Магистратура
2025/2026



Научно-исследовательский семинар "Эгейский регион и Передняя Азия: история контактов и культурной коммуникации"
Статус:
Курс обязательный (Классический и современный Восток: языки, культуры, религии)
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Можайский Андрей Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Предмет должен подготовить студентов к углубленному изучению истории древней Месопотамии и сопредельных областей, основанному на проблемном подходе и работе с источниками. Для этого студенты должны получить общие представления о ходе исторического процесса в древней Передней Азии от неолитической революции до походов Александра Великого. После освоения курса студенты будут знать периодизацию и основы политической истории государств Месопотамии, Ирана, Малой Азии, Сирии и Восточного Средиземноморья в III-I тыс. до н.э., понимать основные черты экономического, социального, политического устройства, культуры и религии древней Передней Азии, смогут ориентироваться в корпусе клинописных источников, познакомятся с самыми известными текстами клинописной традиции (например, "Законами Хаммурапи") в русских переводах.
Цель освоения дисциплины
- В сочетании с «Введением в специальность» дисциплина должна сформировать у начинающих ассириологов базовые представления об истории и культуре Месопотамии и сопредельных областей в древности. В отличие от «Введения в специальность», материал излагается не в тематическом, а в хронологическом порядке. Большее внимание уделяется политической и социально-экономической истории, доисторическим периодам, сопредельным областям Месопотамии. Географические рамки дисциплины: Передняя Азия как область клинописной культуры (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, стран Персидского залива). Хронологические рамки дисциплины – от нижнего палеолита до 330-х гг. до н.э.
Планируемые результаты обучения
- Студент воспроизводит основы хронологии и периодизации, основные (письменные и) археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с возникновением государства на юге Месопотамии.
- Студент воспроизводит основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с первыми империями Месопотамии.
- Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные (письменные и) археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия(, имена) и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с раннединастическим периодом.
- Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с переднеазиатским халколитом.
- Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с появление человека в Западной Азии.
- Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с эпипалеолитом и неолитом на территории Плодородного Полумесяца
- Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории – для каждого из рассматриваемых регионов и периодов.
- Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с поздним бронзовым веком в Передней Азии.
- Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные со старовавилонским периодом.
- Студент умеет интерпретировать источники для поисков решения указанных выше научных проблем и вести их аргументированное обсуждение, понимать и критически оценивать учебно-справочную литературу.
Содержание учебной дисциплины
- Появление человека и палеолит в Западной Азии.
- Эпипалеолит и неолит на территории Плодородного Полумесяца.
- Переднеазиатский халколит.
- Возникновение государства на юге Месопотамии.
- Раннединастический период.
- Первые империи Месопотамии.
- Старовавилонский период.
- Поздний бронзовый век в Передней Азии.
- Новоассирийский и нововавилонский период.
- Ближний Восток под властью Ахеменидов.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Van de Mieroop, M. (2016). A History of the Ancient Near East, Ca. 3000-323 BC (Vol. Third edition). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021678
Рекомендуемая дополнительная литература
- Liverani, M. (2013). The Ancient Near East : History, Society and Economy. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671926