Магистратура
2019/2020
Антикризисные коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Интегрированные коммуникации)
Направление:
42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Пескова Ольга Юрьевна
Прогр. обучения:
Интегрированные коммуникации
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения курса студенты получат теоретические и методологические основы моделирования антикризисных коммуникационных кампаний в различных сферах политической, экономической и социальной деятельности. Научатся применять полученные базовые знания на практике: анализировать информационно-коммуникационное пространство и разрабатывать антикризисную PR- стратегию
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Антикризисные коммуникации» являются формирование у студентов целостного представления о современных технологиях, применяемых в российской и международной практике Public Relations в кризисных ситуациях, изучение тенденций развития рынка и технологий кризисного PR (антикризисных коммуникаций), освоение эффективного PR-инструментария для продвижения интересов политических, корпоративных и потребительских брендов в условиях коммуникационного кризиса.
Планируемые результаты обучения
- Определяет типологию кризисов и их классификацию
- Анализирует внешние и внутренние источники информации
- Определяет факторы и условия, влияющие на антикризисный PR и и антикризисные стратегии
- Противодействует черным PR технологиям
- Владеет PR технологиями в цифровой среде
- Разрабатывает планирование, реализацию и оценку антикризисных стратегий
- Формирует отношения со СМИ
- Владеет PR технологиями в цифровой среде в контексте отношений с лидерами мнений
- Управляет технологиями укрепления репутации компании
- Управляет внутренней организацией компании в процессе формирования антикризисной стратегии
- Управляет технологиями обратной связи в контексте построения антикризисной стратегии
- Строит антикризисную стратегию на основе примеров международной практики
Содержание учебной дисциплины
- 1. Кризис репутации: определения, причины, последствияТипология кризисов и их классификация. Организационный кризис. Понятия кризиса и причины его возникновения. Восстановление репутации и доверия после кризиса. Распределение ролей в кризисе. Социальные кризисы и их определения. Предотвращение социальных кризисов методами PR.
- 2. Анализ кризисной ситуации: внешние и внутренние признакиЦветовая шкала кризиса. Открытая и закрытая модель реагирования. Мониторинг средств массовой информации. Анализ внутренних и внешних источников информации. Методы диагностики в кризисном PR. Анализ по методу SWOT. Анализ коммуникационных каналов. Кризисный мониторинг. Построение матрицы по методу SWOT в рамках семинара.
- 3. Антикризисные коммуникации: понятия, содержание, принципы антикризисного реагированияОсновное содержание понятия «кризисный PR». Основные функции, задачи. Руководство по кризисным ситуациям (Crisis Manual), структура, ключевые понятия, правила формирования пакета антикризисной документации. Факторы и условия, влияющие на эффективность кризисного PR. Антикризисные стратегии - основные приемы, распространенные ошибки, метод agile в реализации кампании. Симметричный и ассиметричный ответ. Разбор конкретных кейсов в рамках семинара.
- 4. «Черный» PR: основные формы, методы и инструментыВлияние «черного» PR на репутацию компании. Методы противодействия информационным атака и «черным» PR-технологиям. Принципы работы в ситуации кризиса, спровоцированного атаками конкурентов и методы защиты. Типовые ошибки при реализации кампаний. Разбор конкретных кейсов в рамках семинара.
- 5. Технологии и инструменты кризисного PR: зарубежная и российская практикаУдачи и провалы крупнейших транснациональных и отечественных компаний по преодолению кризисов. Сравнение принципов работы в России и за рубежом. «Правило Тайленола». Специфика взаимодействия со СМИ и активистами блогосферы. Классические инструменты и digital-технологии. Разбор конкретных кейсов в рамках семинара.
- 6. Практика антикризисных коммуникаций: планирование, реализация, оценкаРазработка антикризисной стратегии: структура, цели и задачи, основные компоненты, этапы. Отличия антикризисных от стратегий по управлению репутацией. Ключевые целевые аудитории и каналы коммуникации в кризисе. Роль топ-менеджмента и PR-консультанта в системе управления кризисными ситуациями. Принципы работы с персоналов и внутренние коммуникации в кризисе. Разбор конкретных кейсов в рамках семинара. Построение плана антикризисной кампании в рамках семинара.
- 7. Media Relations в кризисе: сущность, принципы, практические рекомендацииКонтроль каналов коммуникации. Принципы оперативности и открытости при реагировании. Основные пресс-материалы для работы в кризисной ситуации: пресс-релиз, заявление, Q&A и др. Наиболее эффективные инструменты Media Relations. Сравнение зарубежной и российской практики работы со СМИ.
- 8. Работа с New Media и Social Media в кризисе: сущность, принципы, практические рекомендацииРоль информации в диагностике и управлении кризисами. Сравнение принципов работы с журналистами и блогерами, определение наиболее релевантных и эффективных инструментов. Лидеры общественного мнения и выстраивание системы взаимодействия с ними.
- 9. Антикризисные коммуникации в управлении репутацией компании / организацииФакторы, симптомы и причины кризисов в организации. Особенности антикризисного PR в бизнесе (корпоративная идентичность, идеология, философия компании). Формирование кризисной команды. Оценка и прогнозирование развития кризиса. Распространенные ошибки, которые делает компания в кризисной ситуации. Методы защиты репутации.
- 10. Технологии кризисного менеджемента в брендинге: зарубежная и российская практикаСпецифика работы с потребительскими брендами и особенности кризисов в сфере consumer relations. Подходы к выявлению причин кризисов. Управление слухами. Обратная связь с потребителем. Принципы PR-работы с потребителями. Разбор конкретных кейсов в рамках семинара.
- 11. Государственный (страновой) PR и кризисы: практические кейсыРоль имиджа государства в системе межгосударственных отношений. Построение странового бренда и развитие имиджа государства. Публичная дипломатия. Работа с экспертными центрами и think tanks. Крупнейшие игроки рынка странового PR. Лучшие кампании и самые громкие провалы в области построения государственного имиджа. «Грязные» политические технологии, «друзья» и «враги» на политической авансцене. Роль антикризисных коммуникаций в управлении имиджем страны. Отличия антикризисного PR в государственных и бизнес-структурах.
- 12. Персональный имидж и PR-работа в кризисных ситуациях: эффективные инструменты и лучшие кейсыОсобенности кризисных ситуации в политике, бизнесе, культурной и общественной сфере. Методы коррекции имиджа. Противодействие акциям «черного» PR. Разбор конкретных кейсов и моделирование ситуаций в рамках семинара.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * активность на семинарах + 0.3 * проект + 0.3 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Sellnow, T. L., & Littlefield, R. S. (2015). Risk and Crisis Communication : Navigating the Tensions Between Organizations and the Public. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1080285
Рекомендуемая дополнительная литература
- Wallace, L. (2011). A Review of “Crisis Communication: Practical PR Strategies for Reputation Management and Company Survival.” Journal of Business & Finance Librarianship, 16(1), 98–100. https://doi.org/10.1080/08963568.2011.530864