• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Деловые коммуникации

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на формирование прочных умений и навыков коммуникативного влияния и управления организационными конфликтами. Дисциплина представляет собой квинтэссенцию методов эффективных коммуникаций и ориентирована на техничность, прагматизм и результативность внутренних деловых коммуникаций. Студенты получают возможность развивать навыки организации внутренних коммуникаций в компаниях, учатся организовывать переговоры, совещания, эффективно использовать внутренние средства коммуникаций для достижения максимальных результатов деятельности компании. Процесс обучения предполагает активные формы работы студентов и сочетает разные виды деятельности: групповые дискуссии, работа с кейсами, тренинги, деловые и ролевые игры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, способных решать задачи по: - освоению этических форм и сфер деловой коммуникации с деловыми и официальными лицами и зарубежными партнерами в рамках делового протокола и этикета; - проведению собеседований с персоналом, выдаче обратной связи по результатам оценки, постановке целей и контролю за их выполнением, - ведению совещаний и переговоров; - ведению деловых письменных коммуникаций, общению в корпоративных сетях. - управлению организационными конфликтами с целью минимизации негативных последствий.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знать принципы построения системы организационных коммуникаций; уметь выбирать необходимые и адекватные ситуации каналы коммуникаций
  • знать  коммуникационные стили менеджмента; правила ведения различных типов коммуникаций; уметь использовать техники вербального и невербального общения
  • знать характерные признаки разных типов коммуникаций; уметь публично выступать; делать презентации; проводить собеседования, совещания, личные беседы с персоналом компании
  • знать принципы формирования коммуникационных сетей, командного взаимодействия; ролевое общение в деловых коммуникациях; уметь использовать групповые и командные коммуникации
  • знать технику взаимодействия с персоналом для мотивации, критики и поощрения, организации обратной связи; уметь использовать адекватные инструменты организационных коммуникаций
  • знать методы и технологии управления конфликтами в организациях; уметь выделять различные типы конфликтов, определять их причины и перспективы развития
  • знать принципы организации и проведения переговоров; уметь использовать различные модели эффективных переговоров
  • знать стиль и содержание делового партнерства при разногласиях между сотрудниками; уметь применять существующие средства для решения конкретных управленческих задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы исследования деловых и организационных коммуникаций.
    Организационные коммуникации: подходы к определению понятия. Процесс коммуникаций: элементы и направления организационных коммуникаций. Помехи и коммуникационные барьеры. Цели коммуникаций. Коммуникации и процесс принятия решений. Восходящие, нисходящие и горизонтальные информационные потоки. Процесс обмена информацией и его этапы. Внешние и внутренние коммуникации. Каналы распространения внутренних коммуникаций. Основные критерии оценки эффективности системы внутренних коммуникаций.
  • Вербальные и невербальные средства коммуникации
    Структура общения и место коммуникаций в ней. Процесс обмена информацией и его этапы. Каналы передачи информации – речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Невербальные коммуникации : статика и динамика. Язык тела и его воздействие при коммуникациях. Конгруэнтность коммуникации: зрительный контакт, открытая позиция, соответствующая мимика. Слабые сигналы при общении. Эмоциональный интеллект (EQ). Вербальные методы получения и передачи информации: активное слушание; использование вопросов, выступления и презентации. Средства установления контакта. Навыки активного слушания, рекомендации по активному слушанию. Этапы применения техники активного слушания. Привычки неслушания: невнимательность, псевдослушание, ситуативное слушание, прерывание, перебивание, слушание для несогласия, защитные реакции. Использование вопросов. Открытые, закрытые и альтернативные вопросы
  • Письменные, телефонные и другие виды коммуникации
    Коммуникации в письменной форме. Стили коммуникаций. Особенности эффективного стиля письма: тактичность, персональность, позитивность, цельность, активность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость, стандартизация. Основные принципы инструктивного письма. Компоненты делового письма. Особенности телефонных коммуникаций. Планирование «исходящих»» и «входящих» звонков.. Рекомендации и советы по эффективному разговору по телефону. Интернет- и другие digital-коммуникации. Рекомендуемые правила дистанционного общения. Типы совещаний. Подготовка совещаний и деловых встреч Факторы повышения успешности совещаний. Цена совещания. Время и место проведения. Постановка и отражение вопросов участников. Методы разрешения трудных ситуаций во время совещаний. Особенности роли ведущего и участников совещания. Достижение консенсуса и его необходимость. Действия после совещания. Оформление протокола. Публичное выступление и презентация – сходства и отличия. публичного выступления. Пять этапов: подбор материала; классическая схема составления плана; литературная обработка речи; заучивание отдельных блоков; произнесение речи. Рекомендации в процессе публичного выступления. Сценарий информационного выступления. Основы успешной презентации: определение, характеристика аудитории. Информационный, психологический, коммуникативный и технический аспекты презентации. Варианты планировки мест при проактивной и интерактивной презентациях. Критерии успешной презентации.
  • Внутриорганизационные коммуникации. Лидерство и коммуникации в команде.
    Коммуникационные сообщества внутри организации. Типы конфигураций коммуникационных сетей в малых группах. Деловой этикет в сетевых коммуникациях. Влияние офисного пространства на внутренние коммуникации. Создание условий в компании для неформального общения. On-line сервисы. Подходы к классификации команд. Признаки, качества и особенности, присущие “командным коммуникациям”. Социально-коммуникативные факторы, которые мешают развитию команды. Командные роли. Схемы коммуникаций внутри группы и решение задач разной сложности. Анализ внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций. Стилевые особенности коммуникаций. Примеры классификаций коммуникационных стилей. Влияние коммуникационного стиля руководства и лидерства на взаимоотношения сотрудников компании.
  • Инструменты внутриорганизационных коммуникаций
    Информационные инструменты коммуникаций: корпоративные СМИ, рассылки, Доска объявлений, листовки. Аналитические инструменты: анкетирование, фокус-группы, «почтовый ящик», опросы, системы обратной связи, мониторинг персонала. Коммуникативные инструменты: корпоративные мероприятия, соревнования по профессии, тренинги, корпоративное обучение, система адаптации. Организационные каналы коммуникаций: корпоративные стандарты, выступления руководства, совещания, собрания.
  • Методы и технологии управления конфликтами
    Основные типы конфликтов, возникающие в организациях. Структурные и динамические показатели конфликта: элементы, стадии и фазы процесса конфликта. Конфликтное взаимодействие: процессы эскалации и деэскалации конфликта. Завершение конфликта и его основные формы. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Тест К.Томаса. Возможности и ограничения в управлении конфликтами. Широкая и узкая трактовка управления конфликтами. Методы диагностики конфликтов в системе управления. Основные стратегии и методы управления конфликтами. Проблемы технологизации деятельности по управлению конфликтами. Особенности существующих технологий.
  • Переговорный процесс
    Виды переговоров. Мотивы и условия проведения переговоров. Этапы переговоров. Подготовка к переговорам: определение задач, сбор информации, определение состава участников, определение предмета переговоров и позиций сторон, определение места проведения переговоров подготовка документов и повестки. Проведение переговоров: структура и фазы. Начало переговоров. Работа с предположениями, разграничение важных и несущественных вопросов. Выбор максимально и минимально допустимых позиций. Определение интересов. Фаза поиска, определение линии поведения и конкретных задач. Завершение переговоров. Различные модели переговоров. Позиционные переговоры и интересы. Технические приемы ведения переговоров. Типичные ошибки при проведении переговоров. Модель переговоров, разработанная У.Мастенбруком. «Принципиальные переговоры» Фишера и Юри.
  • Деловой этикет внутренних и сетевых коммуникаций
    Роль этикета в деловой жизни. Поведенческий и речевой этикет. Эффекты восприятия. Имидж и его влияние на успех фирмы и бизнеса. Этикет при встрече: представление, визитные карточки, начало делового разговора. Этикет делового контакта при деловых встречах и приемах, на совещаниях. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных, мужчин и женщин внутри компании. Этикет при проведении переговоров. Выбор и преподнесение сувениров и подарков. Национальные особенности протокола и этикета.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Реферат (неблокирующий)
  • экзамен - тест (блокирующий)
  • активность (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * активность + 0.3 * Реферат + 0.4 * экзамен - тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов, Решетникова К. В., 2010
  • Таратухина Ю. В., Авдеева З. К.-ДЕЛОВЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-324-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02346-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/delovye-i-mezhkulturnye-kommunikacii-432886

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дзялошинский И. М., Пильгун М. А.-ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров-М.:Издательство Юрайт,2019-433-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3044-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/delovye-kommunikacii-teoriya-i-praktika-425851
  • Конфликты в системе управления : учеб. пособие для вузов, Решетникова К. В., 2013
  • Организационная конфликтология : учеб. пособие для вузов, Решетникова К. В., 2012