2025/2026





Основы медиаменеджмента
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шохина Надежда Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина “Основы медиаменеджмента” формирует комплексное представление о деятельности современного медиаменеджера, о его ключевых компетенциях и зонах влияния на медиабизнес. В ходе занятий студенты изучат основные практики управления медиапроектами и медиакомпаниями, рассмотрят инструменты принятия решения на уровне операционного и стратегического менеджмента. Студенты научатся анализировать управленческую практику российских и международных медиакорпораций, выявлять их задачи и инструменты. В результате студенты создадут собственное мета-медиа, тем самым они пройдут все ключевые этапы разработки медиапродукта на практике.
Цель освоения дисциплины
- Изучить инструменты принятия стратегических управленческих решений при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами.
- Исследовать глобальный медиарынок для получения углубленного представления о специфике процессов стратегического управления.
- Изучить современные практики управления медиапроектами и медиакомпаниями.
- Сформировать комплексное представление о компетенциях медиаменеджера, определить собственные зоны роста и развития.
- Изучить инструменты принятия решения на уровне операционного менеджмента при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами.
- Отработать в смоделированных ситуациях инструменты стратегического управления.
Планируемые результаты обучения
- Определяет ключевые компетенции медиаменеджера;
- Отличает виды изменений в медиа;
- Выявляет собственные сильные стороны и экспертизу как медиаменеджера;
- Использует инструменты управления командой в творческой организации: найм, мотивация, решение конфликтов, увольнение;
- Называет и рассчитывает ключевые метрики печатного медиабизнеса;
- Использует аналитические продукты Mediascope;
- Описывает экономику и маркетинг печатного медиабизнеса;
- Ориентируется в базовых понятиях стратегического медиаменеджмента;
- Выявляет точки опоры в ситуациях неопределенности и постоянных изменений;
- Сочетает подходы форсайта и трендводчинга в работе медиапредприятий;
- Демонстрирует применение инструментов стратегического медиаменеджмента в учебной управленческой практике.
- Применяет в практике технологии менеджмента медиакорпораций;
- Определяет задачи и инструменты стратегического управления;
- Проводит мониторинг глобального рынка, осмысляет и адаптирует новые возможности;
Содержание учебной дисциплины
- Что такое медиаменеджмент: роль и компетенции медиаменеджера в современном медиабизнесе
- Стратегическое управление компанией: аналитика рынка медиа и поддержка управленческих решений
- Операционный менеджмент и управление творческими коллективами
- Управление медиапроектами и портфелем контента
- Этика, доверие, безопасность данных и правовые аспекты цифровых медиа
- Инновационные продукты и продуктовый менеджмент в цифровых медиа
- Ключевые этапы и особенности создания фильмов и сериалов, мультиформатных (мультиплатформенных) проектов, проектов в блогосфере (трек "Управление медиакомпаниями")
- Особенности интеллектуальных прав в аудиовизуальной сфере и медиа (трек "Управление медиакомпаниями")
- Законодательство в сфере налогообложения при создании аудио-, видео- и текстового контента (трек "Управление медиакомпаниями")
- Бюджетирование и управление затратами в процессе реализации проекта (трек "Управление медиакомпаниями")
- Особенности государственного целевого финансирования проектов (трек "Управление медиакомпаниями")
- Проект и монетизация (трек "Управление медиакомпаниями")
- Ключевые компетенции медиаменеджера (трек "Управление медиакомпаниями")
- Целеполагание (трек "Управление медиакомпаниями")
- Принятие решений (трек "Управление медиакомпаниями")
- Люди и мотивация (трек "Управление медиакомпаниями")
- Запуск проектов (трек "Управление медиакомпаниями")
- Стратегия и миссия в медиабизнесе (трек "Управление медиакоммуникациями в образовании")
- Бизнес-модели медиа (трек "Управление медиакоммуникациями в образовании")
- Методика DISC как инструмент построения управленческих коммуникаций (трек "Управление медиакоммуникациями в образовании")
- Искусство обратной связи. Мотивирование и вовлечение (трек "Управление медиакоммуникациями в образовании")
- Ситуационное лидерство (трек "Управление медиакоммуникациями в образовании")
- Делегирование и контроль (трек "Управление медиакоммуникациями в образовании")
Элементы контроля
- Эссе по лекционному блокуДанный элемент контроля предполагает написание эссе по итогам лекционного блока («Что такое медиаменеджмент…»).
- Оценка за блок семинарских занятийФормула оценивания блока семинаров у трека "Управление медиакомпаниями" (Саблина К.О., Беленькая О.С.): Индивидуальное задание: анализ биографий медиаменеджеров (Саблина К.О.) * 0,25 + Групповое задание: защита проекта по мета-медиа (Саблина К.О.) * 0,35 + Посещаемость (Саблина К.О.) * 0,1 + Активность на семинарах (Беленькая О.С.) * 0,1 + Тест с открытыми вопросами (Беленькая О.С.) * 0,2. Формула оценивания блока семинаров у трека "Управление медиакоммуникациями в образовании" (Головина М.Ю., Шохина Н.В.): Активность на лекциях и семинарах (Головина М.Ю.) * 0,1 + Групповой проект «Свой медиапродукт» (Головина М.Ю.) * 0,25 + Защита проекта (Головина М.Ю.) * 0,15 + Активность на семинарах (Шохина Н.В.) * 0,3 + Посещаемость (Шохина Н.В.) * 0,2.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.67 * Оценка за блок семинарских занятий + 0.33 * Эссе по лекционному блоку
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 21085 - Открывая организации будущего (краткое изложение) - Ф.Лалу - КнигиКратко - 9785961400156kkaudio - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21085 - Alpina
- Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01109-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535436 (дата обращения: 04.07.2025).
- Психология и этика делового общения : учебник и практикум для вузов / под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16811-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559688 (дата обращения: 04.07.2025).
- Управленческий аудит медиакомпаний - 978-5-7598-1089-6 - Кирия И. В., Чумакова В. П. - 2014 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352913 - 352913 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005