Чумакова Мария Алексеевна
- заместитель декана:Факультет социальных наук
- Доцент:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Образование, учёные степени
- 2010Кандидат психологических наук
- 2005
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»
Достижения и поощрения
- Благодарность Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (июль 2018)
- Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (декабрь 2017)
- Лучший преподаватель – 2016

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2016-2017)
20201
20193
- Статья Kornilov S. A., Zhukova M. A., Ovchinnikova I. V., Golovanova I. V., Naumova O. Y., Logvinenko T. I., Davydova A. O., Petrov M., Chumakova M., Grigorenko E. L. Language outcomes in Adults with a History of Institutionalization: Behavioral and Neurophysiological Characterization // Scientific Reports. 2019. Vol. 9. P. 1-13. doi
- Статья Туробов А. В., Чумакова М. А., Вечерин А. В. Международный опыт применения математико-статистических алгоритмов прогнозирования преступности // Международные процессы. 2019. Т. 17. № 4. С. 153-177. doi
- Статья Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Зиренко М. С., Чумакова М. А. Психометрическиесвойства модифицированной батареи Интернационального Ресурса Когнитивных Способностей (ICAR) // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 35. № 3. С. 32-45. doi
20185
- Статья Kornilova T., Chumakova M., Krasavtseva Y. V. Emotional Intelligence, Patterns for coping with decisional conflict and Academic Achievement in Cross-cultural prospective (evidence from selective Russian and Azerbajani student populations) // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 2. P. 114-133. doi
- Глава книги Karyagina T. D., Chumakova Maria A. Empathy, Alexithymia, and Psychological Mindedness: the Latent Profile Analysis, in: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Vol. XLIX: ICPE 2018 - International Conference on Psychology and Education. Future Academy, 2018. doi P. 263-274. doi
- Статья Kornilova T. V., Chumakova M., Kornilov S. A. Tolerance and intolerance of uncertainty as predictors of decision-making and risk acceptance in gaming strategies of the Iowa Gambling Task // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 3. P. 86-95. doi
- Глава книги Мерзон Л. А., Походай М. Ю., Чумакова М. А. Движения глаз как индикатор построения репрезентации вероятностной ситуации (на примере Iowa Gambling Task) // В кн.: VIII Международная конференция по когнитивной науке. Светлогорск, Россия: [б.и.], 2018. С. 724-726.
- Статья Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А. Интеллект и успешность стратегий прогнозирования при выполнении Айова-теста (IGT) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 10-21. doi
20173
- Глава книги Merzon L., Chumakova M. Decision-making and learning speed predicted by executive functions (evidence from IGT), in: International Society for Intelligence Research (ISIR). 18th Annual meeting. Montreal : , 2017.
- Статья Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Краснов Е., Корнилова Т. В. Когнитивная и личностная регуляция стратегий решения прогностической задачи (на материале Iowa Gambling Task) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 3. С. 39-59. doi
- Статья Агадуллина Е. Р., Чумакова М. А. Психологический эссенциализм: разработка и апробация шкалы // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 147-162. doi
20164
- Статья Antonova A., Chumakova M.A., Stanzione I. Il benessere educativo: validazione di un questionario sul benessere a scuola // Italian Journal of Educational Research. 2016. No. 16. P. 85-102.
- Статья Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 46. С. 5.
- Статья Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Гаджиева Г. И. Кросс-культурное исследование связей Темной Триады с эмоциональным интеллектом (на российской и азербайджанской выборках) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 47. С. 9.
- Статья Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилова Т. В. Образ мира в динамической парадигме прогнозирования и контроля неопределенности // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 3-14.
20152
- Глава книги Kornilov Sergey A., Krasnov Evgenii, Kornilova Tatiana V., Chumakova Maria A. Individual Differences in Performance on Iowa Gambling Task are Predicted by Tolerance and Intolerance for Uncertainty, in: Proceedings of the EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science. Turin : , 2015.
- Статья Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Чумакова М. А., Талмач М. С. Методика диагностики личностных черт «Темной триады»: апробация опросника Темная Дюжина // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 99-112.
20142
- Статья Краснов Е. В., Чумакова М. А. Предикторы личностного выбора на материале методики эмоционального предвосхищения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 37-55.
- Статья Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы Толерантности и Интолерантности к неопределенности в модификации опросника Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 92-110.
20132
- Статья Chumakova M., Kornilov S. Individual differences in attitudes towards uncertainty: evidence for multiple latent profiles // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. No. 4. P. 94-108.
- Статья Чумакова М. А. Личностная регуляция рационального выбора: развитие идеи единства интеллекта и аффекта // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 119-125.
20103
- Статья Чумакова М. А. Интеллектуально-личностная регуляция в решении задач на конструирование // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 83-93.
- Статья Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Чумакова М. А. Лонгитюдное исследование динамики успешности решения студентами аналитических, творческих и практических заданий // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 55-68.
- Книга Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М. : Смысл, 2010.
20092
- Статья Kornilova T., Kornilov S., Chumakova M. Subjective evaluations of intelligence and academic self-concept predict academic achievement: Evidence from a selective student population // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. No. 4. P. 596-608.
- Статья Чумакова М. А. Мотивация и практический интеллект в функциональной регуляции рационального выбора // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 77. № 9. С. 264-268.
20081
Конференции
- 2015
EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science (Турин). Доклад: Individual Differences in Performance on Iowa Gambling Task are Predicted by Tolerance and Intolerance for Uncertainty
- The 14th European Congress of Psychology (Милан). Доклад: Individual differences in attitudes towards uncertainty and emotional intelligence
- V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Дифференциация Я и отношение к неопределенности
- Пятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития" (Москва). Доклад: Кросскультурное сравнение имплицитных теорий ума и личности (у российских и азербайджанских студентов)
- Всероссийская конференция с международным участием «От истоков к современности» 130 лет организации психологического общества при Московском университете (Москва). Доклад: Мышление как основной механизм личностного выбора
- 201417th European Conference on Personality (Лозанна). Доклад: Individual differences in attitudes towards uncertainty and basic motivation
- Шестая международная конференция по когнитивной науке (Калининград). Доклад: Индивидуальные различия в отношении к неопределенности: анализ латентных профилей
Гранты
Программа мегагрантов Правительства РФ: 14.Z50.31.0027 «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (2017-2018). Исполнитель
РГНФ: 16-36-01084 «Психодиагностика познавательного развития в области языка и речи у подростков и взрослых» (2016-2018). Исполнитель.
РГНФ: 15-06-10404 a «Когнитивные и личностные предпосылки решения прогностических задач» (2015-2017). Исполнитель.
РГНФ: 13-36-01253 а2 «Эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности в функциональной регуляции продуктивных решений» (2013-2015). Руководитель.
РФФИ: 10-06-07-078 «Интеллектуально-личностный потенциал человека в преодолении неопределенности» (завершен). Исполнитель.
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Тарасова Е. О. «Способы и индивидуальные предпосылки разрешения студенческих конфликтов у учащихся ОП Психология НИУ ВШЭ». Факультет социальных наук, 2020
Анкушев В. В. «Вера в генетический и социальный детерминизм как компоненты психологического эссенциализма: адаптация шкал на русскоязычной выборке». Факультет социальных наук, 2020
Талбот М. М. «Исследование психологической завершенности развода: валидизация методики оценки». Факультет социальных наук, 2020
Артамасова А. С. «Кросс-культурные различия в показателях эмпатии (на примере сравнения Российской и Армянской выборок)». Факультет социальных наук, 2020
Мосина Д. А. «Связь представлений о неопределенности и отношения к ней». Факультет социальных наук, 2019
Юдина Е. И. «Взаимосвязь индивидуальных различий в показателях функциональной связанности и характеристик управляющих функций». Факультет социальных наук, 2018
Сахаровская Н. С. «Адаптация методики "Амбивалентный сексизм" для русскоязычной выборки». Факультет социальных наук, 2017
Гогешвили П. М. «Исполнительные функции и длительный самоконтроль нежелательного поведения». Факультет социальных наук, 2017
- Магистратура
Мерзон Л. А. «Индивидуальные различия в репрезентации вероятностной ситуации (на материале Iowa Gambling Task)». Факультет социальных наук, 2018
Сергеева Т. В. «Валидизация опросника амбивалентного cексизма (Ambivalent Sexism Inventory) на русскоязычной выборке». Институт образования, 2018
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Качественные и количественные методы исследований в психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследования в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психогенетика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследования в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Специальная дисциплина (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследования в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
ME414 Introduction to Data Science and Big Data Analytics (London School of Economics and Political Sciences Methods Summer Programme). Лондон, Великобритания (2017, Август)
Заружбежная стажировка в University of Houston (США) в лаборатории Е.Л. Григоренко на тему "Использование схем генетических и психофизиологических исследований в изучении нейробиологических основ индивидуальных различий в когнитивных функциях" (31 октября - 4 декабря 2016 года)
Школа “Активные и пассивные методы исследования мозга”. НИУ ВШЭ, Москва, Россия (29 октября – 1 ноября 2015 года).
Workshop “Improving the Psychology Teaching Techniques” in Moscow under the auspices of the Association for Psychological Science (APS). School of Psychology, Faculty of Social Sciences, National Research University Higher School of Economics. Moscow, Russia (2015, April 20).
Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе (72 часа). ЗАО Лаборатория «Гуманитарные технологии». Москва, Россия (2011, Октябрь).
Когнитивная психотерапия эмоциональных расстройств (72 часа). НИИ психиатрии Росздрава. Москва, Россия (2007, Декабрь)
Опыт работы
НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Доцент, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Сентябрь 2015 – наст. время
Научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека, факультет психологии, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, Август 2017 – Декабрь 2018
Доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Сентябрь 2011 – 2015
Старший преподаватель, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Ноябрь 2009 – Сентябрь 2011
Преподаватель, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2006 – Ноябрь 2009
Научный сотрудник (по договору), кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологи, МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, Сентябрь 2006 – Июнь 2007
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Академический руководитель образовательной программы Психология (бакалавриат), департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Февраль 2017 – Август 2018
Заместитель руководителя департамента по работе со студентами и абитуриентами, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Апрель 2016 – Август 2016
Заместитель декана по учебной и учебно-методической работе, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2011 – Сентябрь 2013
Исполняющий обязанности заместителя декана по учебной работе, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2010 – Июль 2010
Информация*
- Общий стаж: 15 лет
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
- Преподавательский стаж: 13 лет
Поздравляем наших выпускников!
Преподаватели департамента психологии и Института когнитивных нейронаук поздравляют выпускников-психологов 2020 года.
Поздравляем авторов онлайн-курса "Психология"!
В День Вышки 5 сентября 2019 г. дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ вручила награды авторам лучших онлайн-курсов. Награду получили авторы онлайн-курса "Психология" НИУ ВШЭ Мария Чумакова и Александр Вечерин.
В феврале начинаются новые онлайн-курсы НИУ ВШЭ на Coursera и платформе «Открытое образование»
В феврале-марте на международной платформе онлайн-образования Coursera и российской Национальной платформе открытого образования стартуют сразу несколько новых курсов — по теории коммуникаций, психологии, физике, digital маркетингу, риск-менеджменту и правовым вопросам экстраординарных сделок.
Школа для старшеклассников: как это было
С 29 января по 3 февраля года на факультете социальных наук произошло важное событие — впервые в истории объединенного ФСН студентами-активистами была организована Школа для старшеклассников. Тридцать школьников из разных регионов России от Благовещенска до Белгорода на неделю смогли стать студентами НИУ ВШЭ и погрузиться с головой в образовательный процесс.