• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Французская психоаналитическая школа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Основными целями освоения дисциплины являются: • обучение студента принципам французского психоанализа, основным концепциям и теориям французской психоаналитической школы; • формирование у студентов практических навыков, внедрение теории в практику психоаналитического консультирования и психоаналитической психотерапии – установление кадра, выбор кадра – терапевтической модели с учетом задач терапии и психического функционирования пациента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основными целями освоения дисциплины являются: • обучение студента принципам французского психоанализа, основным концепциям и теориям французской психоаналитической школы; • формирование у студентов практических навыков, внедрение теории в практику психоаналитического консультирования и психоаналитической психотерапии – установление кадра, выбор кадра – терапевтической модели с учетом задач терапии и психического функционирования пациента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • основные клинические концепции современной французской психоаналитической школы; • основные принципы французского психоаналитического подхода; • основные методы французского стиля психоаналитического консультирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. История и развитие французской школы психоанализа
    Семинар 1. «История психоанализа во Франции» Темы семинара: • Начало международного психоаналитического движения. • Становление и развитие психоанализа во Франции. • Особенности французской психоаналитической школы. • Общий обзор основных теорий и концепций в работах М. Фэна, Д. Брауншвейг, М. де М’Юзана, М. Неро, Ф. Паш, А. Грина, Э. Кестемберг. Практическая часть - просмотр и обсуждение документального фильма «Первые психоаналитики во Франции» («Les premiers psychanalystes en France»). Семинар 2. «Базовые психоаналитические понятия и концепции» Темы семинара: • Суть психоаналитического метода. • Влечения. • Способы загрузки либидо. • Первичный и вторичный нарциссизм. • Стадии психосексуального развития. • Развитие психического аппарата. • Структура психического аппарата – первая и вторая топики. • Механизмы психической защиты – «примитивные» и «высшего порядка». Семинар 3. «Первичные отношения с объектом» Темы семинара: • «Теория опоры» и «материнская функция». • «Первичные связи». • Теория привязанности, типы привязанности. • «Достаточно безумная» и «достаточно хорошая» мать. • Феномен «материнской страсти». • Парадоксы родительства. Практическая часть - просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Still face experiment»: Dr. Edward Tronick. Семинар 4. Подростковый кризис или болезнь отрочества Темы семинара: • Вступление в подростковый возраст. • Угасание эдипова комплекса. • Трансформация процессов идентификации. • Особенности защитной структуры. • Технические особенности – тип терапии, интерпретативные техники, перенос и контрперенос. Семинар 5. Печаль, депрессия и меланхолия Темы семинара: • З. Фрейд «Печаль и меланхолия». • «Работа горя» и «работа меланхолии». • «Невозможный траур по объекту». • Интеграция – не-интеграция – дезинтеграция. • Депрессия и язык. • Психоанализ как «символическая прививка». Семинар 6. Фантазии и фантазмы в терапии • Темы семинара: • Фантазия и фантазм. • Эволюция взглядов З. Фрейда. • «Первофантазмы» и их виды. • Уровни фантазмов. • Характерные особенности фантазмов. • Примеры догенитальных фантазмов. • Примеры эдиповых фантазмов. • Эдипова и догенитальная первосцена. • Фантазм и перверсия. • Место и роль фантазмов в процессе терапии. • «Символизирующая функция объекта». • Символизация и первичный объект. Семинар 7. «Театр души» - иллюзия и правда на психоаналитической сцене, концепции Джойс МакДугалл Темы семинара: • Психические сценарии. • «Запретное» и «невозможное». • «Театр запретного» - невротический сценарий. • «Театр запретного» - сценарий перверсии. • Психосоматический сценарий, психосоматика и ипохондрия. • Роль аффекта в психической экономии. • «Театр бреда». • Признаки «переходной сцены», патологический переходный объект. • «Токсичные объекты». Семинар 8. «Театр тела» - истоки сексуального Я, архаичная сексуальность и психосоматика, концепции Джойс МакДугалл Темы семинара: • Универсальные травмы. • Архаичная сексуальность. • Эдипальный кризис, идентичность, репрезентации половой идентичности и сексуальной роли. • Истоки сексуального Я. • Инцестуозные желания. • Генитальная и догенитальная первосцена. • Сексуальность: женское и мужское. • Интеграция гомосексуальности у женщин и мужчин. • Сексуальность и творческий процесс. • Архаичная сексуальность и психосоматика. • «Протоязык» симптома. • Нео-сексуальные решения. • Наркотическая сексуальность и наркотические решения.
  • Раздел 2. Общие современные тенденции в психоаналитических техниках французской школы психоанализа
    Семинар 9. Особенности первичного интервью во французской школе Темы семинара: • З. Фрейд «О начале лечения». • Основные правила психоанализа. • Принципы первичного интервью. • Цель первичного интервью. • «Психическая химера». • Параметры оценки развития интервью. Практическая часть: просмотр и обсуждение первичного интервью Мишеля де М’Юзана. Семинары 10-11-12. Концепции Поля-Клода Ракамье – инцестуозность, ант-эдип, фантазм-не-фантазм (3 семинарских занятия) Темы семинара: • Первичное горе. • Взаимное нарциссическое соблазнение. • Мать-объект и мать-окружающая среда. • Эпапы психического развития. • Работа первичного горя и автономия. • Инвестирование объекта. • «Замороженное» первичное горе и «выброшенная» депрессия. • Виды ант-эдипа – ультра-защитный и умеренный. • Ант-эдип и эдип. • Инцестуозность и инцест. • Нарциссическое соблазнение в терапии. • «Избранный фигурант» и «объект-фетиш». • «Ант-эдипальная семья». • Невроз и «по ту сторону невроза». • Невротическая и не-невротическая системы защитных механизмов. • Шкала отрицания. • Шкала расщепления. • Вилка шизофрении. • Корни нарциссической перверсии. • Две судьбы кастрационного комплекса. • Характерные черты нарциссического перверта. • Объект нарциссической перверсии. • Первертное мышление. • «Нарциссическое безумие». • «Первертное ядро» и его характеристики. Семинар 13. Инцест, инцестуозность, эдипов комплекс и сексуальность Темы семинара: • Мифология и начало начал. • Антропология и запрет на сексуальность. • Инцест, инцестуозность и инфантильная сексуальность. • Психический инцест. • Материнство и инцестуозные репрезентации. • Запрет на инцест и эдипов комплекс. • Эдипов комплекс у девочки, отношения матери и дочери. • Эдипов комплекс у мальчика, отношения матери и сына. • Четыре потока взрослой сексуальности. • Общее основание мужской и женской сексуальности. • Различие полов. • Психическая бисексуальность. • Тип выбора объекта Семинар 14. Психоз и не невротическое функционирование Темы семинара: • История – случай Шребера. • Отрицание и реальность. • Реальность и объект. • Отношения с объектом. • Формы и типы не невротического функционирования. • Психические структуры – таблица. Практическая часть - семинар сопровождается просмотром и обсуждением первичного интервью психотического пациента. Семинар 15. «Агония, расщепление и символизация» - концепции Рене Руссийона Темы семинара: • Теория травмы – концепции З. Фрейда и Д. Винникотта. • Расщепление. • Типы не символизированных первичных связей. • Работа символизации. • Символизация и субъектализация. • «Тройная регистрация психического опыта (З. Фрейд). • Процесс символизации. • Первичная символизация. • От первичной символизации к вторичной. • Символизация и работа горя. • Работа по символизации первичного объекта. • Рефлексивность, рефлексивная функция и идентичность. • Символизация и аналитический процесс. Семинар 16. Концепция «мертвой матери» Андре Грина Программа семинара: • «Мертвая мать» как метафора. • Комплекс «мертвой матери» и нарциссическая травма. • Способы совладания с травмой. • Цели симптомов и защит. • «Мертвая мать» и идентификации. • Судьбы «замороженной любви». • Оживление первосцены в анализе. • Материнский объект как рамочная структура. • Особенности аналитических отношений и переноса при работе с пациентами с комплексом «мертвой матери».
  • Раздел 3. Современный французский клинический психоанализ – использование современных психоаналитических техник
    Семинар 17. Андре Грин. Современная психоаналитическая клиника – первая часть. Психоаналитический кадр. ; Темы семинара:; Психоаналитический кадр. ; Психоаналитический процесс; Этапы развития теории Андре Грина; Три модели терапии; Проблема «границ анализабельности»; «Логика аналитической пары»; «Клиническое мышление аналитика»; Особенности техники А. Грина, новые метапсихологические основы; Кадр как «обрамляющая структура», применение кадра на практике Семинар 18. Андре Грин. Современная психоаналитическая клиника – вторая часть. Контр-перенос и интерпретация. ; Темы семинара:; Контр-перенос; Эволюция понятия контр-перенос, теория и практика, современные представления, особенности французской школы; Интерпретации и конструкции в аналитическом процессе: концепции З.Фрейда, постфрейдизм, французская школа; Принцип удовольствия; Интерпретация и сновидение; Эрогенный мазохизм пациента как посредник аналитической работы; Сновидение и психическая непрерывность; Онирическая функция ; Цензура, парадоксальное мышление; Интерпретация и невербальная коммуникация; Виды интерпретаций - замещающая, снимающая напряжение, указывающая, аллюзивная, мутативная; «Золотое правило» или значение молчания аналитика Семинар 19. Андре Грин. Современная психоаналитическая клиника – третья часть. Компульсивное повторение. ; Темы семинара:; Эволюция термина – от концепций З. Фрейда до современных теорий; Принцип удовольствия и компульсивное повторение; Этапы организации влечений ; Проявления компульсивного повторения в терапии; Типы компульсивного повторения; Источники компульсивного повторения; Компульсивное повторение и перенос; Компульсивное повторение и мышление; Компульсивное повторение и маломентализированные структуры Семинар 20. Сексуальность в невротических и не-невротических структурах; Темы семинара:; Сексуальность в неврозах; Сексуальность в не-невротических структурах – проявления архаичной сексуальности; Сексуальность и отношения с объектом; Женская сексуальность и особенности эдипова комплекса у девочки; Психосексуальное развитие мальчика и психосексуальное развитие девочки; Имаго первичной матери у обоих полов; Сексуальность и нарциссизм; Агрессия и сексуальность; Описание клинического случая
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка за каждый год обучения складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3 В диплом по данной дисциплине выставляется результирующая оценка за 2 года обучения, которая формируется следующим образом: Орезульт= 0,4*Оитоговая1 курс + 0,6 *Оитоговая2курс Способ округления результирующей оценки: арифметический.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Руткевич А. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. ИСТОКИ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05562-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-istoki-i-pervye-etapy-razvitiya-441476
  • Фрейд З. ; Пер. Голлербах Л. - "Я" И "ОНО". ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06132-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ya-i-ono-izbrannye-raboty-441861

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История психологии : учеб. пособие для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2003
  • Кавун Л. В. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 109с. - ISBN: 978-5-534-07439-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-teorii-zarubezhnyh-psihologov-438035
  • Фрейд, А. Детский психоанализ : хрестоматия / А. Фрейд. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 477 с. — (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-94723-048-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054562