• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория организации

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Решетникова Кира Викторовна, Слабов Сергей Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса студенты изучают основные теоретик – методологические подходы к изучению феномена организации, созданные в рамках отечественной и зару-бежной управленческой наук. Учащиеся знакомятся с основными разновидностями орга-низационных структур, типами организационной культуры, ключевыми организационными процессами и методическими инструментами по их изучению.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: - подготовка в области менеджериальных знаний, позволяющая выпускнику успешно осуществлять проектирование архитектуры предприятия; -освоение предметно-специализированных компетенций, способствующих выпол-нению выпускниками аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия управленческой науки; умение методов работы с информацией; навыки аналитической работы
  • Знать основные подходы к феномену организации; уметь выделять основные организационные компоненты; иметь навыки определять организационные разновидности
  • Знать основные виды организационных структур; уметь построить структуры организации; иметь навыки определения проблем организационной структуры
  • Знать основные виды организационной культуры; уметь создавать типологизацию организационной культуры; иметь навыки диагностики организационной культуры
  • Знать основные подходы к исследованию власти; уметь диагностировать источники организационной власти; иметь навыки использования власти в организационном пространстве
  • Знать основные этапы разработки и принятия управленческого решения; уметь работать в группе для разработки решения; иметь навыки применения различных методов принятия решения
  • Знать основные этапы коммуникационного процесса; уметь интерпретировать невербальную информацию; иметь навыки работы с большими объемами информации
  • Знать основные компоненты внешней среды организации; уметь сегментировать внешнюю среду; иметь навыки анализа внешней среды организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория организации в системе управленческих наук
    Место теории организации в структуре управленческого знания. Взаимодействие теории организации с общим менеджментом и организационным поведением. Соотношение проблематики теории организации со смежными областями гуманитарного знания: экономикой, социологией и психологией. Системный и процессуальный, системный и ситуационный подходы к исследованию феномена управления. Необходимость и предпосылки формирования института организации в обществе. Множество определений организации и функциональная целесообразность их примене-ния. Организация как социальное явление и культурная универсалия. Ключевыепонятия; постоянные и устойчивые тенденции; основные характеристики организации. Этапы и стадии жизненного цикла организации. Подсистема управления человеком в организации. Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений. Концентрация администрацией предприятия «мыслительно-го» компонента деятельности. Многообразие ролей управляющего в современной органи-зации. Индивидные характеристики трудовой деятельности: мотивация к труду, профес-сиональные способности, интересы, ценности, культура, сознание и самосознание. Пара-дигмальная периодизация науки управления. «Открытая» и «закрытая» парадигмы теории организации.
  • Понятие и сущность феномена организации
    Система организации как единство динамических и структурных компонентов. Комплексность, формализация, соотношение централизации и децентрализации, как ос-новные структурные компоненты организации. Уровни управления в организации. Вос-производство и повторяемость социальных функций в рамках организационной структу-ры. Первичность функций организации по отношению к ее структуре. Основные элементы социально-технической системы современной организации. Фордизм как пример механистической модели организации. Учение М.Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии и неизбежность рационализации общественной жизни по Веберу. Организационный аспект теории «социального действия» М.Вебера. Теория «социальных систем». Понятия результативности и эффективности социального взаимодействия Ч.Барнарда. Применение методов структурного функционализма в теории организации. Основные выводы Хоторнских экспериментов Э.Мэйо: открытие социальной си-стемы организации, неформальной структуры малой группы, феномены группового кон-троля и групповых ценностей. Развитие принципов школы «человеческих отношений» в современных условиях. Концепция производственной демократии. Концепция качества рабочей жизни. Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления. Функции социальной подсистемы организации. Разновидности организационных целей. Цель как планируемый результат и как желательный результат. Рациональный и интуитивный подходы к формированию организационной цели. Роль управляющего в формировании миссии организации. Соотношение цели и средства в различных типах организаций. Взаимосвязь цели организации и ее культуры; цель и прошлое организации. Подвижность организационных целей
  • Внутренняя среда организации. Организационная структура
    Организационные структуры: основные типы и разновидности. Необходимость формирования организационной структуры, ее основные характеристики. Соотношение структуры организации с ее целями. Механические и органические типы организацион-ных структур. Иерархические и функциональные виды организационных структур. Высокие и низкие организационные структуры. Смешанные типы и виды организационных структур. Современные разновидности организационных структур: матричные структуры, конгломераты, сетевые структуры и виртуальные организации и проч. Проблемы умень-шения уровней управления организационной структуры. Проблемы координации горизонтальных организационных подразделений. Проблема создания идеальной организационной структуры. Основные направления трансформации организационных структур в современной теории управления.
  • Внутренняя среда организации. Организационная культура
    Возникновение представлений об организации как об особой культуре. Трактовка понятия организационная культура различными авторами. Субъективные и объективные элементы организационной культуры. Основные уровни организационной культуры по Э. Шайну. Основные характеристики организационной культуры по Ф. Харрису и Р. Морану. Понятия субкультуры и контркультуры, как составляющих организационной культуры, их основные виды. Функции организационной культуры. Понятия сильной и слабой организационной культуры, их достоинства и недостатки. Взаимодействие руководителя организации с организационной культурой. Интерпретация основных проблем функционирования организаций в рамках культурологического подхода. Проблема соотношения «толщины» организационной культуры и возможности осуществления изменений в организации. Модель организационной культуры В. Сате. Модель организационной культуры Т. Питерса и Р. Уотермена. Две тенденции современной теории организации в отношении управления организационной культурой: адаптивное сосуществование или прагматическое формирование. Влияние национальной культуры на формирование организационной культуры. Модель сравнения организационных культур различных стран. Г. Хофштеде. Учет факторов национальной культуры моделями Г. Лейна – Дж. Дистефано; Р. Джонсона и У. Оучи. Роль власти в модели организацион-ной культура С. Ханди. Понятия мифов и легенд, обрядов и игр в организационной куль-туре
  • Ключевые внутриорганизационные процессы. Власть
    Виды профессионального и индивидуального различия людей в организационном пространстве. Феномен власти в теории управления. Соотношение власти и авторитета в организации. Разновидности организационного авторитета. Понятие баланса власти. Не-достаток и избыток власти управляющего. Власть руководителя и власть подчиненных. Ресурсы власти по А.Этциони. Основания позиционной власти и источники личной власти в организации. Основные разновидности власти руководителя: принуждение, вознаграждение, традиции, пример и компетентность. Коммуникационная разновидность власти и концепция зависимости власти. Механизмы реализации власти. Приобщение работников к глобальным целям организации посредством метода убеждения. Проблема делегирования объема властных полномочий. Соотношение власти и ответственности в организации. Генезис понятия власти в науке управления. Проблема легитимности власти и понятие социального договора. Сущ-ность власти в работе Н.Макиавелли "Государь". Виды власти по М.Веберу. Проблема властных «зон неопределенности» в работах М.Крозье. Контроль и властные отношения в компании. Виды контроля: контроль за отношениями; контроль за процессом; контроль за результатом. Понятие прямого и опосредованного контроля в управлении. Малая группа и организационное ядро – источники контроля в организации. Процесс возрастания уровней организации и проблема роста затрат на контроль.
  • Ключевые внутриорганизационные процессы. Управленческие решения
    Организационное управленческое решение: сущность, разновидности, качество. Структура управленческого решения: подготовка, принятие, исполнение и контроль. Субъект и объект управленческого решения. «Образы» управленческого решения: проект фиксированных рациональных изменений; выбор альтернативы поведения; основная функция руководителя; акт, затрагивающий систему социальных отношений и интересов. Индивидуальные и коллективные управленческие решения: достоинства и недостатки. Зависимость стиля принятия управленческого решения от структуры организационных отношений. Основные модели поведения руководителя при принятии управленческих решений. Проблема принятия решений в работах Г.Саймона. Типы управленческих решений по А.И.Пригожину: жестко детерминированные (стандартные, вторичные) и инициативные (ситуационные, реорганизационные). Понятие и разновидности среды управленческого решения. Факторы, влияющие на качество решения в теории организации: ролевые позиции и способность субъекта к переработке информации. Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения. Формулирование проблемы и выработка альтернативных решений в теории организации. Проблема привлечения работников к принятию решения как средство повышения результативности управления. Исполняемость решения как показатель управляемости организации. Феномен риска при принятии управленческого решения.
  • Ключевые внутриорганизационные процессы. Организационные коммуникации
    Система организационных коммуникаций и социальные функции коммуникаций. Разновидности коммуникаций в организации: вертикальные и горизонтальные; односторонние и двусторонние; внутренние и внешние; формальные и неформальные организационные коммуникации. Этапы коммуникационного процесса. Надежность и актуальность управленческой информации. Проблема выбора канала передачи информации. Феномен обратной связи в теории организации. Избирательность человеческого восприятия. Понятия коммуникационной роли, коммуникационного стиля и коммуникационной сети в организации. Проблемы «фильтров» и «шумов» в процессе коммуникации. Технико-технологические и социально-психологические «помехи» в процессе организационной коммуникации. Семантические трудности современной теории управления. Разница в статусах как коммуникационная проблема в организации. Накопление ошибок по мере увеличения числа уровней управления в организации. «Мостик Файоля». Проблема внесения собственного «Я» в процесс передачи и переработки информации в организации. Бюрократический принцип сохранения непрерывности линии коммуникации и возможность доступа к ней любого члена организации. Роль слухов в современной организации. Перегруженность каналов управленческой информацией. Понятие «информационного взрыва». Причины и последствия формализации общения в организации. Проблема невербальной коммуникации в теории организации
  • Внешняя среда организации
    Понятие внешней среды организации. Основные характеристики внешней среды организации. Ключевые составляющие внешней макросреды и микросреды современной организации. Интерпретации роли внешней среды организации представителями различ-ных школ и направлений теории организации. Переоценка роли внешней среды в теории организации с конца ХХ века. Роль внешней среды в процессном, системном и ситуационном подходах в теории организации. Преимущества и ограниченность управленческих моделей, игнорирующих фактор внешней среды. Влиятельность факторов научно – технического прогресса на эффективность функционирования организации. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации. Показатели стратегического планирования при оценке внешней среды организации: политические, международные, экономические, и технологические. Стратегические альтернативы развития организации У.Глюка: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование.PESТ - анализ как метод анализа среды в науке управления. Основные положения стратегии социальной сферы организации. Феномен органи-зационного развития в менеджменте и роль внешней среды в данном процессе. Проблема процесса управления изменениями в организации. Модели организационного развития Л.Грейнера и К.Левина. Культурные барьеры в процессе глобализации и интернационализации процесса управления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Домашнее задание
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория организации : учебник для вузов, Дафт Р. Л., Короткова Э. М., 2009
  • Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 864 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004038-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/214946
  • Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - 8-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 848 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004700-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/325598
  • Теория организаций : учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 324 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21807. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/635005
  • Теория организаций: Учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 311 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 5-16-002839-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/117424

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Широкова, Г. В. Управление изменениями в российских компаниях [Электронный ресурс] : учебник. 3-е изд. / Г. В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. - 480 с. - ISBN 978-5-9924-0030-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/493501