Магистратура
2025/2026





Диагностика производственных систем
Статус:
Курс обязательный (Операционная эффективность и производственные системы)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Андреева Катарина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Интерес к теме повышения операционной эффективности находится в фокусе внимания многих компаний. При этом улучшение процессов в формате тушения пожаров, от случая к случаю, не является устойчивым для развития производственной системы компании. Поэтому важно уметь диагностировать уровень зрелости, а также подобрать наиболее подходящую методику для этого.
Что мы понимаем под производственной системой компании? Производственная система – это не отдельный проект, это набор ресурсов, методов и принципов, необходимых для обеспечения долгосрочной устойчивой работы. По Чейзу: "Производственная система (или операционная система, иногда бизнес-система) - это система, использующая операционные ресурсы компании для преобразования вводимого фактора производства ("входа") в избранную ею продукцию или услугу ("выход").
Каждая производственная система состоит из 5 основных элементов: персонал, оборудование, процессы, материалы (или информация), методы.
Производственные системы бывают повсюду - на заводах, но и в сфере услуг, IT, банках, ритейле, больницах, государственных учреждениях. Производственная система может быть постепенно преобразована для повышения эффективности бизнеса.
Как построить собственную модель производственную систему компании? Какие инструменты из направления операционной эффективности необходимо взять в основу построения производственной системы? Именно на эти вопросы мы отвечаем в рамках данной дисциплины.
Важно не только сформировать модель производственной системы, необходимо понимать на каком уровне развития находится компания и как сделать так, чтобы компания становилась все более эффективнее. Есть разные подходы к оценке уровня зрелости. В рамках дисциплины мы разбираем что есть общего в этих подходах, чем они отличаются. Как проводить оценку компании и как строить планы и рекомендации к дальнейшему развитию.
Цель освоения дисциплины
- 1. Сформировать понимание теоретических основ и практических подходов к диагностике производственных систем (ПС)
- 2. Сформировать понимание о существующих рамках диагностики производственных систем.
- 3. Сформировать навыки применения инструментов диагностики и интерпретации их результатов
- 4. Сформировать способность анализировать бизнес-контекст и адаптировать методологии под специфику компании
Планируемые результаты обучения
- определяет ключевые характеристики различных форм диагностики ПС
- анализирует и сопоставляет различные методики, выбирает наиболее релевантную методику под цели и задачи компании
- проводит диагностику ПС
- разрабатывает план управления развитием ПС: формирует обоснованные рекомендации и дорожные карты для трансформации ПС
- анализирует бизнес-контекст и адаптирует методологии под специфику компании
Содержание учебной дисциплины
- 1. Лекция 1. Теоретические основы и практические подходы к диагностике ПС. Существующие рамки диагностики ПС.
- 2. Семинар 1. Методология LESAT.
- 3. Лекция 2. Методика OEI – Индекс операционного совершенства. Программа WCM (World Class Мanufacturing / Management) и ее аудит.
- 4. Семинар 2. Методология от НЛМК
- 5. Лекция 3. 20 ключей Кобаяси. Диагностика ПС в сервисных организациях.
- 6. Семинар 3. Способы применения диагностики и планы развития.
Элементы контроля
- Домашнее задание «Анализ и сравнение методологических рамок оценки ПС».Групповая работа в командах не более 7-ми человек. В работу должны быть включены не менее четырех рамок. В анализ возможно включать не только те фреймворки, которые разбираются на дисциплине.
- Решение кейса в группахКоманда должна выбрать рамку, обосновать свой выбор, применить к кейсу и дать рекомендации. Полученный балл за решение кейса округлению не подлежит. Защита кейса проходит на семинаре, отсутствующие члены команды получают оценку с понижающим коэффициентом.
- Посещение занятийФиксация присутствия на лекциях и семинарах. Минимальный порог посещаемости для получения положительной оценки по текущему контролю 60% посещенных лекций и семинаров. Максимальная оценка по текущему уровню контроля 8 баллов.
- Учебное задание на семинаре (по методологии LESAT)Команда должна изучить данные по компании, проанализировать результаты, определить «точки приложения усилий» и предложить реалистичный план мероприятий для компании.
- Экзамен Индивидуальный проект «Диагностика производственной системы компании»Индивидуальный проект «Диагностика производственной системы компании». Защита до окончания 3 модуля. На защите могут присутствовать члены Академ.совета и преподаватели магистратуры ОЭиПС
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.2 * Домашнее задание «Анализ и сравнение методологических рамок оценки ПС». + 0.1 * Посещение занятий + 0.15 * Решение кейса в группах + 0.2 * Учебное задание на семинаре (по методологии LESAT) + 0.35 * Экзамен Индивидуальный проект «Диагностика производственной системы компании»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 17999 - Больше, чем эффективность: Как самые успешные компании сохраняют лидерство на рынке - Б. Блохин; С.Келлер - Альпина ПРО - 9785961437041 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17999 - Alpina
- 18080 - Результативность: Секреты эффективного поведения - Р.Стюарт-Котце - Альпина ПРО - 9785961448542 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/18080 - Alpina
- 18773 - Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества - М.Имаи; О. Исаев - Альпина Паблишер - 9785961423648 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/18773 - Alpina
Рекомендуемая дополнительная литература
- Introduction to manufacturing : an industrial engineering and management perspective, Baudin, M., 2023
- Догнать зайца : как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь, Спир, С., 2021
- Сиртаки по-японски : о производственной системе Тойоты и не только, Деннис, П., 2019