Бакалавриат
2025/2026





Научно-исследовательский семинар - 1
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Владимирова Анастасия Владимировна,
Захарова Александра Игоревна,
Кондратьева Александра Алексеевна,
Лютикова Алина Павловна,
Мальков Максим Дмитриевич,
Михалёва Влада Дмитриевна,
Плешко Майя Николаевна,
Пронкина Елена Сергеевна,
Соколова Кира Владимировна,
Ткачева Екатерина Андреевна,
Шипи Элиф Аладдиновна,
Щецова Елизавета Олеговна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
104
Программа дисциплины
Аннотация
Программа «Научно-исследовательский семинар-1» (НИС-1) предполагает обучение студентов 1 курса направления «Реклама и связи с общественностью» необходимым вводным исследовательским навыкам и теоретическим знаниям в области научно-исследовательской деятельности в сфере коммуникаций. НИС-1 состоит из четырех разделов: Введение в научную мысль, научная статья и базы данных; Подготовка литературного обзора; Экспериментальный дизайн; Массовый опрос как метод исследования коммуникаций.
Цель освоения дисциплины
- Обеспечение необходимыми вводными исследовательскими навыками и теоретическими знаниями в области научно-исследовательской деятельности в сфере коммуникаций
- Формирование понимания специфики научной мысли и научного текста;
- Объяснение процесса использования библиотечных ресурсов и оформления списков литературы;
- Обеспечение подготовки студентов для написания литературного обзора.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет отличительные черты научной мысли и научного исследования, основные особенности критериев научного знания и критериев научности. Выделяет классификацию научных исследований, специфику научных исследований в области социальных наук. Понимает и может охарактеризовать основные этапы научного исследования и их особенности. Отличает научные статьи от научно-популярных, определяет и самостоятельно формулирует проблему, исследовательский вопрос, гипотезы.
- Умеет использовать экспериментальный дизайн при организации и проведении коммуникационных исследований
- Характеризовать методы, различать типы опросов
- Анализировать проблемные области, формулировать задачи и гипотезы исследования
- Характеризовать типы выборки, понятие репрезентативности.
- Конструировать и программировать анкету. Применять на практике знания по различным типам вопросов, особенностям формулировок.
- Анализировать, интерпретировать и визуализировать результаты опросов, представлять в форме презентации
- Дает определение, перечисляет и реализует задачи литературного обзора. Критически оценивает академические источники и может их декомпозировать. Перечисляет функции теории, выбирает, обосновывает и использует ее при формулировке собственной проблематики исследования.
- Использует синтез при обобщении результатов анализа научных публикаций. Определяет, может сравнить структуру и различные виды литературного обзора. Использует критический анализ источников для формулировки проблемы исследования и исследовательского вопроса.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в научную мысль (1 модуль)
- Подготовка литературного обзора (2 модуль)
- Экспериментальный дизайн
- Массовый опрос как метод исследования коммуникаций (НИС-1)
Элементы контроля
- Домашнее задание 2Студенты выполняют целенаправленный поиск, отбор и изучение релевантных научных публикаций (преимущественно статей в рецензируемых журналах) по заданной тематике. Задание предполагает структурированный анализ существующих исследований с целью выявления ключевых концепций, теоретических подходов, методологических стратегий и установленных эмпирических результатов в рассматриваемой области знания. Необходимо отобрать научные статьи, релевантные теме исследования и оформить таблицу с кратким резюме. Таблица должна содержать информацию о выходных данных, ссылку, исследовательских вопросах/гипотезах, теориях (при наличии), основных понятиях, данных, методах, ограничениях и выводах. Также необходимо представить результаты синтеза отобранных публикаций, используя несколько уровней синтеза (например, тематический и методологический) в виде текста. Файл должен содержать информацию о выбранной теме, поисковых запросах, источниках и синтезе источников. При не сдачи этого задания студент не допускается до оценивания письменной работы. Использование систем искусственного интеллекта (ИИ) или автоматизированных средств генерации текста для выполнения любой части данного задания (включая поиск, анализ, формулировку выводов или написание итогового текста) запрещено.
- Индивидуальная работа - 4Оценивается индивидуальная работа студента, что предполагает демонстрацию полученных на занятии знаний в форме участия в дискуссии/выполнения тестов и других заданий очно на семинарском занятии, выполнения индивидуального домашнего задания Максимальный балл – 10. При оценивании знаний, навыков по блоку №4: «Массовый опрос как метод исследования коммуникаций» определяется качество теоретической подготовки студентов, качество их знаний о методологии проведения социологических исследований, а также практические навыки по проведению и презентации результатов исследования.
- Домашнее задание 4Является текущим контролем в 4-м модуле и оценивается как совокупность баллов по итогам выполнения заданий в рамках проведения группового исследования. Преподаватель оценивает качество и соблюдение сроков выполнения заданий. Максимальный балл – 10. Работа над исследованием проводится в подгруппах по 5-7 человек (в исключительных случаях по согласованию с преподавателем работа может выполняться индивидуально). Каждая подгруппа должна выбрать тему исследования по собственному желанию или предложенную преподавателем. Тематика проектов должна быть связана со сферами маркетинга, рекламы, PR и GR, социальной, молодежной проблематикой. Нормативное число респондентов для анализа данных – 150 человек (необходимо опросить 150 человек). Каждая подгруппа выполняет задания в установленные преподавателем и получает оценки по итогам их выполнения.
- Аудиторная работа 2Аудиторная работа состоит из 3 домашних заданий, которые студенты выполняют в группе дома, а затем защищают на семинаре.
- Аудиторная работа 3Оценка за аудиторную работу рассчитывается на основе работы на семинаре. За работу на каждом семинаре студент может получить от 0 до 1 балла (с шагом в 0,5 балла). Оценка за работу на семинаре рассчитывается путем нормирования к 10 общей суммы баллов, полученной студентом на протяжении модуля. Баллы выставляются преподавателем за содержательные ответы студента на поставленные вопросы или за значимые дополнения к ответам других студентов.
- Контрольная работа 3Контрольная работа состоит из закрытых вопросов по материалам курса. Итоговая оценка за работу выставляется на основе нормирования к 10 количества баллов, набранных студентом.
- Аудиторная работа 1Представляет собой групповое задание по поиску и анализу научно-исследовательских, журналистских и научно-популярных материалов по заданной теме. Критерии оценивания и примеры выполнения задания в прикреплённом файле.
- Контрольная работа 1Представляет собой тест, содержащий открытые и закрытые вопросы с возможностью множественного варианта выбора правильного ответа. Вес вопросов, в зависимости от типа, оцениваются от 1 до 2 баллов, 5 баллов за разбор кейса. Вопросы на соотнесение, с множественным вариантом выбора и открытые весят 2 балла. Вопрос да/нет и подразумевающие один вариант ответа — 1 балл. Разбор кейса — 5 баллов. В открытых вопросах важна корректность, аргументация и полнота ответа на вопрос.
- Защита исследовательского проекта 1Представляет собой защиту презентации и визуализирует результаты проведённого исследования. Задание выполняется в мини-группах. Критерии оценивания и примеры выполнения задания находятся в прикреплённом файле.
- Итоговое письменное задание (обзор литературы) - 2Студенты выполняют подготовку к обзору литературы, проводят критический анализ научных статей, по итогу которого формулируют проблему исследования и исследовательский вопрос. При выполнении задания запрещено использовать искусственный интеллект.
- Контрольная работа 4Индивидуальная контрольная работа состоит из закрытых и открытых вопросов. Проводится очно в аудитории письменно или с помощью электронных устройств (на усмотрение преподавателя).
- Тест 3Тесты проводятся по материалам пройденного или заданного на дом материала. Периодичность тестов определяется преподавателем курса, студенты о проведении теста на семинаре заранее НЕ оповещаются.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.05 * Аудиторная работа 1 + 0.1 * Аудиторная работа 2 + 0.1 * Домашнее задание 2 + 0.05 * Защита исследовательского проекта 1 + 0.3 * Итоговое письменное задание (обзор литературы) - 2 + 0.4 * Контрольная работа 1
- 2025/2026 4th module0.15 * Аудиторная работа 3 + 0.2 * Домашнее задание 4 + 0.15 * Индивидуальная работа - 4 + 0.25 * Контрольная работа 3 + 0.15 * Контрольная работа 4 + 0.1 * Тест 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bhattacherjee, A. (2012). Social Science Research : Principles, Methods, and Practices. Place of publication not identified: Global Text Project. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsotl&AN=edsotl.OTLid0000079
- Croucher, S. M. (2016). Understanding Communication Theory : A Beginner’s Guide. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055331
- Stacey, K. (2005). Approaches to Qualitative Research: A Reader on Theory and Practice. Australian & New Zealand Journal of Family Therapy, 26(1), 54.
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Количественные методы анализа в маркетинге, Данько Т.П., 2005
- Радаев, В. (2011). Как Написать Академический Текст. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688364
- Харламов, В., & Харламова, Т. (2014). Этика Научного Исследования: Зарубежный Опыт. Фундаментальные Исследования, 5–2.