• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

38.03.02 Менеджмент

Утверждение программы
Приказ 6.18.1-01/1508-10 от 15.08.2014, Протокол заседания ученого совета №12 от 30.11.2018 (переименование ОП "Логистика и управление цепями поставок" на "Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе" с 2019 года)
Дата обновления паспорта
Протокол заседания академического совета №51 от 27.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Инновационная логистика, Логистика международных транспортных систем и топливно-энергетического комплекса, Управление цепями поставок
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Целью образовательной программы «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе» является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в области логистики и управления цепями поставок в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.

ОП «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе» НИУ ВШЭ - инновационный проект, не имеющий аналогов в российской практике высшего образования. Учитывая мировые тенденции, рынок труда России требует специалистов нового профиля в обозначенной области деятельности, эффективную профессиональную подготовку которых и предполагается осуществить в рамках настоящей ОП. Реализация подобной, не имеющей аналогов в российских вузах, ОП с учетом мировых тенденций в области интегрированной логистики и управления цепями поставок будет способствовать удовлетворению потребностей российского рынка труда в высококвалифицированных специалистах, укреплению кадрового потенциала отечественных предприятий и усилению их конкурентоспособности.

Выпускник программы будет обладать знаниями и навыками, необходимыми для управления процессом обеспечения поставок товаров (или услуг) от производителя до конечного потребителя, т.е. будет уметь планировать и контролировать потоки, ресурсы в сложных объектах инфраструктуры бизнеса и сетевых системах — цепях поставок. В последние годы наблюдается существенное расширение функций и полномочий логистов – так в перечень должностных обязанностей, наравне с традиционными (управлением запасами, планированием логистической инфраструктуры, взаимодействия с поставщиками и логистическими операторами), входят прогнозирование продаж, управление жизненными циклами продуктов, ценообразование, оптимизация продуктового портфеля. Необходимо отметить тот факт, что выпускники занимаются не только оперативной и тактической работой, но и анализом и усовершенствованием бизнес-процессов, и управлением проектами, связанными с реорганизацией логистики в компании.

Студенты, обучающиеся по программе «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе», имеют возможность выбрать одну из трех специализаций:

  1. Инновационная логистика
  2. Управление цепями поставок
  3. Логистика международных транспортных систем и топливно-энергетического комплекса

Специализация «Инновационная логистика». В подавляющем большинстве компаний промышленности и торговли, а также во многих сервисных компаниях РФ имеются службы (департаменты, дирекции, отделы) логистики. Анализ тенденций развития организационных структур управления логистикой в нашей стране, показывает, что сегодня логисты разного уровня иерархии управления фирмы (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные логисты) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, разработкой оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием и оптимизацией логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании. Основная задача логиста — изыскивать оптимальные варианты принятия решений по управлению материальными потоками, а также связанными с ними информацией и финансами.

Стратегическое видение логистики заключается в поддержке выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов при управлении материальными и сопутствующими потоками. Международная практика обучения персонала по логистике показывает, что основная платформа программ обучения строится исходя из миссии подготовки специалистов в формате инновационной цифровой модели экономики.  Специализация «Инновационная логистика» представляют собой сбалансированный набор дисциплин, в комплексе раскрывающих проблемы цифровой логистики и вырабатывающих ключевые компетенции, которыми должен обладать логистический координатор и топ-менеджер цепи поставок по логистике. Выпускники в комплексе получают теоретические знания и практические навыки в области инновационных логистических технологий применительно к задачам цифровой экономики. Акцент в специализации сделан на основные конкурентные преимущества, достигаемые организациями и компаниями, использующими идеологию интегрированной логистики.

Специализация «Управление цепями поставок».  Управление цепями поставок - это системный подход к интегрированному планированию и управлению потоками информации, материалов/товаров и услуг от поставщиков до конечных потребителей. Для фирмы внедрение концепции УЦП означает ведение бизнеса на принципах стратегического взаимодействия с поставщиками и клиентами. Отличие концепции управления цепями поставок от традиционных форм организации и управления предприятием состоит в синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок. Таким образом, управление цепями поставок балансирует спрос и поставки на всем протяжении цепи создания ценности для нахождения глобального компромисса между требованиями клиента и эффективностью бизнеса контрагентов цепи.

Функционал большинства компаний, имеющих департаменты управления цепями поставок, кроме отдела операционной логистики, включает подразделения планирования (интегрированного планирования, прогнозирования, планирования спроса, поставок, распределения), аналитики высокого уровня, контроллинга, управления запасами, управления стандартами клиентского сервиса, управления рисками, информационной интеграции и др. Топ-менеджеры по управлению цепями поставок решают целый ряд стратегически важных задач: управление прибыльностью и затратами, управление гибкостью и динамичностью цепи поставок в соответствии с требованиями клиентов. Вопросы адаптации цепи поставок к давлению со стороны конкурентов, учет волатильности рынка, нехватка специалистов по управлению цепями поставок и проблемы повышения устойчивости цепей поставок – это причины, вызывающие необходимость ускоренной подготовки кадров по данной специализации.

Специализация «Логистика международных транспортных систем и топливно-энергетического комплекса». Международные транспортные системы и коридоры являются важной составляющей мировой экономики, определяя эффективность транзитных грузопотоков и уровень логистического сервиса в глобальных цепях поставок. Специализация раскрывает аспекты внешнеэкономическая деятельность на транспорте, современных технологий транспортировки в логистике, таможенного дела, управления логистической инфраструктурой в международных перевозках и др. Студенты бакалавриата получают необходимый комплекс знаний умений и навыков по указанным темам в рамках лекционных и практических занятий. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет системообразующую роль в экономике современной России. На протяжении почти 30 лет экономика России развивается во многом благодаря тому, что нефтегазовая отрасль, угледобыча, атомная энергетика из года в год демонстрируют положительную динамику движения вперед, эффективную политику управления ТЭК страны в целом.

Более того, техническое оснащение отраслей ТЭК, внедрение современных технологий в нефтегазовых, угольных компаний, АЭС – свидетельствуют о необходимости уделять повышенное внимание к вопросам подготовки кадров в области логистики и их использования на выше обозначенных направлениях. Подготовка специалистов в области логистики международных транспортных систем и ТЭК вполне соответствует тем задачам, которые стоят перед нашей экономикой. В настоящее время назрела необходимость в глубокой и предметной подготовке студентов, обладающих, помимо багажа знаний по логистике и УЦП, определенным объемом компетенций применительно к специфике международных транспортных систем и ТЭК. Речь идет о симбиозе знаний, получаемых по логистике и УЦП в классическом виде, с теми, которые студент будет получать в рамках изучения специальных дисциплин, дающих выпускнику новые компетенции в области логистики международных транспортных систем и ТЭК.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускников по ОП «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе» являются основные (товарно-материальные) и сопутствующие им (информационные и финансовые) потоки в организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие) и/или цепи поставок. Предметом профессиональной деятельности выпускников является оптимизация параметров товарно-материальных, информационных и финансовых потоков в организации любой организационно-правовой формы и/или цепи поставок.

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции. Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

 

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)

Код

Компетенции

(ОрОС, 2014)

Наименование компетенции

 

организационно-управленческая деятельность

ПК-1

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высо-кой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ПК-2

способен предложить организационно - управленческие решения и оценить

условия и последствия принимаемых решений

ПК-3

способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ПК-4

способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности

ПК-5

способен активно участвовать в реализации программы организационных

изменений

ПК-6

способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

ПК-7

способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими

ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направ-ленные на ее реализацию

ПК-8

способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и

организационных коммуникаций

ПК-9

способен эффективно выполнять управленческие функции в мультикультур-ной среде

ПК-10

способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

ПК-11

способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций,

планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

ПК-12

способен участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций

ПК-13

способен планировать операционную (производственную) деятельность

организаций

ПК-14

способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по

финансированию на рост ценности (стоимости) компании

ПК-15

способен решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации

ПК-16

способен к участию в разработке программ повышения конкурентоспособности на основе использования знаний о современной системе управления качеством

ПК-17

способен разрабатывать управленческие процедуры и методы контроля

 

информационно-аналитическая деятельность

ПК-18

способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления

ПК-19

способен анализировать поведение потребителей экономических благ и

формирование спроса

ПК-20

способен проводить анализ конкурентной среды

ПК-21

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

ПК-22

способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления

ПК-23

способен применять основные принципы и стандарты финансового учета для  формирования учетной политики и финансовой отчетности организации

ПК-24

способен анализировать финансовую отчетность и принимать участие в

подготовке инвестиционных, кредитных и финансовых решения

ПК-25

способен проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия  управленческих решений

ПК-26

способен проводить анализ операционной деятельности организации для

подготовки управленческих решений

 

предпринимательская деятельность

ПК-27

способен находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать  бизнес-идею

ПК-28

способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений  деятельности, продуктов и т.п.)

ПК-29

способен оценивать экономические и социальные условия осуществления

предпринимательской деятельности

ПК-30

обеспечивает реализацию социальной ответственности бизнеса через тесное взаимодействие в процессе предпринимательской деятельности со всеми заинтересованными сторонами, включая местные власти, профсоюзные

объединения, местные сообщества и т.д.

 

научно-исследовательская деятельность

ПК-31

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для

решения поставленных исследовательских задач

ПК-32

способен выбрать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК-33

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм  собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать ее в научной работе

ПК-34

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной  статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей

ПК-35

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач  современные технические средства и информационные технологии

 

 

Область профессиональной деятельности

(код по Реестру Минтруда)

Типы задач профессиональной деятельности

 

Коды профессиональных компетенций

40

 

информационно-аналитический

ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-25, 26

организационно-управленческий

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17

предпринимательский

ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30

научно-исследовательский

ПК-31, ПК-32, ПК-33, ПК-34, ПК-35

 
Характеристики образовательных модулей программы

Код

элемента

Модуль

Характеристика модуля

Минимальный объем (кредит)

Б.О

Общий цикл (ДОЦ)

 

 

 

  1. БЖД
  2. Дисциплина по физической культуре и спорту
  3. Философия
  4. История
  5. Социология
  6. Право

17

 

Б.Пр

Профессиональный цикл (Major)

149

  •  

Базовые курсы направления подготовки

35

 

 

  1. Экономическая теория
  2. Высшая математика
  3. Теория вероятностей и математическая статистика
  4. Экономическая статистика
  5. Бухгалтерский и управленческий учёт
  6. Этика бизнеса
  7. Системный анализ
  8. Внутренний экзамен по английскому языку (1 курс)
  9. Независимый экзамен по английскому языку

 

  •  

Базовая профильная часть

56

 

ОП общего профиля

  1.  

Профильная

(специализированная) ОП

 

  1. Общий менеджмент
  2. Теория организации
  3. Логистика
  4. Управление цепями поставок
  5. Управление операциями
  6. Маркетинг
  7. Экономические основы логистики
  8. Управление человеческими ресурсами
  9. Стратегический менеджмент

Обязательные дисциплины специализаций:

  1. Информационные технологии и системы в логистике
  2. Управление запасами
  3. Экономико-математические методы и модели в логистике
  4. Логистика складирования
  5. Транспортировка в логистических системах
  6. Функциональные области логистики (Логистика снабжения, Логистика производства, Логистика распределения)

 

  •  

Вариативные дисциплины специализаций, в т.ч. дисциплины по выбору студента, определеные в учебном плане ОП

43

Б.М

Дополнительный профиль (Minor)

20

Б.ПД

Практика, проектная и/или исследовательская работа

  1. Профориентационный семинар – 1 курс
  2. Научно-исследовательский семинар (НИС) – 1-4 курсы
  3. Учебная (ознакомительная) практика – 3 курс
  4. Исследовательские и (или) прикладные проекты – обязательно
  5. Сервисные проекты – по выбору студента
  6. Курсовые работы – 2, 3 курсы 
  7. Преддипломная практика – 4 курс 
  8. Подготовка ВКР

48

Б.Ф

Факультативы

  1. Английский язык
  2. Академическое письмо на английском языке

18

Б.ГИА

 ГИА

  1. Государственный междисциплинарный экзамен ОП по направлению «Менеджмент»
  2. Защита ВКР

6

 

 

ИТОГО

240

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе»

Перейти к содержанию программы