2025/2026





Культурные кластеры и креативные пространства
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
54
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Культурные кластеры и креативные пространства» посвящен вопросам пространственного управления развитием креативных индустрий в крупном городе. В рамках курса студенты изучают различные форматы организации деятельности культурных кластеров и креативных пространств, особенности маркетинга и менеджмента управляющих компаний, проблемы взаимодействия между резидентами культурных кластеров и креативных пространств, организацию событийной деятельности и фандрайзинга. Итогом обучения по данной дисциплине является разработка студентами собственных проектов создания креативных пространств, включающих в себя обоснование значимости данных проектов для города, бизнес-модель функционирования креативного пространства, систему взаимодействия между его резидентами и разработку заявки на бюджетную субсидию и внебюджетное финансирование из Фонда Президентских программ.
В рамках курса будут изучаться принципы формирования культурных кластеров и их модификации – креативных пространств, критерии отбора резидентов для креативных пространств, методы стимулирования взаимодействия резидентов культурных кластеров и креативных пространств. Студенты узнают, как за счет взаимовыгодных партнерских отношений организации креативных индустрий могут более рационально использовать имеющиеся ресурсы и быстрее достигать синергического эффекта от совместной работы. При этом важно отметить, что по прогнозам экспертов, наибольшее количество рабочих мест в креативных индустриях создается на базе различного рода креативных пространств, что создает для студентов новые карьерные перспективы
Цель освоения дисциплины
- получение знаний по управлению креативными кластерами как сложной социокультурной системой
- изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие кластерных инициатив
- получение навыков формирования концепции креативных кластеров различных типов
- освоение приемов и методов командопостроения как инструмента управления кластером
- развитие навыков применения инструментов продвижения культурных кластеров и креативных пространств
- развитие аналитических навыков оценки результативности деятельности креативного кластера
Планируемые результаты обучения
- Получить навыки и умения по использованию конкретных технологий разработки маркетинговой стратегии и брендинга креативных пространств
- Проектировать предложения по развитию событийной деятельности креативного пространства
- Публично представлять результаты исследования индивидуально и в составе проектной группы
- Оценивать результативность функционирования креативных кластеров
- Распознавать пространственно - отраслевые форматы управления креативными индустриями; принципы их формирования и функционирования
- Научиться выявлять и учитывать особенности различных видов культурно-развлекательных кластеров, которые обуславливают характер, форматы и результаты их деятельности, особенности работы различных резидентов кластеров
- Корректно интерпретировать принципы кластерного подхода к управлению креативными индустриями, культурой, туризмом в рамках городского развития.
- Научиться применять социологические методы анализа влияния креативных кластеров на социально-культурное развитие города и различных групп его жителей и гостей.
- Применять методы кабинетных исследований для постановки целей деятельности креативных кластеров
- Получить знания о нормативно-правовой базе поддержки МСП в сфере креативных индустрий
- Иметь представление о мотивах, форматах и критериях оценки взаимодействия между внутренними и внешними стейкхолдерами креативного кластера
- Получить навыки разработки имиджевых концепций для различных групп посетителей
Содержание учебной дисциплины
- 1. Понятие «креативные индустрии» и подходы к их кластеризации
- 2. Понятие креативных кластеров и форматы кластеризации креативных индустрий
- 3. Креативные кластеры и городское пространство
- 4. Стратегии формирования и развития креативных культурно-развлекательных кластеров. Основные направления государственной поддержки креативных индустрий.
- 5. Формирование системы взаимодействия между резидентами креативных кластеров.
- 6. Финансовое обеспечение деятельности креативного кластера
- 7. Маркетинг и брендинг креативных кластеров
- 8. Событийная деятельность в креативных кластерах: особенности и перспективные форматы
- 9. Оценка результативности функционирования креативных кластеров
Элементы контроля
- Разработка стратегии по развитию коллабораций между резидентами креативного кластераКоллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентам и самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. Формула расчёта оценки за коллективное задание: 70% оценки за подготовку задания + 30% (за защиту выполненной работы на семинаре). При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
- Полевое исследование в целях изучения феноменов «третьего», «четвертого» и «пятого» местИндивидуальное задание. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
- Полевое исследование в целях изучения особенностей взаимодействия резидентов креативного кластераИндивидуальное задание. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
- ТестИндивидуальное задание. В тест могут входить вопросы закрытого и открытого типов. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить выполнение теста в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
- Разработка концепции креативного кластераИтоговый проект. Коллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. Формула расчёта оценки за коллективное задание: 70% оценки за подготовку задания + 30% за защиту выполненной работы на экзамене. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат
- Проект заявки в грантодающую организациюКоллективное задание. За коллективное задание выставляется общая оценка. Оценка каждому участнику команды выставляется студентами самостоятельно из расчёта общей суммы баллов, полученных группой. Формула расчёта оценки за коллективное задание: 70% оценки за подготовку задания + 30% за защиту выполненной работы на семинаре. При наличии технической проблемы, не позволяющей осуществить загрузку выполненной работы в установленный срок, необходимо уведомить об этом преподавателей курса по корпоративной почте и предоставить скриншот экрана, подтверждающий наличие технической проблемы. Выполненное задание проверяется в системе Антиплагиат.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.15 * Полевое исследование в целях изучения особенностей взаимодействия резидентов креативного кластера + 0.15 * Полевое исследование в целях изучения феноменов «третьего», «четвертого» и «пятого» мест + 0.2 * Проект заявки в грантодающую организацию + 0.25 * Разработка концепции креативного кластера + 0.05 * Разработка стратегии по развитию коллабораций между резидентами креативного кластера + 0.1 * Тест + 0.1 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 1446 - В.Тарасенко - Территориальные кластеры: Семь инструментов управления - 9785961436679 - Alpina - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1446
- Войтова, Л. М., Творческие кластеры за рубежом и в России. Методология, опыт, практика : монография / Л. М. Войтова, О. А. Пятаева. — Москва : Русайнс, 2020. — 230 с. — ISBN 978-5-4365-5471-6. — URL: https://book.ru/book/939644 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Кластеры. Российская и зарубежная практика : монография / А. Ю. Анисимов, О. Н. Быкова, А. Р. Валеева [и др.]. — Москва : Русайнс, 2019. — 142 с. — ISBN 978-5-4365-3396-4. — URL: https://book.ru/book/932916 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Носова, С. С., Инновационные территориальные кластеры : монография / С. С. Носова, В. Л. Гранкина. — Москва : Русайнс, 2020. — 265 с. — ISBN 978-5-4365-1865-7. — URL: https://book.ru/book/934105 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Проектирование туристских кластеров: системно-агломерационный подход : монография / Д.А. Кощеев, О.Ю. Исопескуль. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 326 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1019221. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019221
- Ульянченко, Л. А., Региональные туристские комплексы и кластеры : монография / Л. А. Ульянченко, М. В. Виноградова, И. Г. Гладская. — Москва : Русайнс, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-4365-0560-2. — URL: https://book.ru/book/934683 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Формирование инновационных отраслевых кластеров регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Калинин, П. А., 2021