• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Общий менеджмент

Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Общий менеджмент» способствует формированию общих представлений об условиях и факторах, влияющих на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества, привитию студентам системного видения организации и ее окружения, усвоению теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной экономики, функциях и принципах менеджмента. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы, обеспечивающих базовую подготовку.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов способности к системному видению организации и ее среды на основе теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной экономики, а также современных представлений об условиях и факторах, влияющих на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Может объяснить базовые понятия, теории и концепции менеджмента и соотношения между ними на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии
  • Может объяснить основные концепции и технологии управления процессами и операциями
  • Может объяснить, как менялись концепции организации, какое влияние это оказывало на изменение подходов к управлению
  • Может определить ключевые элементы внутренней и внешней среды организации, имеет представление об актуальных методах их анализа.
  • Может охарактеризовать основные типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
  • Может проанализировать основные проблемы, возникающие в организации при групповом взаимодействии (группа/команда, конфликты, коммуникация и др.)
  • Способен объяснить роль миссии организации, отличить ее от цели, знает основные принципы целеполагания, может формулировать цели по SMART, строить дерево целей
  • Умеет анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
  • Умеет выявлять основные факторы, определяющие поведение человека в организации на индивидуальном (напр., мотивация), групповом и организационном уровнях (напр., корпоративная культура)
  • Умеет проектировать и описывать бизнес-процессы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация как объект управления
  • 100 лет эволюции теории и практики менеджмента
  • Внешняя и внутренняя среда организации
  • Основы стратегического управления и организационное планирование
  • Организационные структуры
  • Люди в организации
  • Управление процессами и операциями
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    Студенты пишут экзамен в аудитории, на платформе ЛМС Экзаменационное задание включает тест и 2 мини-кейса
  • неблокирующий Контрольный кейс 1
    Задание выполняется в мини-группах по 4-5 человек, сформированных случайным образом. Задание выполняется на семинарском занятии и сдается в конце пары. Использование генеративных технологий и ИИ для выполнения задания запрещено.
  • неблокирующий Контрольный кейс 2
    Задание выполняется в мини-группах по 4-5 человек, сформированных случайным образом. Задание выполняется на семинарском занятии и сдается в конце пары. Использование генеративных технологий и ИИ для выполнения задания запрещено.
  • неблокирующий Семинары
    В течение курса студент получает оценки за выполнение практических заданий (кейсов) и участие в групповой работе (тренинг, групповые дискуссии, обсуждение статей) в ходе семинарских занятий. В случае необходимости преподаватель делит студентов на мини-группы случайным образом. Использование генеративных технологий и ИИ для выполнения заданий на семинарском занятии запрещено. Студент получает оценку за каждый семинар. Итоговая оценка за семинары - это средняя арифметическая всех семинарских оценок.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Оценка за самостоятельную работу - это среднее арифметическое оценок за 3 теста. Каждый тест - это микроконтроль по двум разделам курса. Тест пишется студентами на лекции в системе SmartLMS
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.15 * Контрольный кейс 1 + 0.15 * Контрольный кейс 2 + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.2 * Семинары + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 19596 - Организационная структура: Реализация стратегии на практике - И. Адизес; Ш.Сандермоен - Альпина Паблишер - 9785961430790 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19596 - Alpina
  • Питер Фердинанд Друкер - Эффективный руководитель - 9785001696681 - МИФ - 2021 - https://hse.miflib.ru/#/book/3244 - 3244

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 850 - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует - И. Адизес - Альпина Паблишер - 9785961432817 - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/850 - Alpina
  • Alpina - 7877 - П. Друкер - Классические работы по менеджменту - 9785961440607 - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/7877

Авторы

  • Сокерина Анастасия Вячеславовна
  • Котомина Ольга Викторовна