• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследования в психологии

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар: Качественные исследования в психологии». Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 37.03.01 «Психология»; Образовательной программой 37.03.01 «Психология»; Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, утверждённым в 2019 г. Цели дисциплины: знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии; освоение практических навыков обработки эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа. Текущий контроль - домашние задания "Критический анализ качественного исследования", "Экспертная оценка", "Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ". Промежуточный контроль - взвешенная сумма оценок по текущему контролю.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии
  • освоение практических навыков обработки эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Осуществляет поиск дополнительной информации, необходимой для планирования качественного исследования и уточнения параметров качественной обработки данных
  • Под научным руководством дает содержательную интерпретацию полученным результатам, способен осмыслить полученные результаты в общем академическом контексте исследуемой проблематики
  • Под научным руководством осуществляет планирование качественного исследования и обработку данных качественными методами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о качественных исследованиях в психологии
    Качественные исследования как исследования с особым типом данных, исследования с особым дизайном и исследования с особой методологической позицией. Логика развития научного знания и критерии научности применительно к качественным исследованиям в психологии. Особенности дизайна качественного исследования: формулирование цели, выбор метода, формирование выборки. Интервью как один из ключевых методов сбора данных в качественных исследованиях. Проективные техники как один из ключевых методов сбора данных в качественных исследованиях.
  • Экспертная оценка
    Предпосылки и условия использования качественной оценки продуктов деятельности в психологических исследованиях. Виды экспертной оценки, используемые в психологических исследованиях. Этапы конструирования системы экспертной оценки: определение оцениваемого феномена, выделение параметров оценивания, разработка критериев оценивания для каждого параметра, обучение экспертов.
  • Феноменологическое описание
    Специфика феноменологического описания. Разновидности метода: “классическая” и “новая” феноменология. Контроль субъективности в феноменологических исследованиях. Рефлексия исследователя, практикующего феноменологический метод. Этика проведения исследований.
  • Конденсация смыслов
    Техника конденсации смысла (на примере анализа ряда разноплановых текстов)
  • Контент-анализ
    Что такое контент-анализ? Основные функции и особенности метода. Типы документов для анализа. Этапы контент-анализа. Зачем нужен пилотаж? Матрицы категорий. Кодировочные матрицы. Инструкции для контент-анализа. Анализ и разбор конкретных кейсов проведенных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Домашнее задание "Критический анализ качественного исследования" (неблокирующий)
    Задание представляет собой описание и критическую оценку результатов качественного исследования из опубликованной психологической научной статьи. Задание выполняется индивидуально, при этом выбранные статьи не должны повторяться среди студентов одного курса. Оценка работы производится по десятибалльной шкале как сумма набранных баллов по следующим критериям: Корректное описание дизайна качественного исследования, представленного в статье (0-2 балла) Оценка соответствия выбранного дизайна целям и задачам анализируемого исследования (0-2 балла) Оценка дизайна качественного исследования, представленного в статье, на соответствие критериям научного знания (0-2 балла) Оценка корректности представления результатов качественного исследования, представленного в статье (0-2 балла) Оценка корректности авторских выводов из результатов качественного исследования, представленного в статье (0-2 балла)
  • Домашнее задание "Экспертная оценка" (неблокирующий)
    Задание выполняется в группах по 4-6 человек. Задача - выбрать феномен для экспертной оценки, разработать систему критериев оценки, сформулировать инструкции по оценке для экспертов и апробировать созданную систему оценивания на материале 5 объектов оценивания. Оценка работы производится по десятибалльной шкале как сумма набранных баллов по следующим критериям: Представлено развернутое описание оцениваемого феномена (0-2 балла) Разработана обоснованная система критериев оценки феномена (0-2 балла) Разработана подробная инструкция для экспертов, включающая уточнения, примеры и т.п. (0-2 балла) Проведена апробация системы оценивания (0-2 балла) Проведен анализ результатов апробации и сформулированы корректировки для системы оценивания (0-2 балла)
  • Домашнее задание "Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ" (неблокирующий)
    Задание выполняется индивидуально, в письменной форме (сдается преподавателю в виде отчета). Задача - провести методику свободного самоописания (МСС) с 5 различными респондентами (при этом респонденты не должны повторяться среди студентов одного курса), выбрать один наиболее интересный, на взгляд, студента протокол и обосновать сделанный выбор, проанализировать текст с использованием различных изученных методов обработки качественных данных: феноменологического описания, конденсации смыслов и контент-анализа по 5 различным основаниям (ценностно-смысловые ориентации личности, ведущие глаголы как характерные для человека способы обхождения с миром, наличие/отсутствие и возможное содержание внутреннего конфликта и др.). Критерии анализа задаются изначально преподавателем, но для получения максимальной оценке студенту также предлагается выработать свой дополнительный критерий анализа текста и использовать его в работе. Оценка работы производится по 10-балльной шкале: 10 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; присутствует аргументация того, почему был выбран данный протокол для последующего анализа; протокол МСС проанализирован по 6 основаниям (одно из них сформулировано самим студентом); анализ корректный и полный; дополнительно отмечены интересные особенности протокола, не отраженные в заданных параметрах для анализа 9 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; присутствует аргументация того, почему был выбран данный протокол для последующего анализа; протокол МСС проанализирован по 5 основаниям, заданным преподавателем; анализ корректный и полный 8 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; присутствует аргументация того, почему был выбран данный протокол для последующего анализа; протокол МСС проанализирован по 5 основаниям; анализ полный, но содержит незначительные ошибки 7 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; протокол МСС проанализирован по 4 основаниям, и анализ корректный и полный ИЛИ протокол проанализирован по 5 основаниям, но анализ содержит грубые ошибки / является недостаточно полным 6 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; протокол МСС проанализирован по 3 основаниям, и анализ корректный и полный ИЛИ протокол проанализирован по 5 основаниям, но анализ содержит много грубых ошибок / является слишком кратким, формальным 5 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; протокол МСС проанализирован по 2 основаниям, и анализ корректный и полный ИЛИ протокол проанализирован по 4 основаниям, но анализ содержит много грубых ошибок / является слишком кратким, формальным 4 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; протокол МСС проанализирован по 1 основанию, и анализ корректный и полный ИЛИ протокол проанализирован по 3 основаниям, но анализ содержит много грубых ошибок / является слишком кратким, формальным 3 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; протокол МСС проанализирован по 2 основаниям, но анализ содержит много грубых ошибок / является слишком кратким, формальным 2 б.: работа удовлетворяет всем формальным требованиям; протокол МСС проанализирован по 1 основанию, но анализ содержит много грубых ошибок / является слишком кратким, формальным 1 б.: все формальные требования к сбору данных выполнены, но отсутствует содержательный анализ протокола МСС Если работа не соответствует формальным критериям (приведено менее 5 протоколов, неполные протоколы, задание сдано позже оговоренного срока) – работа не засчитывается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Домашнее задание "Критический анализ качественного исследования" + 0.4 * Домашнее задание "Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ" + 0.3 * Домашнее задание "Экспертная оценка"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вопросы государственного и муниципального управления. 2019.-№ 1, , ISBN: ,
  • Исследовательское интервью, Мироновой М. Р., Леонтьева Д. А., ISBN: 5-89357-145-2, 2003
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие для вузов, , ISBN: 9785160060224, 2018
  • Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техники, Корбин Дж., Васильевой Т. С., ISBN: 978-5-484-00770-7, 2007
  • Применение контент-анализа в исследованиях личности : метод. вопросы, , ISBN: 978-5-927002-42-9, 2012
  • Современный контент-анализ : прил. в обл.: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, , ISBN: 978-5-370-01133-7, 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Контент-анализ автобиографических рассказов в изучении личностных свойств : автореф. дис. ... канд. психологических наук : 19.00.01, , ISBN: , 2005