• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Советский кинематограф в сравнительной перспективе

Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

В этом курсе советский кинематограф рассматривается в контексте мирового кино и других направлений советской культуры (социальные тенденции, литература, изобразительное искусство). В такой сравнительной перспективе студенты знакомятся с основными этапами истории советского кино: авангардом 1920-х годов, сталинским «Большим стилем», оттепельной «новой волной», разнообразием направлений, возникших в брежневскую эпоху, и завершающей эпохой кинематографа Перестройки. Студенты осваивают критический инструментарий, необходимый для анализа отдельных фильмов не только с точки зрения их уникальности, но и в качестве выражения сложной комбинации стилистических и тематических тенденций мировой и советской культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об общей логике развития советского кинематографа в сравнительной перспективе
  • Освоение базовых инструментов аналитического мышления и письма о кинематографе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных теоретико-методологических подходов, позволяющих анализировать локальный кинематограф в сравнительной перспективе
  • Знакомство с основными режиссерами, фильмами, направлениями, институциями, формирующими советскую кинематографическую традицию
  • Умение анализировать фильмы, реконструируя историко-социальные, идеологические, эстетические контексты их взаимодействия с другими культурными явлениями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Советский авангард
  • Сталинский «Большой стиль»
  • Оттепельная «новая волна»
  • Разнообразие кинематографа «эпохи Застоя»
  • Кинематограф Перестройки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
    Аудиторная работа предполагает участие студентов в дискуссиях на семинарских занятиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов.
  • неблокирующий Письменная работа
    Эссе (10–12 тысяч знаков 12 кеглем 1.5 интервалом) по темам, рассматривавшимся в курсе. Студент формулирует тему самостоятельно, но приветствуется консультация с преподавателем. Эссе должно представлять собой анализ какого-либо фильма из истории советского кинематографа, который нужно рассмотреть с точки зрения его историко-культурных связей с другими явлениями советской культуры, или в контексте стилистических и тематических тенденций современного ему мирового кинематографа, или в контексте стилистических и тематических тенденций российского кинематографа. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде не менее, чем за две недели до начала сессии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Аудиторная активность + 0.5 * Письменная работа

Авторы

  • Поликарпова Дарина Александровна
  • Жиляева Виктория Артуровна