2025/2026





Цифровое преподавание иностранных языков
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент русского языка как иностранного
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Галимуллина Алина Ринатовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение дисциплины "Цифровое преподавание иностранных языков" помогает студентам войти в мир цифрового образования и освоить базовые навыки digital literacy, необходимые для современного преподавателя. В рамках курса студенты познакомятся с основными трендами современного образования и концепциями e-learning, узнают новые методики преподавания в языковом классе, соберут список готовых полезных ресурсов для цифрового преподавания РКИ и освоят некоторые программы для создания собственных ресурсов. Курс использует элементы смешанного обучения и базируется в онлайн-классе.
Цель освоения дисциплины
- описать состояние обучения и его субъектов в цифровом формате
- определить требования к преподавателю в "цифре" и его возможности в использовании ресурсов и инструментов
- понять разницу между разными форматами обучения
- определять подходящие виды контента и их упаковку для уроков определенного формата
- создавать задания для формирующего оценивания с необходимыми элементами
- выбирать необходимые характеристики и функционал для виртуального пространства в определенной группе обучающихся
- проектировать работу в группах и методы ее оценивания и контроля
- собрать онлайн-курс для немассового обучающегося под запросы
- знать варианты языковых ресурсов и инструментов для работы SLA/SLL преподавателя
- Что такое edutainment. Обучение как cериал. Почему все говорят об геймификации. Мифы и правда о геймификации. Игры и игровой подход в обучении.
Планируемые результаты обучения
- формулирует ключевые этапы современного цифрового образования
- объясняет принципы цифрового обучения
- называет причины смены требований к компетенциям преподавателя
- формулирует состояние edtech на сегодня
- описывает место SLT и SLL в современном мире образования
- различают подходы к обучению взрослых и детей
- различают формалистский и конструктивистский взгляды на цели и субъектов обучения
- описывают тенденции в SLL
- различают назначение ресурсов, подходов и инструментов
- критически осмысляют методы обучения и выбор инструментов
- обосновывают использование тех или иных форматов - онлайн/оффлайн/смешанный
- объясняют ограничения использования форматов и подходов в зависимости от цифровых компетенций обучающихся
- перепроектируют оффлайновые уроки в цифровые
- придумать онлайн-урок с использованием подходящих инструментов и материалов
- создадут серию заданий для урока перевернутого класса из предыдущего модуля (модуль 4)
- проектировать на основании предложенных ЛМС и виртуальных пространств подходящие для кейса
- создать проектное задание для 3-4 человек в воображаемом классе
- создать курс-марафон по узкой теме
- обработать аутентичную статью при помощи корпусных методов
- подготовить сценарий для чат-бота
- Собрать в конструкторе мини-квест на 15 минут
Содержание учебной дисциплины
- Модуль 1.Обучение и преподавание в цифровом мире
- Модуль 2. Всё в "цифре": компетенции преподавателя и ресурсы
- Модуль 3.Оффлайн, онлайн и смешанное обучение
- Модуль 4. Обучающийся и контент
- Модуль 5. Работа с заданиями в "цифре"
- Модуль 6. Виртуальное пространство обучения
- Модуль 7. Групповая и индивидуальная работа
- Модуль 8. Создание онлайн-курсов
- Модуль 9. Харды для SLL (second language learning)
- Модуль 10. Обучение и развлечение (edutainment)
Элементы контроля
- Мини-презентацияМини-презентация (5-7 минут) одного цифрового инструмента с описанием его функционала для ИЯ.
- Интерактивное учебное упражнениеСоздание одного интерактивного учебного упражнения по теме преподавания ИЯ.
- ТестТест из 24 вопросов по теоретическому материалу, пройденному в рамках курса.
- Использование ИИ для генерации и персонализации контента.Разработка обучающего персонализированного контента, полностью созданного с помощью разного набора искусственного интеллекта.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.25 * Интерактивное учебное упражнение + 0.25 * Использование ИИ для генерации и персонализации контента. + 0.25 * Мини-презентация + 0.25 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Майер, А. А. Проектирование образовательного пространства: общие подходы / А. А. Майер. - Текст : электронный // Znanium.com. - 2017. - №1-12. - URL: https://znanium.com/catalog/product/523380
Рекомендуемая дополнительная литература
- Цифровые компетенции педагога в контексте трендов современного образования ; Digital Competence of the Teacher in the Context of Modern Education Trends. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7817C829