• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Управление распределенными командами

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Управление распределенными командами» готовит магистрантов к эффективной работе с удаленными и гибридными коллективами, фокусируясь на современных методах организации, мотивации и координации сотрудников в цифровой среде. В рамках курса изучаются подходы к созданию продуктивной рабочей атмосферы, преодолению барьеров дистанционного взаимодействия (включая временные зоны, культурные различия и ограничения коммуникации), а также инструменты для асинхронного планирования задач, оценки эффективности и минимизации конфликтов. Студенты освоят навыки интеграции цифровых платформ для командного взаимодействия в управленческие процессы, научатся выстраивать доверие в виртуальных командах и адаптировать работу в соответствии с задачами цифровой трансформации. Результатом обучения станет способность реализовывать проекты в распределенных форматах, что особенно актуально для будущих тимлидов менеджеров среднего звена российских, международных компаний или стартапов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у магистрантов комплексных компетенции в области управления распределенными командами, включая способность проектировать системы удаленного взаимодействия, преодолевать коммуникационные, временные и культурные барьеры, а также внедрять цифровые инструменты для повышения продуктивности и вовлеченности членов продуктовых распределенных команд.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности лидерства в гибридной модели организации труда, навыки, необходимые лидерам гибридных команд. Знать инструменты управления распределенными командами.
  • Знать социально-психологические аспекты управления распределенными командами. Владеть техниками коммуникации и организации взаимодействия членов распределенных команд.
  • Знать о способах внедрения корпоративной культуры в удаленных командах. Знать специфику управления изменениями в распределенных командах.
  • Понимает особенности управления групповой динамикой распределенной команды.
  • Знает предпосылки распространенности распределенных команд в современном бизнесе.
  • Знает особеннности управления производительностью и эффективностью работы удаленной команды.
  • Умеет планировать, организовывать эффективную работу удаленной команды.
  • Умеет организовывать синхронную и асинхронную коммуникацию в цифровой среде.
  • Понимает особенности управления сложными и конфликтными ситуациями в распределенных командах.
  • Знает об особенностях восприятия удаленных сотрудников.
  • Знает особенности управления групповой динамикой распределенных команд.
  • Понимает особенности роли тимлида в управлении эффективной групповой динамикой распределенной команды.
  • Владеет техниками организации взаимодействия членов распределенных команд.
  • Знает социально-психологические особенности управления распределенными командами.
  • Знает способы формирования культуры доверия и безопасности в удаленных командах.
  • Использовать цифровые инструменты для организации совместной работы членов распределенной команды.
  • Конструировать синхронную и асинхронную коммуникацию в цифровой среде.
  • Перечислять факторы, влияющие на производительность и результативность труда членов распределенной команды.
  • Использовать цифровые инструменты для планирования и синхронизации работы удаленной команды.
  • Предлагать метрики оценки результативности работы распределенной команды в зависимости от выбранного способа ее организации.
  • Предлагать способы формирования культуры доверия и безопасности в распределенных командах.
  • Разрабатывать практические инструменты повышения вовлеченности членов распределенной команды.
  • Предлагать инструменты адаптации нового члена команды.
  • Проектировать инструменты управления изменениями в распределенных командах.
  • Проектирует инструменты адаптации новых членов команды и управления изменениями в распределённых форматах работы.
  • Предлагает способы формирования культуры доверия и безопасности в распределенных командах.
  • Предлагает метрики оценки результативности работы распределенной команды в зависимости от выбранного способа ее организации. Перечисляет факторы, влияющие на производительность и результативность труда членов распределенной команды.
  • Определяет адекватный задаче метод работы (Scrum, Agile, Kanban, Waterfall). Использует цифровые инструменты для планирования, организации совместной работы членов распределенной команды. Проектирует синхронную и асинхронную коммуникацию распределенной команды.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Управление распределенными продуктовыми командами.
  • Формирование культуры распределенных команд.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение и активность на занятиях
    Оценка выставляется за посещение и активную работу на каждом из 6 занятий. Студент может получить оценку 1-3 за каждое занятие, продолжительностью 4 ак.ч. в зависмости от включенности в работу на занятии. Посещение лекций и семинаров является обязательной для качественного освоения материала.
  • неблокирующий Экзамен
    Тест содержит вопросы с единственным или множественным выбором, открытые вопросы и мини-кейсы. Подготовка к тесту осуществляется на основании предоставленной литературы и материалов к каждому занятию.
  • неблокирующий Проект по анализу распределенной команды
    Студенты, объединившись в команды по 5-6 человек анализируют особенности организации работы распределенной команды по своему выбору (например, отталкиваясь от рабочей одного из студентов). Студенческая команда работает над этим кейсом строго в удаленном формате. На основании материалов курса команда анализирует особенности организации работы выбранной распределенной команды, разрабатывает рекомендации для оптимизации ее работы. Результаты проекта команда презентует на заключительном семинарском занятии. Источники, на основании которых разработаны рекомендации, заносятся в таблицу эксель и сдаются вместе с презентацией.
  • неблокирующий Игра
    После каждого из занятий студентам рекомендуется литература (публикации) по теме занятия. В начале третьего либо пятого занятия проводится контроль знаний в формате игры. Студенты объединяются в 8 команд (по 3-4 человека) для участия в игре. Задача команд в ходе игры-викторины задать вопрос команде-оппоненту и дать наиболее развернутый ответ на вопрос команды оппонента. Игра предполагает несколько раундов.
  • неблокирующий Тестирование
    Контроль знаний студентов по изученным темам проводится на 3 или 5 занятии. Тест содержит 10 вопросов. Задание студентами выполняется индивидуально.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * Игра + 0.1 * Посещение и активность на занятиях + 0.29 * Проект по анализу распределенной команды + 0.1 * Тестирование + 0.41 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gratton, L. (2021). How to Do Hybrid Right. (cover story). Harvard Business Review, 99(3), 66–74.
  • Аппело Ю. - Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами - 978-5-9614-6361-3 - Альпина Паблишер - 2018 - https://znanium.ru/catalog/product/1003506 - 1003506 - ZNANIUM
  • Рыкина, М. Н. Гибридные офисы : монография / под общ. ред. С. Р. Филоновича ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Высшая школа бизнеса, Департамент организационного поведения и управления человеческими ресурсами. — 3-е изд - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. - 129 с. - (Аналитические доклады Высшей школы бизнеса ВШЭ ; вып. 1). - ISBN 978-5-7598-2486-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2156433

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 18044 - Скорость доверия (краткое изложение книги) - А. Мужицкий; С. Кови-мл. - Альпина Паблишер - 9785961442403 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/18044 - Alpina
  • 20351 - Вебинар «Удаленный формат — новые возможности» - А.Мозер - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/video/20351 - Alpina
  • 21484 - Remote: Офис не обязателен (краткое изложение) - Д. Фрайд; Д. Хенссон - КнигиКратко - 9785961400448 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21484 - Alpina
  • Alpina - 21946 - Коллектив авторов - Удаленная работа: Гид Alpina Digital - нет номера - Альпина.Статьи - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21946
  • Alpina - 21986 - А.Мозер - Как строить карьеру в компании удаленно - нет номера - Альпина.Статьи - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21986
  • Duarte, D. L., & Snyder, N. T. (2006). Mastering Virtual Teams : Strategies, Tools, and Techniques That Succeed (Vol. Third edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=152292
  • Zasa, F. P., Patrucco, A., & Pellizzoni, E. (2021). Managing the Hybrid Organization: How Can Agile and Traditional Project Management Coexist? Research Technology Management, 64(1), 54–63. https://doi.org/10.1080/08956308.2021.1843331
  • Удаленная работа на компьютере: как работать из дома комфортно и эффективно. - 978-5-388-00197-9 - Клименко Р. А. - 2008 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/373721 - 373721 - iBOOKS

Авторы

  • Рыкина Мария Николаевна