного языка («Яндекс», «Авикомп», Abbyy и др.);
  • в области теоретической русистики, лексикографии, типологии (выпускники могут продолжить академическую карьеру в магистратуре в России или за рубежом);
  • в образовании и науке (выпускники могут преподавать, в том числе русский язык для иностранцев, и разрабатывать инновационные методики обучения языку, связанные с электронными ресурсами, тренажерами и т.д.).
Характеристики образовательных модулей программы

Программа имеет следующую структуру учебного плана:
I.    Теоретическая базовая часть.
Базовая часть программы начинается с курса «Введение в лингвистику», а затем строится вокруг двух крупных курсов, включающих в свою очередь несколько подкурсов:

  • Теория языка
  • Современный русский язык

Эти курсы призваны обучить студентов основным понятиям фонетики, морфологии, синтаксиса и семантики и продемонстрировать применение этих понятий как для русского языка, так и для многих других языков мира.
Наряду с указанными курсами программа включает и курсы на два или три модуля: «Языковое разнообразие», «Социолингвистика» и «Философия».

II.    Языки.
Программа предполагает факультативное прохождение курса английского языка, а также обязательное прохождение курса одного из европейских или распространенных восточных языков. Обязательной частью учебного плана на первом курсе являются древние языки – латинский и старославянский.

III.    Математика и программирование.
Программа включает курсы по дискретной математике и теории вероятностей и математической статистике, которые, в частности, включают ознакомление с математическим аппаратом, необходимым для проведения корпусных и экспериментальных исследований, а также для изучения формальных теорий языка.
Программирование и обучение компьютерным инструментам лингвистических исследований является неотъемлемой частью первых двух курсов программы. Основным языком программирования, преподаваемым на программе, является Python. Кроме него, также преподается язык R.

IV.    Профили.
Программа предусматривает два профиля, на которые студенты делятся с третьего курса.
Профиль «Компьютерная лингвистика» развивает компетенции студентов, связанные с программированием, а также включает специализированные курсы, посвященные автоматическому анализу и обработке языковых данных.
Профиль «Теоретическая лингвистика и русистика» подразумевает обучение дополнительному языку (по возможности предоставляется выбор между славянским языком и восточным языком), а также содержит отдельный курс по истории и диалектологии русского языка.

V.    Вариативная часть.
Студенты, обучающиеся на программе, имеют возможность выбирать некоторые курсы в соответствии со своими интересами и приоритетами.
На втором курсе представлены дисциплины по выбору, являющиеся по сути продолжением курсов древних языков, предлагаемых ранее: «Античная литература» и «Древнерусская литература». Студенты третьего и четвертого курсов выбирают дисциплины из общего пула предметов, обязательно включающих дисциплины, связанные с методикой преподавания языков, методиками прикладных и экспериментальных исследований.
Со второго по четвертый курс студенты также обучаются дисциплинам, предлагаемым для выбора на уровне факультета. Среди этих дисциплин студенты могут найти и курсы, связанные непосредственно с лингвистическим образованием, а именно с моделями языка, нейролингвистикой, языковым разнообразием.

VI.    Дисциплины общегуманитарного цикла. Майнор. Академическое письмо.
Как и другие программы НИУ ВШЭ, настоящая программа предполагает обязательное обучение студентов отдельным дисциплинам общегуманитарного цикла (история, экономика, социология или право), а также выбор ими майнора – ограниченного набора дисциплин, не связанного непосредственно со специализацией программы.
Программа включает также курс академического письма на русском языке и факультативный курс академического письма на английском языке. 

VII.    Проектная работа. Практика.
Зачетные единицы, связанные с проектной работой, частично выделяются на проведение научно-исследовательских семинаров (НИСов), в рамках которых проходит ознакомление студентов с узкими проблемными областями или с языками, по которым не проводятся долгосрочные курсы, но которые, тем не менее, могут влиять на лингвистическое мировоззрение студента (например, адыгские языки, языки Сибири; важное место среди НИСов отводится семинару по русскому жестовому языку). 
Собственно проектная работа организуется на третьем и четвертом курсах в виде так называемых «мастерских» («Практикум по проектированию и разработке лингвистических систем и компонентов»). В ходе их работы группы студентов решают конкретные практические лингвистические задачи, направленные на получение видимого результата.
На программе предоставляется возможность учебной практики, производственной практики (с привлечением потенциальных работодателей) и педагогической практики. Особое место занимает экспедиционная практика, в ходе которой студенты получают опыт полевой работы.

VIII.    Итоговая государственная аттестация.
Итоговая государственная аттестация проходит в формате государственного междисциплинарного экзамена по направлению и защиты выпускной квалификационной работы.
 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»

Перейти к содержанию программы