Бакалавриат
2025/2026



Научно-исследовательский семинар: Новые методы измерения человека в социальных науках
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Милехин Андрей Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Новые методы измерения человека в социальных науках» систематизирует разнообразие методов научного познания в социальных науках в рамках качественной и количественной парадигм. Рассматриваются процессы трансформации инструментального и методического аппарата современных исследований, гибридного развития методов исследований и анализа, актуальные для исследовательского рынка типы исследований с особенным фокусом на методы измерения и анализа человека. Курс основан на опыте проведения реальных исследований и применения в них новых и традиционных методов комплексно или по отдельности. Особенное внимание уделяется анализу текстов в социальных науках для проведения комплексных или междисциплинарных исследований.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с основными исследовательскими парадигмами, методами исследований и анализа в зависимости от них
- Умение определять и обосновывать выбор релевантного метода сбора и анализа данных в зависимости от типов исследований и исследовательских задач
- Знакомство с широким набором методов сбора и анализа результатов исследований в социальных науках
- Знакомство с новыми методами измерения человека
- Знакомство с практикой применения анализа текстов в социальных науках
Планируемые результаты обучения
- владеть: навыками анализа теоретических и методологических проблем, возникающих при решении теоретических и практических задач в процессе исследования социальных проблем общества, общностей и социальных групп; навыками организации, проведения, интерпретации полученных данных и их представления.
- знать: базовые и современные социологические теории, концепции; основы методологии социологических исследований; методы социологических исследований; основы библиографической и информационной культуры.
- уметь: разрабатывать программу социологического исследования; формулировать цель и задачи социологического исследования и выбирать оптимальные пути и методы их достижения; разрабатывать социологический инструментарий для решения профессиональных задач разного типа; теоретически обосновывать и применять социологические методы для решения профессиональных задач.
Содержание учебной дисциплины
- Вторая инструментальная революция в социальных науках.
- Классификация методов количественных ad hoc исследований
- Мониторинговые исследования
- Лонгитюдные исследования
- Панельные исследования: практические аспекты применения
- Синдикативные исследования
- Нормализация опросных данных
- Большие данные и гармонизация данных
- Новые методы измерения человека
- От классических опросов к гибридным исследованиям
- Анализ текстовых данных в социальных исследованиях (1)
- Анализ текстовых данных в социальных исследованиях (2)
- Выбор метода анализа текстов в зависимости от цели и задач исследования
- Исследования на основе анализа текстовых данных (1)
- Исследования на основе анализа текстовых данных (2)
- Исследования на основе анализа текстовых данных (3)
- Анализ текстовых данных в маркетинговых исследованиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Горшков М. К., Шереги Ф. Э. - Прикладная социология: методология и методы - 978-5-98281-155-4 - Альфа-М - 2009 - https://znanium.ru/catalog/product/147600 - 147600 - ZNANIUM
- Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05189-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560158 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Новый мир индексов : полный справочник по измерениям в демографии, социологии, экономике и других сферах жизни, Милехин, А. В., 2024