Бакалавриат
2025/2026





Научно-исследовательский семинар «Просодия и пунктуация в синтаксисе»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Летучий Александр Борисович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках НИСа на материале разных языков будет рассматриваться связь пунктуации, интонации и паузы с синтаксической структурой.
Интонация и пунктуация довольно мало учитываются при исследованиях грамматики, в частности, синтаксиса. Нередко они просто исследуются отдельно или их связь отмечается только точечно. Особенно это касается пунктуации – считается, что это система, обусловленная произволом составителей правил и мало отражающая грамматическую структуру. Однако на деле оказывается, что иногда пунктуация связана с такими важными для грамматики понятиями, как модель управления или сфера действия. Например, в бессоюзных конструкциях часть матричных предикатов допускают слитную конструкцию «с запятой» (Я думаю, ты неправ), часть – конструкцию с интонационным разделением, «с двоеточием» (Я знаю: всё получится), а часть – обе (Я уверен :/, мы сможем найти общий язык), то есть можно говорить о том, что тип интонации и пунктуационного оформления закреплён в модели управления. В других случаях тип знака препинания влияет на сферу действия отрицания и зависимых клауз: например, в предложении Он не звонит, чтобы рассказать новости отрицание не имеет сферу действия шире, чем целевое придаточное; наоборот, в случае Он никогда не звонит – чтобы зря нас не волновать сфера действия целевого придаточного может быть только широкой, шире, чем у не.
Та же связь действует и в обратную сторону: сами знаки препинания отражают тонкие аспекты синтаксической структуры (можно говорить о своего рода «лицензировании знаков препинания»). Например, если главная клауза сложного предложения представляет собой вопрос, то вся конструкция может завершаться вопросительным знаком (Ты придёшь, чтобы я тебе выдал деньги?). Однако если вторая часть – это неканоническая подчинительная конструкция (например, с коннекторами типа всё-таки или бессоюзная), то вопрос из главной клаузы не позволяет поставить вопросительный знак в конце, и вообще оформление такого предложения проблематично (*Ты понял: Вася уехал?, ?Мы можем встретиться – всё-таки надо статью сдавать?).
Приходите на НИС, и мы обсудим, что известно о связи пунктуации и просодии с синтаксисом и как эти случаи можно описать и классифицировать.
Цель освоения дисциплины
- Дать студентам знания о том, каким образом синтаксис, взаимодействует с неграмматическими характеристиками, такими как пауза, пунктуация, просодические характеристики предложения и его частей.
- Научить студентов анализировать на практике языковые данные, в которых грамматическое поведение языковых единиц не полностью объясняется грамматическими факторами.
- Помочь студентам освоить подходы, анализирующие взаимодействие грамматических и неграмматических характеристик.
Планируемые результаты обучения
- Студенты владеют основными подходами к взаимодействию синтаксиса с просодией и пунктуацией и различают их основные характеристики.
- Студенты умеют анализировать языковые примеры на предмет связи между грамматическими особенностями, просодией и пунктуацией
- Студенты оперируют основными типами языковых явлений, склонных подпадать под коммуникативные и просодические ограничения.
- Студенты оперируют свойствами местоимений и умеют сопоставлять а) сходные по функции местоимения в разных языках и б) поведение разных разрядов местоимений в одном языке.
- Студенты ориентируются в синтаксических процессах, характерных для главного предложения, и в единицах, употребляющихся только или преимущественно в главном предложении (main clause phenomena).
- Студенты владеют понятием синтаксической составляющей и умеют анализировать роль её для акцентного выделения, паузации, выноса темы и ремы.
- Студенты владеют методами анализа синтаксических структур в терминах иллокутивных актов и понимают роль в комбинировании иллокутивных актов нестандартных просодических характеристик.
- Студенты имеют начальные представления о формальных подходах к просодии и коммуникативной структуре и умеют ими оперировать.
Содержание учебной дисциплины
- Пунктуация, просодия и сфера действия
- Обзор основных просодических характеристик, релевантных для грамматики
- Просодические и коммуникативные ограничения на языковые единицы
- Местоимения и их просодические характеристики
- Просодия, пунктуация и синтаксические процессы в сложных предложениях
- Способы формального описания просодии
- Иллокутивная цель и просодия
- Роль синтаксической составляющей для просодических и коммуникативных процессов
Элементы контроля
- Домашнее задание: анализ свойств разных типов местоимений и именных группДомашнее задание предполагает анализ свойств местоимений, именных групп, сентенциальных актантов в терминах налагаемых на них ограничений на линейную позицию, просодические свойства и др.
- Домашнее задание "Связь полипредикации с просодическими характеристиками"
- АктивностьОценивается участие студента в занятиях: предлагает ли студент собственные примеры, отвечает ли на вопросы, обсуждает ли спорные языковые данные.
- Письменный ответ на вопросы или эссеСтудентам предлагается на выбор либо ответить на несколько вопросов по курсу, либо написать исследовательское эссе по одной из предложенных преподавателем тем.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.2 * Домашнее задание "Связь полипредикации с просодическими характеристиками" + 0.2 * Домашнее задание: анализ свойств разных типов местоимений и именных групп + 0.4 * Письменный ответ на вопросы или эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A theory of syntax : minimal operations and universal grammar, Hornstein, N., 2009
- Advances in the syntax of DPs : structure, agreement, and case, , 2014
- Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
- Bayer, J., & Struckmeier, V. (2017). Discourse Particles : Formal Approaches to Their Syntax and Semantics. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1466775
- Explaining syntax : representations, structures, and computation, Culicover, P. W., 2013
- Haspelmath, M. (2014). Comparative syntax. Europe, Europe: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BE52A01
- Hyland, K., & Paltridge, B. (2011). Continuum Companion to Discourse Analysis. Continuum.
- Local instability : split topicalization and quantifier float in German, Ott, D., 2012
- Moriguchi, T., Fonagy, I., & Kawaguchi, Y. (2006). Prosody and Syntax : Cross-linguistic Perspectives. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229888
- Prosodic categories: production, perception and comprehension, , 2011
- Prosody and embodiment in interactional grammar, , 2012
- Understanding prosody : the role of context, function and communication, , 2012
- Wichmann, A., Dehé, N., & Barth-Weingarten, D. (2009). Where Prosody Meets Pragmatics: Vol. 1st ed. Brill.
- Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте, Янко, Т. Е., 2008
- Объяснительный словарь русского языка, структурные слова : предлоги, союзы, частицы, междометия, вводные слова, местоимения, числительные, связочные глаголы : около 1200 единиц, под ред. В. В. Морковкина, 2-е изд., испр., 432 с., , 2002
- Русский синтаксис : структурные и неструктурные объяснения, Летучий, А. Б., 2024
- Русский язык о ситуациях : конструкции с сентенциальными актантами, Летучий, А. Б., 2021
- Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
- Теоретические проблемы русского синтаксиса : взаимодействие грамматики и словаря, Апресян, Ю. Д., 2010
- Французский язык : личные приглагольные безударные местоимения, Смирнова, Н. С., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- A history of communications : media and society from the evolution of speech to the Internet, Poe, M. T., 2011
- Reference in discourse, Kibrik, A. A., 2011
- The Blackwell companion to phonology. Vol.2: Suprasegmental and prosodic phonology, , 2011
- Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009