Бакалавриат
2025/2026





Введение в медиакоммуникации
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Кто читает:
Департамент медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Граушкина Ксения Юрьевна,
Ефремова Дарья Вадимовна,
Кудрявцева Елена Игоревна,
Попова Екатерина Сергеевна,
Тышецкая Анна Юрьевна,
Тюркин Михаил Вячеславович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина знакомит студентов первого курса со спецификой выбранной ими специальности, её общественной и культурной ролью, профессиональными и этическими стандартами и эволюцией на фоне социальных и технологических тенденций XXI века. Они получат первичное представление о проблемном поле, классических теориях, авторах и актуальных дискуссиях в Media Studies и научатся оперировать такими терминами, как информация, коммуникации, медиа, целевая аудитория, медиапланирование, коммуникационная стратегия, медиатизация и др. Они начнут знакомство с меняющимся ландшафтом новых и традиционных медиа в России и за рубежом, их основными функциями и ключевыми игроками и узнают больше о влиянии цифровизации и других технологических трендов на современную медиаиндустрию. Она получат представления о возможных профессиональных траекториях и многообразии навыков, компетенций и психологических качеств, необходимых для успешной карьеры в медиасфере. В результате освоения курса студенты научатся формировать своё портфолио, вести письменную и устную коммуникацию с заказчиками и коллегами, а также публично презентовать свои медиапроекты.
Цель освоения дисциплины
- Первичное знакомство студентов с основными понятиями, авторами, теоретическими подходами, дискуссиями, проблемным полем науки о коммуникациях и медиа, ключевыми социальными, культурными и технологическими тенденциями в развитии медиасферы в России и за рубежом, а также с функциями, типологией и эволюцией медиа на современном этапе.
- Формирование базовых представлений о сущности профессиональной деятельности, разнообразии профессионального поля и основных профессиональных задачах, решаемых представителями современной медиаиндустрии за счёт знаний, навыков, компетенций и инструментов, овладение которыми предусмотрено учебным планом и программами дисциплин образовательного направления «Медиакоммуникации».
Планируемые результаты обучения
- Имеет представления о базовых концепциях, теоретических подходах, авторах и актуальных дискуссиях в медиаисследованиях и смежных социогуманитарных дисциплинах.
- Понимает значение базовых терминов Media Studies – информация, коммуникации, медиа и т. д.
- Имеет представления о механизмах и закономерностях информационного воздействия.
- Знает основные этапы развития и актуальные тенденции в развитии медиаиндустрии.
- Имеет представления об основных направлениях и форматах профессиональной деятельности специалистов по медиакоммуникациям.
- Различает требования к профессиональным результатам в зависимости от типа должности и квалификации исполнителя.
- Понимает цели, задачи и инструменты профессионального продвижения в медиаиндустрии.
- Имеет представления о сущности и вариативности медиапроектов, медиапродуктов и медиаформатов.
- Владеет базовыми навыками разработки концепции медиапроекта – от формулирования идеи и миссии проекта до распределения ролей в команде и составления контент-плана.
- Владеет навыками простейшего аудиторного и конкурентного анализа.
- Умеет эффективно и этично вести деловую переписку с заказчиками и коллегами.
- Владеет навыками формирования профессионального портфолио.
- Владеет навыками эффективной и этичной устной профессиональной коммуникации.
- Владеет навыками публичных выступлений и питчинга медиапроектов с учётом базовых законов ораторского мастерства.
- Владеет навыками создания эффективной, эффектной и структурированной презентации.
- Владеет базовыми приёмами композиции для облегчения восприятия информации и дизайн-приёмами для удержания внимания аудитории
Содержание учебной дисциплины
- Информация, коммуникация и медиа
- Медиареальность XXI века: технологические, социальные и культурные тренды
- Современный медиапрофессионал: между аудиторией, заказчиком и своими творческими амбициями
- Медиапроект, медиапродукт и медиаформат
- Профессиональные компетенции и профессиональное продвижение
- Питчинг медиапроекта: дизайнерские аспекты
- Питчинг медиапроекта: ораторское мастерство и техника речи
Элементы контроля
- Мотивационное письмоКаждый студент пишет в индивидуальном порядке мотивационное письмо с заявкой на «проект мечты» – то есть медиапроект, который он мечтает или планирует реализовать в будущем. Объем текста – не более 3 тысяч знаков с пробелами. Готовый документ студент сохраняет к дедлайну в облачном хранилище данных по ссылке, которой заранее поделился преподаватель. Мотивационное письмо должно включать в себя следующие пункты: Обращение к комиссии, которая будет рассматривать письмо. Краткая самопрезентация автора с описанием релевантного опыта в сфере медиа (1-3 предложения). Идея, уникальность и медиакоммуникативная цель проекта в зависимости от его целевой аудитории. Ожидаемые и возможные результаты реализации проекта (новые свойства и качества целевой аудитории, новые привычки и формы действия, новые типы отношений, новые знания и опыт). Содержание проекта: команда проекта (какие специалисты и на какие позиции необходимы), инструменты (с помощью чего совершаются действия), технологии (каким образом достигаются результаты), контентная стратегия (формат, основные жанры, каналы распространения контента). Планирование проекта: продолжительность подготовки и реализации, разбивка на этапы, ресурсы проекта (финансирование, возможная монетизация). Ограничения, риски, способы их преодоления (резервные сценарии). Мотивация рассматривающей стороны (почему именно этот проект должен заинтересовать тех, кто его будет рассматривать).
- ПортфолиоКаждый студент формирует портфолио, состоящее из десяти лучших учебных и внеучебных работ в сфере медиа. Это могут быть текстовые материалы (от постов в социальных сетях до публикаций в СМИ), видеоролики, аудиоподкасты, дизайнерские работы, фотографии, сценарии, документы, свидетельствующие о проведении событий, и многое другое. Студент собирает все материалы на отдельном сайте (например, в Tilda или ином конструкторе сайтов) или сохраняет их в формате pdf в облачном хранилище данных. Кроме того, он готовит сопроводительный текстовой документ со ссылками на каждую работу и кратким описанием каждой из них. Этот документ он сохраняет вместе с мотивационным письмом (см. выше) в облачном хранилище данных по ссылке, которой заранее поделился преподаватель.
- Устная презентацияКаждый студент в индивидуальном порядке выступает с устной презентацией перед комиссией, состоящей из преподавателей и практиков индустрии. Длительность выступления – 5-7 минут. Презентацию необходимо сохранить к установленному дедлайну в облачном хранилище данных по ссылке, которой заранее поделился преподаватель. Цель выступления – питчинг медиапроекта мечты, в ходе которого студент призван убедить комиссию в том, что именно он должен получить ресурсы для реализации своих идей. Кроме того, студент отвечает на вопросы преподавателей на понимание теоретического материала, полученного на лекциях. Само выступление включает в себя следующие обязательные элементы: – Рассказ о релевантном профессиональном опыте в сфере медиа. – Краткий обзор работ, представленных в портфолио (см. выше). – Тема, идея и формат медиапроекта мечты. – Медиакоммуникативная цель проекта. – Анализ целевой аудитории. – Анализ конкурентов. – Уникальность проекта. – Трудовые ресурсы и распределение ролей в команде. – Технические ресурсы. – Финансовые ресурсы, примерная смета и возможности монетизации. – Этапы реализации проекта. – Примеры материалов, которые могут «выстрелить». – Возможные риски – Обоснование, почему должны выбрать ваш проект.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 1st module0.5 * Устная презентация + 0.3 * Мотивационное письмо + 0.2 * Портфолио
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - 2-е изд. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 426 с. - (Учебники Высшей школы экономики). - ISBN 978-5-7598-2025-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1209258
Рекомендуемая дополнительная литература
- Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 488 с. - ISBN 978-5-394-05111-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082722