• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика»

Менторы кейс-чемпионата попробуют себя в качестве наставников и прокачают полезные навыки

Менторы кейс-чемпионата попробуют себя в качестве наставников и прокачают полезные навыки

© Высшая школа экономики

Многие интеллектуальные состязания нового формата, которые НИУ ВШЭ проводит для школьников, сегодня невозможно себе представить без менторов — наставников, готовых помочь двигаться вперед и решать необычные задачи. Сами менторы благодаря этой работе в свою очередь развивают лидерские качества, навыки коммуникации и самоорганизации, налаживают контакты с экспертами. Стать членом команды менторов Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству можно уже сейчас. Заявки принимаются до 30 сентября.

Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству — многоуровневое состязание, включающее отбор команд, региональные кейс-чемпионаты и финальный кейс-чемпионат. В нем могут участвовать команды школьников и студентов колледжей и техникумов из 3–4 человек. В этом году собрать и зарегистрировать команду, а также записать и загрузить ее видеовизитку нужно до 3 октября.

Все команды, принимающие участие в кейс-чемпионате, могут воспользоваться поддержкой менторов, которые помогают продвигаться в решении кейса или подготовке бизнес-проекта. Информацию о своем менторе команда получает одновременно с заданием как на региональном кейс-чемпионате, так и в финале. Ментор помогает и содержательно, и в части взаимодействия членов команды: поддерживает позитивный эмоциональный настрой, помогает построить совместную работу с учетом сильных сторон каждого участника. В то же время ментор не подменяет собой ни одного из членов команды и не принимает непосредственного участия в решении кейса (разработке бизнес-проекта), не готовит презентацию и не выступает вместо участников.

Основное время занятости менторов в этом году — с 24 октября по 7 ноября. В этот период команды региональных кейс-чемпионатов — самого масштабного этапа состязания — получат одно из заданий: кейс или тему для разработки бизнес-проекта. Ментор сам выбирает тип задания, с которым он хочет работать, затем знакомится с командами (у каждого ментора — 4–5 команд) и общается по графику и в формате, которые оговорены с участниками. Необходимо провести четыре обязательные встречи на разных этапах подготовки работы, все дополнительное общение остается на усмотрение ментора и команды.

Самих менторов не оставят без поддержки. Сразу после отбора для них организуют общий чат. До начала региональных кейс-чемпионатов, с 10 по 20 октября, планируется проведение организационных, установочных и образовательных встреч (Школа менторов). Здесь будущие наставники познакомятся друг с другом и узнают об особенностях кейс-чемпионата и секретах фасилитации. Они также получат пропуск в HSE Business Club — крупнейший студенческий бизнес-клуб в стране, объединяющий талантливых и деятельных студентов.

Наиболее активные менторы, чьи подопечные продемонстрируют высокие результаты, будут сопровождать команды в финале 8–10 декабря, где определятся победители и призеры кейс-чемпионата.

Тамара Протасевич, директор по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ

Тамара Протасевич, директор по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ

Самое ценное в работе ментора кейс-чемпионата — возможность приобщиться к большому делу, попробовать себя в качестве наставника и одновременно прокачать множество полезных навыков для построения успешной карьеры. Менторы также смогут наладить контакты с экспертами из сферы государственного управления, бизнеса и предпринимательства, что поможет интегрироваться в профессиональное сообщество. Лучшие менторы получат благодарственные письма от организаторов и партнеров, подарки, будут приглашены на экскурсии в компании бизнес-партнеров кейс-чемпионата, закрытые встречи с резидентами HSE Business Club, вместе с командами — участницами суперфинала примут участие во встрече с министром экономического развития России.

Топ-5 причин стать ментором

  1. Вовлеченность в процесс создания чего-то нового
  2. Возможность пообщаться с интересными участниками
  3. Свобода в выборе действий и возможностей
  4. Передача опыта следующему поколению
  5. Синергия с командами в процессе решения сложных задач

Источник: опрос менторов кейс-чемпионата 2021 года

Еще один несомненный фактор привлекательности работы ментора — искренняя благодарность участников кейс-чемпионата за поддержку. Вот примеры отзывов.

«Наш ментор большая молодец, работала с командой практически 24/7. Предоставила много ценной информации по созданию презентации и финансовой модели. Всегда направляла в нужное русло и поддерживала. Спасибо большое!»

«Отдельную благодарность нужно выразить нашему ментору, которая оказала нам неоценимую помощь во множестве различных вопросов. Думаю, все наши достижения были бы невозможны без нее».

«Наш ментор во многом нам помогла. Лично я научилась делать хорошие презентации, узнала много умных слов, которых раньше я даже не слышала. Она верила в нас до конца, спасибо!»

Основные требования к будущему ментору: опыт участия в кейс-чемпионатах или акселераторах, навыки проектной деятельности, коммуникабельность и желание помогать команде продвигаться к победе. Организаторы кейс-чемпионата ждут в качестве ментора любого, кто знает, как решать кейсы и готовить бизнес-проекты, и хочет поделиться своими знаниями и навыками со школьниками: студентов и выпускников НИУ ВШЭ, представителей других вузов, преподавателей, предпринимателей, сотрудников компаний, стартаперов и т.д.

Менторы кейс-чемпионата — сообщество наставников со всей России: в предыдущие годы они представляли 25 регионов, и, очевидно, в 2022 году этот показатель вырастет. Планируется набрать порядка 250 менторов, в числе которых студенты, аспиранты, преподаватели НИУ ВШЭ и других вузов, победители прошлых лет, предприниматели, сотрудники компаний. Студенты НИУ ВШЭ могут подать заявку на участие в отборе менторов через Ярмарку проектов и получить до 5 прикладных кредитов. Все желающие стать менторами, не являющиеся студентами Вышки, должны зарегистрироваться по ссылке до 30 сентября и пройти отбор.

Бэла Карданова, студентка образовательной программы «Управление бизнесом» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

«В прошлом году я была ментором команд Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. На региональном этапе четыре из пяти моих команд заняли призовые места (одна команда — с абсолютно лучшим результатом), на финальном этапе — три из четырех команд (одна команда стала призером суперфинала).

О менторстве я узнала через Ярмарку проектов НИУ ВШЭ. Поскольку я учусь в Высшей школе бизнеса ВШЭ, то уже с 1-го курса смогла понять, что такое командная работа. Но одно дело — работать над проектом с одногруппниками, а другое — быть наставником, который направляет работу команды. Мне было интересно попробовать себя в такой роли, тем более что на тот момент я задумывалась о карьере в преподавании и менторство мне казалось его демоверсией.

На протяжении всей работы ментором мне было необходимо постоянно реструктуризировать свои знания. Имея опыт участия в различных университетских кейс-чемпионатах, я старалась давать школьникам те фреймворки, которые, судя по моему опыту, были наиболее эффективными. Многие из них я брала из того, что успела освоить за время обучения в университете.

Помню, команды долго не могли понять, в чем заключается суть позиционирования. Объяснение, которое помогло и которое очень понравилось ребятам, звучало так: “Допустим, мне не нравится мой нос. Поэтому для фотографий в социальные сети я буду фотографироваться с той стороны, где какие-то его недостатки не так заметны. Моя цель — сделать красивую фотографию. Но если мне нужно будет отправить фотографию врачу, то я должна буду сфотографировать его так, чтобы были видны все его особенности”.

За несколько дней до защиты проектов школьники начинали тратить все свое время на доведение работы до идеала, и здесь было очень важно правильно расставлять дедлайны. Упорный труд ребят окупился, многие получили дополнительные баллы при поступлении, а некоторые уже в этом году смогли поступить в Вышку на бюджет. А я в этом году тоже решила стать ментором кейс-чемпионата. Приятно работать с целеустремленными ребятами, чья креативность не перестает удивлять».

Екатерина Пигарева, студентка факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета

«Во Всероссийском кейс-чемпионате я участвовала, будучи школьницей. Уже тогда очень понравилось, как он организован, и я поняла, что хочу быть частью этого замечательного проекта. В 2021 году, став студенткой, подала заявку на участие в кейс-чемпионате уже в качестве ментора, ее одобрили. После этого начались вебинары, на которых мы узнали много нового и в сфере экономики, и в сфере работы с участниками чемпионата. Нас обучили всему, что требовалось от ментора.

Потом началась кропотливая работа с командами — у меня их было пять, все из Санкт-Петербурга, так что не возникло сложностей из-за разницы во времени. Ребята активные, настроенные на работу и заряженные на победу. В финал у меня прошла одна команда под названием “Честные спекулянты”, с которой мы продолжили работать уже над финальным кейсом. Она заняла призовое место, чему ребята были очень рады, а я была рада вести их к успеху.

Как ментор я старалась помогать им во всем, но при этом сильно не вмешиваться в рабочий процесс. Как мне кажется, ментор должен именно направить участников чемпионата в нужное русло, мотивировать, поддерживать, настраивать их на работу, а не делать все сам. Я подсказывала, как лучше оформить их идею, над какими вопросами стоит подумать побольше, на какие посмотреть под другим углом. Старалась как можно чаще (несколько раз в неделю) проводить созвоны в Zoom, чтобы они могли достойно представить свою идею членам жюри, а также задавала им различные вопросы по их решению кейса.

Для меня работа ментора важна в первую очередь тем, что можно поделиться своими знаниями со школьниками, а также прокачать свои знания и профессиональные навыки, например коммуникабельность. Мне нравится сам процесс помощи ребятам во всем, роль наставника мне очень близка».