• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Профориентационный семинар "Профессия менеджера в современном мире"

Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина относится к блоку дисциплин по проектной/исследовательской работе и формирует у студентов базовые знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках бакалаврской программы по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Программой дисциплины предусмотрено: (а) изучение основ управленческой деятельности и новых требований компетенциям менеджеров в условиях цифровой экономики: цифровых платформ, работы с данными и использованием ИИ; (б) проведение практических занятий / мастер-классов менеджерами ведущих российских и международных компаний; (в) первичное тестирование по методике DISC для выявления типа личности/поведения с последующим определением направлений саморазвития студентов для успеха в профессии менеджера.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с будущей профессией
  • Подготовка к выбору траектории карьерного развития
  • Определение направлений саморазвития студента(ки) как будущего менеджера на основе выявления типа личности/поведения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые понятия управленческой деятельности
  • Знает историю возникновения и эволюцию профессии менеджера
  • Знает общие характеристики и основные различия менеджмента в трех секторах экономики
  • Знает уровни и функциональные области менеджмента в организации
  • Может сравнивать новые тенденции в развитии профессии менеджера с традиционными подходами в управленческой деятельности
  • Может сравнивать различные траектории карьерного развития менеджера, в том числе по профилям бакалаврских программ ВШБ по направлению «Менеджмент»
  • Различает базовые компетенции менеджера и новые требования к управленческим компетенциям в условиях Четвертой промышленной революции
  • Умеет выделять основные поведенческие типы личностей, актуальные в управлении бизнесом
  • Умеет применять типологию личностей к анализу состоявшихся карьер менеджеров и определению направлений саморазвития как будущего менеджера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в профориентационный семинар «Профессия менеджера в современном мире» и в профессию менеджера.
  • Современные тенденции в профессиональном менеджменте
  • Профессия менеджера и типология личностей
  • Карьерное развитие менеджеров и рынок управленческих кадров
  • Введение в профили программы «Управление бизнесом»
  • Введение в профессии менеджера по маркетингу, по логистике и управлению цепями поставок и по управлению проектами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой проект
    — Состав: 3–4 человека; визит на экскурсию; 90-сек. видео-отчёт встроен в презентацию. Критерии: анализ роли функции/отдела в бизнес-модели (35%), рекомендации по развитию компетенций (DISC-связка) (25%), качество полевого наблюдения/видео (20%), логика презентации и ответы на вопросы (20%).
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме комбинированного письменного задания, состоящего из двух частей: закрытые вопросы (тест) и открытые вопросы (развёрнутые ответы). Максимальное количество баллов: 40. СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА: ЧАСТЬ 1. Закрытые вопросы (тест) – 20 заданий = 20 баллов • Вопросы с выбором ответа • Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл • Неправильные ответы и пропуски = 0 баллов • Тематика: все разделы курса • Примерно 30% вопросов (6 из 20) основаны на материале обязательных книг курса ЧАСТЬ 2. Открытые вопросы – 4 задания = 20 баллов • Развёрнутые письменные ответы • Каждый вопрос оценивается от 0 до 5 баллов • Примерно 3 из 4 вопросов основаны на материале обязательных книг курса, и 1 вопрос по автобиографии/биографии лидера (по лидеру, которого студент изучал для написания эссе). Оценка за экзамен определяется как сумма баллов за вопросы с выбором ответа и открытые вопросы. Экзамен является блокирующим элементом: минимальный балл для получения положительной оценки — 16. Если студент набирает 15 баллов и меньше, он обязан пересдать экзамен. Итоговая оценка формируется как сумма баллов, делённая на 4. Оценка за экзамен не округляется.
  • неблокирующий Тесты
    В рамках курса проводятся 2 промежуточных теста, проверяющих усвоение ключевых концепций и понятий дисциплины. ТЕСТ 1: • Формат: очный, в комп. классе • Длительность: 20 минут • Количество вопросов: 10 (закрытые вопросы с выбором ответа) • Проводится через LMS с компьютеров в комп. классе • Требования: подключение к WiFi ВШЭ, фиксация IP-адреса, обязательно через SafeExam Browser + Start Exam • Тематика: материалы модуля 1 и частично модуля 2 ТЕСТ 2: • Формат: онлайн, через StartExam • Длительность: 15 минут на выполнение после начала • Количество вопросов: 10 (закрытые вопросы с выбором ответа) • Тематика: материалы модулей 1 и 2 ОЦЕНИВАНИЕ: • Каждый правильный ответ = 1 балл • Максимум за один тест: 10 баллов • Неправильные ответы и пропуски = 0 баллов • Итоговая оценка за элемент "Тесты" = среднее арифметическое двух тестов Пропуск теста без уважительной причины = 0 баллов за соответствующий тест. При наличии уважительной причины (медицинская справка, служебная записка) возможна пересдача в специально назначенное время по согласованию с преподавателем. ВАЖНО: • Тесты 1 и 2 проводится строго по расписанию групп. Опоздание более чем на 5 минут = недопуск к тесту = 0 баллов. Время окончания теста четко по расписанию общее для всех. • Технические проблемы должны быть зафиксированы немедленно (скриншот + обращение к преподавателю в момент возникновения проблемы).
  • неблокирующий Эссе
    Различается в зависимости от ОП. Описание в рамках ОП "Управление бизнесом" Индивидуальный план развития лидера культуры последних 8% — многокомпонентная работа, направленная на создание персонального плана карьерного развития студента ОП "Управление бизнесом" на 10 лет с учетом стратегических целей образовательной программы. Контекст задания: Исследование Harvard Business Review (2024) показало: только 33% компаний обладают культурой настоящих инноваций — "культурой последних 8%", где люди готовы говорить сложную правду на основе данных, принимать риски, нести ответственность за последствия и действовать этично. Программа «Управление бизнесом» готовит агентов этой культуры — лидеров нового поколения, способных создавать и усиливать инновационную среду в организациях. Структура работы (6 блоков): 1. Анализ DISC-профиля и связь с культурой последних 8% (15%) Самоанализ поведенческого типа через призму 5 характеристик культуры последних 8%: готовность говорить правду на данных, принимать риски, нести ответственность, создавать психологическую безопасность, действовать этично. Формулирование гипотезы карьерной траектории на основе сильных и слабых сторон. 2. Профилирование 3 ролевых моделей — лидеров культуры последних 8% (25%) Студент выбирает 3 реальных лидеров (минимум 2 российских) и создает структурированные профили: карьерные вехи, анализ поведения через призму "последних 8%" с конкретными примерами решений, гипотеза DISC-профиля, ключевые компетенции успеха, критические вызовы карьеры. Минимум 3 источника на каждого лидера. 3. Gap-анализ и визуализация (20%) Сравнительная таблица профилей лидеров и студента (текущее состояние vs. цель через 10 лет). Gap-анализ компетенций культуры последних 8%. Обязательны 2 визуализации (например, radar-chart компетенций и timeline карьерных траекторий). 4. Индивидуальный план развития на 10 лет (30%) Конкретный план с разбивкой на 3 периода (1-3 года, 4-7 лет, 8-10 лет). Для каждого: целевая позиция, ключевые компетенции, конкретные действия (образование, опыт, международная мобильность, проектная работа, менторство), измеримые метрики успеха. Анализ рисков и митигации. Обязательна связь с мегатрендами (Четвертая промышленная революция, ИИ, ESG, глобализация). 5. Рефлексия об использовании ИИ (10%) Описание использования ИИ-инструментов: какие, для чего, с какой эффективностью. Обязательны: скриншоты 3-4 ключевых промптов с демонстрацией их эволюции, критическая оценка возможностей и ограничений ИИ, список всех источников информации (минимум 9). 6. Публичные обязательства на учебный год (бонус) Формулирование 3-5 конкретных измеримых целей из ИПР на ближайший год: академические, практические, вклад в сообщество, личное развитие. План отслеживания прогресса. Формат: PDF-файл, ~4000-5500 слов + 2 обязательные визуализации + таблицы + приложения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.15 * Групповой проект + 0.15 * Тесты + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 17864 - Стили менеджмента – эффективные и неэффективные - И. Адизес - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17864 - Alpina
  • 17991 - Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности - С.Р.Кови; Ю. Абросимов - Альпина Паблишер - 9785961431056 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17991 - Alpina
  • 21843 - Искусственный интеллект — для вашего бизнеса: Руководство по оценке и применению - Э.Берджесс - Альпина ПРО - 9785907394001 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21843 - Alpina
  • Блуммарт, Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Тью Блуммарт, Стефан ван ден Брук при участии Эрика Колтофа ; пер. с англ. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 204 с. - ISBN 978-5-96142-063-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1077977
  • Русская модель управления - lebedev_002 - А. П. Прохоров - 2011 - Москва: Студия Артемия Лебедева - https://ibooks.ru/bookshelf/372229 - 372229 - iBOOKS
  • Цифровая трансформация : как выжить и преуспеть в новую эпоху, Сибел, Т., 2021
  • Четвертая промышленная революция — (Top Business Awards) - 978-5-699-90556-0 - Шваб К. - 2016 - Москва: Эксмо - https://ibooks.ru/bookshelf/372213 - 372213 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Branislav Mičieta, Vladimíra Biňasová, Marta Kasajová, & Honorata Howaniec. (2020). Business Model Canvas as a Tool of Manager 4.0. Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Humanitas. Zarządzanie, 28(1), 51–64. https://doi.org/10.5604/01.3001.0014.1235
  • Doronin Andrii V., & Doronin Stepan A. (2018). The Model of Manager in the New Economy. Bìznes Inform, 1(480), 312–318.
  • Economy, P. (2020). Wait, I’m the Boss?!? : The Essential Guide for New Managers to Succeed From Day One. Career Press.
  • Robert W. Gallant. (2020). How to Be a Manager : A Practical Guide to Tips and Techniques. CRC Press.
  • T. Kondratyuk V., & Т. Кондратюк В. (2018). Fourth Industrial Revolution: What Competences Are Necessary for Employees? ; Четвертая Промышленная Революция: Какие Компетенции Необходимы Сотрудникам? https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-66-79

Авторы

  • Герами Виктория Дарабовна
  • Царьков Игорь Николаевич
  • Кнатько Дмитрий Михайлович
  • Горчаков Климент Александрович