• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Методология исследований в маркетинге

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён практическим методам и подходам, применяемым в исследованиях потребителей. Исследования потребителей – важный источник знаний для бизнеса, помогающий принимать обоснованные решения в разных сферах работы компании: от построения брендов и разработки новых продуктов до управления ассортиментом и улучшения клиентского опыта. В процессе исследования используются знания из области социологии, статистики, анализа данных, психологии и поведенческой экономики. Дисциплина поможет изучить как, ранее полученные теоретические знания, находят прикладное применение в задачах изучения потребителей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с принципами постановки исследовательских задач, особенностями дизайна исследования, общепринятыми и технологичными инструментами сбора данных, а также методами математического анализа. Курс выстроен в логике исследовательского процесса, что поможет последовательно освоить ключевые этапы проекта и сформировать целостное понимание работы исследователя. Дать студентам практические навыки проведения маркетинговых исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оперировать основными понятиями и терминами, используемыми в маркетинговых исследованиях.
  • Формулировать цели исследования и планировать его структуру.
  • Выбирать подходящие методы сбора и анализа данных, выстраивать исследовательский процесс.
  • Аргументировать выбор типа выборки исследования, понимать принципы формирования выборки исследования.
  • Организовывать проведение и анализ полуструктурированных интервью.
  • Планировать количественные исследования и процесс математического анализа данных.
  • Применять методы проверки статистических гипотез.
  • Консолидировать информацию, собранную в ходе реализации проекта с целью ее использования в подготовке аналитических материалов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в потребительские исследования
  • Тема 2. Дизайн маркетингового исследования
  • Тема 3. Качественные маркетинговые исследования
  • Тема 4. Количественные маркетинговые исследования (анкетирование)
  • Промежуточное обобщение полученных знаний через решение кейса
  • Тема 5. Обработка и анализ данных
  • Тема 6. Применение результатов маркетинговых исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1: Формулировка бизнес-задачи и декомпозиция
    Суть задания: Студенты делятся на группы, и каждая группа получает к ознакомлению раздаточный материал – бриф от заказчика проекта рыночного исследования. В материале содержится информация о целях заказчика и желаемых результатах. Студенты должны применить полученные навыки декомпозиции для того, чтобы сформулировать контекст исследования и его бизнес-задачу.
  • блокирующий Экзамен
    Тесты формируются на основе материалов лекций и семинаров, а также дополнительной литературы, предоставленной студентам в начале курса/в конце каждой лекции или семинара.
  • неблокирующий Домашнее задание 2: Разработка дизайна исследования
    Суть задания: Студенты продолжают работу в группах; применяя полученные знания, они должны сформулировать полноценный дизайн исследования для выполнения бизнес-задачи из домашнего задания 1.
  • неблокирующий Домашнее задание 3: Качественные исследования
    Суть задания: Студенты формируют группы для работы над сквозным проектом; группы получают учебный материал – бриф на исследовательский проект, включающий этапы как качественного, так и количественного исследования. Применяя полученные знания, группа формулирует задачу исследования, делает декомпозицию, формулирует исследовательские вопросы. Составляет план качественного исследования (включая описание целевой аудитории и размера выборки) и единый гайд для интервью. Каждому участнику группы необходимо провести 2-3 глубинных интервью, после чего создать транскрипты этих интервью. По результатам обсуждения, группа готовит сводный отчет о полученных наблюдениях.
  • неблокирующий Домашнее задание 4: Разработка анкеты количественного опроса
    Суть задания: Студенты работают в малых группах. Каждой группе выдаётся свой вариант анкеты количественного исследования (около 20 вариантов на поток). В анкете намеренно допущены логические, методологические и смысловые ошибки (в том числе в формулировках вопросов и переходах между ними). Тема анкеты соответствует учебному брифу из домашнего задания «Качественные исследования». Каждому студенту предстоит: 1) выбрать два вопроса, которые, по его мнению, содержат ошибку и не были выбраны другим участником группы 2) уведомить группу о выбранных вопросах и заполнить в таблице группы: ФИО | № вопроса | Что было не так | Как переписал | Зачем так лучше (1–2 предложения) |
  • неблокирующий Домашнее задание 5: Работа с базой данных - 1
    Суть задания: Студенты получают учебный материал – базу данных проведенного количественного исследования по брифу из ДЗ номер 3. База содержит ряд логических и технических ошибок, а также требует проведения базовых операций по очистке и оптимизации. Студенты должны применить полученные знания для применения базовых операций проверок и очистки данных, чтобы привести БД в вид, пригодный для аналитической работы.
  • неблокирующий Домашнее задание 6: Работа с базой данных - 2
    Суть задания: Студенты продолжают работу с БД, полученной в предыдущем задании, а также список необходимых расчетов по этой базе; им необходимо составить скрипт обработки данных и предоставить расчетные таблицы, результаты которых должны соответствовать выданному заданию.
  • неблокирующий Домашнее задание 7: Работа с базой данных - 3
    Суть задания: Студенты продолжают работу с БД; им необходимо выдвинуть 2 гипотезы, релевантные для бизнес-задачи из брифа, после чего провести процедуру проверки гипотез и написать отчет о полученных выводах.
  • неблокирующий Домашнее задание 8: Работа с базой данных - 4
    Суть задания: студенты продолжают работу с БД; применяя полученные знания, студентам необходимо применить процедуры факторного анализа, логистической регрессии, а также сформулировать выводы на основе полученных данных, релевантные для бизнес-задачи.
  • неблокирующий Защита группового проекта
    Защита презентации перед комиссией.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.05 * Домашнее задание 1: Формулировка бизнес-задачи и декомпозиция + 0.05 * Домашнее задание 2: Разработка дизайна исследования + 0.05 * Домашнее задание 3: Качественные исследования + 0.05 * Домашнее задание 4: Разработка анкеты количественного опроса + 0.05 * Домашнее задание 5: Работа с базой данных - 1 + 0.05 * Домашнее задание 6: Работа с базой данных - 2 + 0.05 * Домашнее задание 7: Работа с базой данных - 3 + 0.05 * Домашнее задание 8: Работа с базой данных - 4 + 0.2 * Защита группового проекта + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Malhotra, Naresh. Marketing Research: an Applied Orientation, Global Edition, Pearson Education, Limited, 2019. ProQuest Ebook Central, Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5640382.
  • Marketing research : an applied orientation, Malhotra, N. K., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chapman, C., & Feit, E. M. (2019). R For Marketing Research and Analytics (Vol. Second edition). Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2093001
  • Dwivedi, Y. K., Ismagilova, E., Hughes, D. L., Carlson, J., Filieri, R., Jacobson, J., Jain, V., Karjaluoto, H., Kefi, H., Krishen, A. S., Kumar, V., Rahman, M. M., Raman, R., Rauschnabel, P. A., Rowley, J., Salo, J., Tran, G. A., & Wang, Y. (2020). Setting the future of digital and social media marketing research: Perspectives and research propositions.
  • Lancaster, Geoff. Research Methods in Management : A Concise Introduction to Research in Management and Business Consultancy, Routledge, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=297137.
  • O’Gorman, K., & MacIntosh, R. (2015). Research Methods for Business and Management : A Guide to Writing Your Dissertation (Vol. Second edition). Oxford, England: Goodfellow Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229969
  • Quimby, E., & Ebook Library. (2012). Doing Qualitative Community Research : Lessons for Faculty, Students and Communities. [Sharjah, U.A.E.]: Bentham Science Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=500704
  • Research ethics in applied economics : a practical guide, Josephson, A., 2024
  • Sociological Methods & Research. Vol.54, N.3, , 2025
  • Somekh, B. (2006). Action Research : A Methodology for Change and Development. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234120
  • Sreejesh, S., Anusree, M. R., & Mohapatra, S. (2014). Business Research Methods : An Applied Orientation. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=621472
  • Welch, C., & Marschan-Piekkari, R. (2004). Handbook of Qualitative Research Methods for International Business. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473073

Авторы

  • Тункевичус Эдуард Олегович
  • Титов Антон Александрович
  • Корнилова Анастасия Александровна