Магистратура
2025/2026





Научно-исследовательский семинар "Маркетинг на отраслевых рынках"
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации)
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Маркетинг на отраслевых рынках» направлен на формирование у магистрантов системного представления о современных концепциях и инструментах маркетинга в различных отраслях с акцентом на розничную B2C-индустрию и ключевые B2B-сегменты. Дисциплина сочетает академический анализ (модели ценностного предложения, сегментации и позиционирования, управления ассортиментом, ценой, клиентским опытом, цепочками создания ценности и B2B-коммуникациями) с решением практических задач на основе реальных кейсов компаний, отраслевой аналитики и данных.
Особое внимание уделяется разработке и обоснованию маркетинговых стратегий с использованием цифровых и AI-инструментов, а также учёту ESG-повестки и устойчивого развития. Формат семинара построен вокруг проектной работы, презентаций и обсуждений, что обеспечивает развитие у студентов исследовательских и прикладных компетенций, необходимых для работы в маркетинговых подразделениях компаний, консалтинге и аналитике.
Цель освоения дисциплины
- Понимать особенности функционирования и развития В2С и В2B рынков.
- Развить навыки проведения анализа маркетинговой среды и особенностей потребительского поведения в различных отраслях на В2С и В2B рынках.
Планируемые результаты обучения
- Понимает принципы сегментации рынков и покупателей, позиционирования и формирования ценностного предложения.
- Умеет сегментировать покупателей по нескольким основаниям, обосновывать выбор целевой аудитории и формулировать позиционирование.
- Описывает цепочку создания ценности и выделяет ключевые звенья, влияющие на восприятие ценности клиентом.
- Демонстрирует знание роли ритейла в экономике, среды современного ритейла и особенностей коммуникаций в B2C.
- Понимает бизнес-модели маркетплейсов и структуру экосистемы покупателя, умеет разрабатывать комплексную потребительскую ценность.
- Владеет методиками анализа среды ритейла и может предлагать релевантные каналы продвижения и коммуникации для B2C-компаний.
- Понимает роль и отраслевую специфику B2B-рынков, отличия B2B от B2C.
- Умеет сегментировать промышленные рынки, описывать цепочку создания ценности и рассчитывать ценность использования (value in use).
- Оценивает роли участников закупочного центра, учитывает особенности анализа внешней среды промышленных предприятий и работы с государственными закупками.
- Способен предлагать каналы продвижения и коммуникационные решения для промышленных предприятий с учётом специфики B2B-аудитории.
Содержание учебной дисциплины
- Вводное занятие
- Блок «Маркетинг на В2С рынках». Тема 1. Стратегический маркетинг: рамочная логика и задачи в рознице
- Блок «Маркетинг на В2С рынках». Тема 2. Проектный воркшоп: структурирование командных проектов
- Блок «Маркетинг на В2С рынках». Тема 3. Потребитель в розничной индустрии: поведение, инсайты, данные
- Блок «Маркетинг на В2С рынках». Тема 4. Ценообразование, промо и программы лояльности
- Блок «Маркетинг на В2С рынках». Тема 5. Омниканальный клиентский опыт и форматные стратегии
- Блок «Маркетинг на В2С рынках». Тема 6. Стратегический бренд-менеджмент и маркетинговые коммуникации в рознице
- Блок «Маркетинг на В2С рынках». Тема 7. Итоговые презентации и рефлексия
- Блок «Маркетинг B2B рынках». Тема 1. Значение и особенности маркетинга business to business (B2B)
- Блок «Маркетинг B2B рынках». Тема 2. Ценность и цепочки ценности. Продуктовый маркетинг на В2В рынках.
- Блок «Маркетинг B2B рынках». Тема 3. Закупки на промышленных рынках
- Блок «Маркетинг B2B рынках». Тема 4. Сегментирование, таргетирование позиционирование и разработка маркетинговой стратегии на b2b рынках
- Блок «Маркетинг B2B рынках». Тема 5. Особенности маркетинговых коммуникаций на B2B рынке
- Блок «Маркетинг B2B рынках». Тема 6. Применение ИИ в B2B маркетинге
Элементы контроля
- Текущая работа на семинарах и участие в дискуссиях по блоку B2C
- Промежуточные тесты по блоку В2С
- Групповой проект по блоку В2СПроекты подготавливаются в командах как правило по 5 человек. Защита происходит в виде презентации всей командой. По результатам защиты выставляется командная оценка. Индивидуальная оценка студента при равном участии членов команды равна командной оценке. Команда может перераспределить результаты командной оценки между членами команды в соответствии с индивидуальным вкладом, при условии, что 1) среднее арифметическое оценки всех участников будет равно командной оценке, 2) оценка члена команды отличается от командной оценки не более чем на 2 балла в плюс или минус.
- Текущая работа на семинарах и участие в дискуссиях по блоку B2B
- Промежуточные тесты по блоку В2B
- Командное задание по блоку B2BЗадания подготавливаются в командах как правило по 5 человек. Защита происходит в виде презентации всей командой. По результатам защиты выставляется командная оценка. Индивидуальная оценка студента при равном участии членов команды равна командной оценке. Команда может перераспределить результаты командной оценки между членами команды в соответствии с индивидуальным вкладом, при условии, что 1) среднее арифметическое оценки всех участников будет равно командной оценке, 2) оценка члена команды отличается от командной оценки не более чем на 2 балла в плюс или минус.
- Экзамен
- Посещаемость
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.1 * Групповой проект по блоку В2С + 0.1 * Командное задание по блоку B2B + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Промежуточные тесты по блоку В2B + 0.1 * Промежуточные тесты по блоку В2С + 0.05 * Текущая работа на семинарах и участие в дискуссиях по блоку B2B + 0.05 * Текущая работа на семинарах и участие в дискуссиях по блоку B2C + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бек М.А., Бек Н.Н. - Маркетинг В2В - 978-5-16-017157-9 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2149198 - 2149198 - ZNANIUM
- Системный IT-маркетинг : от ценности до коммуникации, Берегулина, С. Е., 2025
Рекомендуемая дополнительная литература
- Handbook of Business-to-Business Marketing
- Marketing 5.0 : technology for humanity, Kotler, P., 2021
- Котлер Ф., Виноградов А.П., Чех А.А. и др. - Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер - 978-5-9614-6745-1 - Альпина Паблишер - 2021 - https://znanium.ru/catalog/product/1838940 - 1838940 - ZNANIUM