• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Эгейский регион и Передняя Азия: история контактов и культурной коммуникации"

Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет должен подготовить студентов к углубленному изучению истории древней Месопотамии и сопредельных областей, основанному на проблемном подходе и работе с источниками. Для этого студенты должны получить общие представления о ходе исторического процесса в древней Передней Азии от неолитической революции до походов Александра Великого. После освоения курса студенты будут знать периодизацию и основы политической истории государств Месопотамии, Ирана, Малой Азии, Сирии и Восточного Средиземноморья в III-I тыс. до н.э., понимать основные черты экономического, социального, политического устройства, культуры и религии древней Передней Азии, смогут ориентироваться в корпусе клинописных источников, познакомятся с самыми известными текстами клинописной традиции (например, "Законами Хаммурапи") в русских переводах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В сочетании с «Введением в специальность» дисциплина должна сформировать у начинающих ассириологов базовые представления об истории и культуре Месопотамии и сопредельных областей в древности. В отличие от «Введения в специальность», материал излагается не в тематическом, а в хронологическом порядке. Большее внимание уделяется политической и социально-экономической истории, доисторическим периодам, сопредельным областям Месопотамии. Географические рамки дисциплины: Передняя Азия как область клинописной культуры (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, стран Персидского залива). Хронологические рамки дисциплины – от нижнего палеолита до 330-х гг. до н.э.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент воспроизводит основы хронологии и периодизации, основные (письменные и) археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с возникновением государства на юге Месопотамии.
  • Студент воспроизводит основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с первыми империями Месопотамии.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные (письменные и) археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия(, имена) и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с раннединастическим периодом.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с переднеазиатским халколитом.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с появление человека в Западной Азии.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с эпипалеолитом и неолитом на территории Плодородного Полумесяца
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории – для каждого из рассматриваемых регионов и периодов.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные с поздним бронзовым веком в Передней Азии.
  • Студент обобщает основы хронологии и периодизации, основные письменные и археологические источники, общий ход развития человеческих сообществ, основные названия, имена и даты, основные проблемы экономической, социально-политической, культурной истории, связанные со старовавилонским периодом.
  • Студент умеет интерпретировать источники для поисков решения указанных выше научных проблем и вести их аргументированное обсуждение, понимать и критически оценивать учебно-справочную литературу.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Появление человека и палеолит в Западной Азии.
  • Эпипалеолит и неолит на территории Плодородного Полумесяца.
  • Переднеазиатский халколит.
  • Возникновение государства на юге Месопотамии.
  • Раннединастический период.
  • Первые империи Месопотамии.
  • Старовавилонский период.
  • Поздний бронзовый век в Передней Азии.
  • Новоассирийский и нововавилонский период.
  • Ближний Восток под властью Ахеменидов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
  • неблокирующий Report
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.5 * Activity + 0.5 * Report
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Van de Mieroop, M. (2016). A History of the Ancient Near East, Ca. 3000-323 BC (Vol. Third edition). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021678

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Liverani, M. (2013). The Ancient Near East : History, Society and Economy. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671926

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Можайский Андрей Юрьевич