• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Цифровые технологии в профессиональной деятельности

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с применением цифровых методов в гуманитарных науках. Слушатели осваивают инструменты обработки текстов, анализа данных, визуализации информации и создания несложных цифровых проектов. Курс ориентирован на практическое применение цифровых технологий для решения исследовательских задач в гуманитарной сфере. Отбор: прослушанный курс по цифровой грамотности либо аналогичный, а также оценка не ниже 8 за независимый экзамен по цифровой грамотности. При несоответствии критериям — дополнительное собеседование по тематике трека.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения — освоение навыков проектирования сквозных исследовательских пайплайнов для анализа мультимодальных данных — от текстовых корпусов до визуальных материалов. Ключевой результат — способность самостоятельно создавать, критически оценивать и визуализировать результаты цифровых исследований, используя современные инструменты (GitHub, Streamlit) и интерпретируя полученные данные в рамках гуманитарных задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет сравнивать и применять различные методы анализа тональности для решения исследовательских задач
  • Владеет навыками критической интерпретации результатов анализа тональности с учётом контекста
  • Умеет применять базовые операции компьютерного зрения (обработка изображений, OCR) для анализа визуальных источников
  • Владеет основами работы с библиотекой OpenCV для преобразования и первичного анализа изображений
  • Умеет проводить тематическое моделирование текстовых коллекций и интерпретировать полученные тематические кластеры
  • Владеет навыками визуализации результатов тематического моделирования для их аналитического представления
  • Умеет выбирать и комбинировать методы (NLP, CV) для проведения мультимодального анализа данных
  • Владеет навыками проектирования комплексных исследовательских пайплайнов для решения задач Digital Humanities
  • Умеет презентовать результаты цифрового исследования
  • Умеет определять предметную область цифровых гуманитарных исследований и различать её основные исследовательские направления
  • Владеет методологическими основами цифровых гуманитарных наук
  • Умеет анализировать и критически оценивать реализованные кейсы в цифровой истории и литературоведении
  • Владеет навыками работы с системой контроля версий Git и управления проектами через GitHub
  • Умеет создавать и структурировать репозитории для исследовательских проектов
  • Владеет практикой сбора данных через API крупных платформ культурного наследия
  • Умеет выполнять первичную обработку и нормализацию структурированных и неструктурированных данных
  • Владеет методами анализа текстовых паттернов, включая построение N-грамм и проведение стилометрического анализа
  • Умеет выбирать подходящие методы визуализации для представления результатов анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы исследований в цифровых гуманитарных науках
  • Продвинутые методы анализа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятии
    Оценивается участие студента на занятии, выходы к доске и устные ответы.
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Создание репозитория и отработка навыков с гитом, сбор данных и их предобработка.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Проведение сравнительный анализ двух текстовых корпусов, реализовав анализ N-грамм, стилеметрии и тональности с последующей визуализацией результатов и интерпретацией выявленных различий.
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    На выбор: проведение тематического моделирования коллекции текстов с интерпретацией и визуализацией результатов ИЛИ обработка набора изображений с извлечением текста (OCR) и последующим анализом полученных метаданных.
  • неблокирующий Защита проекта
    Защита финального проекта представляет собой презентацию законченного исследования, демонстрирующую полное исследование — от сбора данных через API и предобработки до применения методов анализа (текстовых паттернов, тональности, тематического моделирования или компьютерного зрения) и визуализации результатов с их критической интерпретацией.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Активность на занятии + 0.1 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Домашнее задание 3 + 0.3 * Защита проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 40 алгоритмов, которые должен знать каждый программист на Python, Ахмад, И., 2023
  • 9780429670251 - Dunn, Stuart; Schuster, Kristen - Routledge International Handbook of Research Methods in Digital Humanities - 2020 - Routledge - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2437954 - nlebk - 2437954
  • A companion to digital humanities, , 2004
  • Data Science в действии : пять реальных проектов Python, Апельцин, Л., 2023
  • Hardeniya, N. (2015). NLTK Essentials. Birmingham, UK: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1044817
  • Jannidis, F. (2018). Modeling in the Digital Humanities: a Research Program? Historical Social Research - Supplement, (31), 96–100. https://doi.org/10.12759/hsr.suppl.31.2018.96-100
  • Perkins, J. (2014). Python 3 Text Processing with NLTK 3 Cookbook. Birmingham: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=836632
  • Routledge international handbook of research methods in digital humanities, , 2021
  • Speech and language processing, Jurafsky, D., 2014
  • The big humanities : digital humanities/ digital laboratories, Lane, R. J., 2017
  • Wohlgenannt, G., Barinova, A., Ilvovsky, D., & Chernyak, E. (2019). Creation and Evaluation of Datasets for Distributional Semantics Tasks in the Digital Humanities Domain. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1903.02671
  • Матвеев, А. И. Цифровая обработка изображений в OpenCv. Практикум / А. И. Матвеев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 104 с. — ISBN 978-5-507-46249-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/303413 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Объектно-ориентированное программирование с помощью Python, Кальб, И., 2024

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Longley Arthur, P., & Bode, K. (2015). Advancing Digital Humanities - Research Methods Theories. Australia, Australia/Oceania: Palgrave Macmillan Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E27A6773

Авторы

  • Климов Александр Антонович