Бакалавриат
2025/2026





Профориентационный семинар "Профессия менеджера в современном мире"
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волков Дмитрий Леонидович,
Горчаков Климент Александрович,
Грабарник Алексей Владимирович,
Иванова Екатерина Александровна,
Кнатько Дмитрий Михайлович,
Колик Александр Вениаминович,
Прохоров Александр Петрович,
Строганов Игорь Алексеевич,
Чернин Максим Борисович,
Шапошников Сергей Вячеславович,
Шумкова Наталья Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина относится к блоку дисциплин по проектной/исследовательской работе и формирует у студентов базовые знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках бакалаврской программы по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Программой дисциплины предусмотрено: (а) изучение основ управленческой деятельности и новых требований компетенциям менеджеров в условиях цифровой экономики: цифровых платформ, работы с данными и использованием ИИ; (б) проведение практических занятий / мастер-классов менеджерами ведущих российских и международных компаний; (в) первичное тестирование по методике DISC для выявления типа личности/поведения с последующим определением направлений саморазвития студентов для успеха в профессии менеджера.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с будущей профессией
- Подготовка к выбору траектории карьерного развития
- Определение направлений саморазвития студента(ки) как будущего менеджера на основе выявления типа личности/поведения
Планируемые результаты обучения
- Знает базовые понятия управленческой деятельности
- Знает историю возникновения и эволюцию профессии менеджера
- Знает общие характеристики и основные различия менеджмента в трех секторах экономики
- Знает уровни и функциональные области менеджмента в организации
- Может сравнивать новые тенденции в развитии профессии менеджера с традиционными подходами в управленческой деятельности
- Может сравнивать различные траектории карьерного развития менеджера, в том числе по профилям бакалаврских программ ВШБ по направлению «Менеджмент»
- Различает базовые компетенции менеджера и новые требования к управленческим компетенциям в условиях Четвертой промышленной революции
- Умеет выделять основные поведенческие типы личностей, актуальные в управлении бизнесом
- Умеет применять типологию личностей к анализу состоявшихся карьер менеджеров и определению направлений саморазвития как будущего менеджера
Содержание учебной дисциплины
- Введение в профориентационный семинар «Профессия менеджера в современном мире» и в профессию менеджера.
- Современные тенденции в профессиональном менеджменте
- Профессия менеджера и типология личностей
- Карьерное развитие менеджеров и рынок управленческих кадров
- Введение в профили программы «Управление бизнесом»
- Введение в профессии менеджера по маркетингу, по логистике и управлению цепями поставок и по управлению проектами
Элементы контроля
- Групповой проект— Состав: 3–4 человека; визит на экскурсию; 90-сек. видео-отчёт встроен в презентацию. Критерии: анализ роли функции/отдела в бизнес-модели (35%), рекомендации по развитию компетенций (DISC-связка) (25%), качество полевого наблюдения/видео (20%), логика презентации и ответы на вопросы (20%).
- ЭкзаменЭкзамен проводится в форме комбинированного письменного задания, состоящего из двух частей: закрытые вопросы (тест) и открытые вопросы (развёрнутые ответы). Максимальное количество баллов: 40. СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА: ЧАСТЬ 1. Закрытые вопросы (тест) – 20 заданий = 20 баллов • Вопросы с выбором ответа • Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл • Неправильные ответы и пропуски = 0 баллов • Тематика: все разделы курса • Примерно 30% вопросов (6 из 20) основаны на материале обязательных книг курса ЧАСТЬ 2. Открытые вопросы – 4 задания = 20 баллов • Развёрнутые письменные ответы • Каждый вопрос оценивается от 0 до 5 баллов • Примерно 3 из 4 вопросов основаны на материале обязательных книг курса, и 1 вопрос по автобиографии/биографии лидера (по лидеру, которого студент изучал для написания эссе). Оценка за экзамен определяется как сумма баллов за вопросы с выбором ответа и открытые вопросы. Экзамен является блокирующим элементом: минимальный балл для получения положительной оценки — 16. Если студент набирает 15 баллов и меньше, он обязан пересдать экзамен. Итоговая оценка формируется как сумма баллов, делённая на 4. Оценка за экзамен не округляется.
- ТестыВ рамках курса проводятся 2 промежуточных теста, проверяющих усвоение ключевых концепций и понятий дисциплины. ТЕСТ 1: • Формат: очный, в комп. классе • Длительность: 20 минут • Количество вопросов: 10 (закрытые вопросы с выбором ответа) • Проводится через LMS с компьютеров в комп. классе • Требования: подключение к WiFi ВШЭ, фиксация IP-адреса, обязательно через SafeExam Browser + Start Exam • Тематика: материалы модуля 1 и частично модуля 2 ТЕСТ 2: • Формат: онлайн, через StartExam • Длительность: 15 минут на выполнение после начала • Количество вопросов: 10 (закрытые вопросы с выбором ответа) • Тематика: материалы модулей 1 и 2 ОЦЕНИВАНИЕ: • Каждый правильный ответ = 1 балл • Максимум за один тест: 10 баллов • Неправильные ответы и пропуски = 0 баллов • Итоговая оценка за элемент "Тесты" = среднее арифметическое двух тестов Пропуск теста без уважительной причины = 0 баллов за соответствующий тест. При наличии уважительной причины (медицинская справка, служебная записка) возможна пересдача в специально назначенное время по согласованию с преподавателем. ВАЖНО: • Тесты 1 и 2 проводится строго по расписанию групп. Опоздание более чем на 5 минут = недопуск к тесту = 0 баллов. Время окончания теста четко по расписанию общее для всех. • Технические проблемы должны быть зафиксированы немедленно (скриншот + обращение к преподавателю в момент возникновения проблемы).
- ЭссеРазличается в зависимости от ОП. Описание в рамках ОП "Управление бизнесом" Индивидуальный план развития лидера культуры последних 8% — многокомпонентная работа, направленная на создание персонального плана карьерного развития студента ОП "Управление бизнесом" на 10 лет с учетом стратегических целей образовательной программы. Контекст задания: Исследование Harvard Business Review (2024) показало: только 33% компаний обладают культурой настоящих инноваций — "культурой последних 8%", где люди готовы говорить сложную правду на основе данных, принимать риски, нести ответственность за последствия и действовать этично. Программа «Управление бизнесом» готовит агентов этой культуры — лидеров нового поколения, способных создавать и усиливать инновационную среду в организациях. Структура работы (6 блоков): 1. Анализ DISC-профиля и связь с культурой последних 8% (15%) Самоанализ поведенческого типа через призму 5 характеристик культуры последних 8%: готовность говорить правду на данных, принимать риски, нести ответственность, создавать психологическую безопасность, действовать этично. Формулирование гипотезы карьерной траектории на основе сильных и слабых сторон. 2. Профилирование 3 ролевых моделей — лидеров культуры последних 8% (25%) Студент выбирает 3 реальных лидеров (минимум 2 российских) и создает структурированные профили: карьерные вехи, анализ поведения через призму "последних 8%" с конкретными примерами решений, гипотеза DISC-профиля, ключевые компетенции успеха, критические вызовы карьеры. Минимум 3 источника на каждого лидера. 3. Gap-анализ и визуализация (20%) Сравнительная таблица профилей лидеров и студента (текущее состояние vs. цель через 10 лет). Gap-анализ компетенций культуры последних 8%. Обязательны 2 визуализации (например, radar-chart компетенций и timeline карьерных траекторий). 4. Индивидуальный план развития на 10 лет (30%) Конкретный план с разбивкой на 3 периода (1-3 года, 4-7 лет, 8-10 лет). Для каждого: целевая позиция, ключевые компетенции, конкретные действия (образование, опыт, международная мобильность, проектная работа, менторство), измеримые метрики успеха. Анализ рисков и митигации. Обязательна связь с мегатрендами (Четвертая промышленная революция, ИИ, ESG, глобализация). 5. Рефлексия об использовании ИИ (10%) Описание использования ИИ-инструментов: какие, для чего, с какой эффективностью. Обязательны: скриншоты 3-4 ключевых промптов с демонстрацией их эволюции, критическая оценка возможностей и ограничений ИИ, список всех источников информации (минимум 9). 6. Публичные обязательства на учебный год (бонус) Формулирование 3-5 конкретных измеримых целей из ИПР на ближайший год: академические, практические, вклад в сообщество, личное развитие. План отслеживания прогресса. Формат: PDF-файл, ~4000-5500 слов + 2 обязательные визуализации + таблицы + приложения.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.15 * Групповой проект + 0.15 * Тесты + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 17864 - Стили менеджмента – эффективные и неэффективные - И. Адизес - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17864 - Alpina
- 17991 - Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности - С.Р.Кови; Ю. Абросимов - Альпина Паблишер - 9785961431056 - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17991 - Alpina
- 21843 - Искусственный интеллект — для вашего бизнеса: Руководство по оценке и применению - Э.Берджесс - Альпина ПРО - 9785907394001 - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21843 - Alpina
- Блуммарт, Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Тью Блуммарт, Стефан ван ден Брук при участии Эрика Колтофа ; пер. с англ. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 204 с. - ISBN 978-5-96142-063-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1077977
- Русская модель управления - lebedev_002 - А. П. Прохоров - 2011 - Москва: Студия Артемия Лебедева - https://ibooks.ru/bookshelf/372229 - 372229 - iBOOKS
- Цифровая трансформация : как выжить и преуспеть в новую эпоху, Сибел, Т., 2021
- Четвертая промышленная революция — (Top Business Awards) - 978-5-699-90556-0 - Шваб К. - 2016 - Москва: Эксмо - https://ibooks.ru/bookshelf/372213 - 372213 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Branislav Mičieta, Vladimíra Biňasová, Marta Kasajová, & Honorata Howaniec. (2020). Business Model Canvas as a Tool of Manager 4.0. Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Humanitas. Zarządzanie, 28(1), 51–64. https://doi.org/10.5604/01.3001.0014.1235
- Doronin Andrii V., & Doronin Stepan A. (2018). The Model of Manager in the New Economy. Bìznes Inform, 1(480), 312–318.
- Economy, P. (2020). Wait, I’m the Boss?!? : The Essential Guide for New Managers to Succeed From Day One. Career Press.
- Robert W. Gallant. (2020). How to Be a Manager : A Practical Guide to Tips and Techniques. CRC Press.
- T. Kondratyuk V., & Т. Кондратюк В. (2018). Fourth Industrial Revolution: What Competences Are Necessary for Employees? ; Четвертая Промышленная Революция: Какие Компетенции Необходимы Сотрудникам? https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-66-79