• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар: Новые методы измерения человека в социальных науках

Статус: Курс по выбору (Психология)
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Новые методы измерения человека в социальных науках» систематизирует разнообразие методов научного познания в социальных науках в рамках качественной и количественной парадигм. Рассматриваются процессы трансформации инструментального и методического аппарата современных исследований, гибридного развития методов исследований и анализа, актуальные для исследовательского рынка типы исследований с особенным фокусом на методы измерения и анализа человека. Курс основан на опыте проведения реальных исследований и применения в них новых и традиционных методов комплексно или по отдельности. Особенное внимание уделяется анализу текстов в социальных науках для проведения комплексных или междисциплинарных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными исследовательскими парадигмами, методами исследований и анализа в зависимости от них
  • Умение определять и обосновывать выбор релевантного метода сбора и анализа данных в зависимости от типов исследований и исследовательских задач
  • Знакомство с широким набором методов сбора и анализа результатов исследований в социальных науках
  • Знакомство с новыми методами измерения человека
  • Знакомство с практикой применения анализа текстов в социальных науках
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть: навыками анализа теоретических и методологических проблем, возникающих при решении теоретических и практических задач в процессе исследования социальных проблем общества, общностей и социальных групп; навыками организации, проведения, интерпретации полученных данных и их представления.
  • знать: базовые и современные социологические теории, концепции; основы методологии социологических исследований; методы социологических исследований; основы библиографической и информационной культуры.
  • уметь: разрабатывать программу социологического исследования; формулировать цель и задачи социологического исследования и выбирать оптимальные пути и методы их достижения; разрабатывать социологический инструментарий для решения профессиональных задач разного типа; теоретически обосновывать и применять социологические методы для решения профессиональных задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вторая инструментальная революция в социальных науках.
  • Классификация методов количественных ad hoc исследований
  • Мониторинговые исследования
  • Лонгитюдные исследования
  • Панельные исследования: практические аспекты применения
  • Синдикативные исследования
  • Нормализация опросных данных
  • Большие данные и гармонизация данных
  • Новые методы измерения человека
  • От классических опросов к гибридным исследованиям
  • Анализ текстовых данных в социальных исследованиях (1)
  • Анализ текстовых данных в социальных исследованиях (2)
  • Выбор метода анализа текстов в зависимости от цели и задач исследования
  • Исследования на основе анализа текстовых данных (1)
  • Исследования на основе анализа текстовых данных (2)
  • Исследования на основе анализа текстовых данных (3)
  • Анализ текстовых данных в маркетинговых исследованиях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинарская активность
  • неблокирующий проекты (доклады)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.4 * проекты (доклады) + 0.6 * семинарская активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э. - Прикладная социология: методология и методы - 978-5-98281-155-4 - Альфа-М - 2009 - https://znanium.ru/catalog/product/147600 - 147600 - ZNANIUM
  • Карасев, А. П.  Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05189-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560158 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Новый мир индексов : полный справочник по измерениям в демографии, социологии, экономике и других сферах жизни, Милехин, А. В., 2024

Авторы

  • Анкудинов Иван Андреевич
  • Набиева Ульвия Асафовна
  • Вечерин Александр Викторович