Чумакова Мария Алексеевна
- заместитель декана:Факультет социальных наук
- Руководитель департамента, Доцент:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 15 лет.
Образование, учёные степени
- 2010Кандидат психологических наук
- 2005
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»
Достижения и поощрения
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (июль 2018)
- Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (декабрь 2017)
- Лучший преподаватель – 2016

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2016-2017)
Книги1
Статьи и главы в книгах29
- Статья Chumakova M., Momotenko D. A., Sukmanova A., Chinn L. K., Grigorenko E. Executive functions as self-reported on the BRIEF scales in adolescents and adults with and without a history of institutionalized rearing in Russia // Cognitive Development. 2022. Vol. 64. Article 101261. doi
- Статья Shankov F. M., Chumakova M., Vasilchuk M. S., Kiselnikova N. Resource Change Representation in the Russian Population after the First Three Months of the COVID-19 Pandemic Outbreak // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2021. Vol. 18. No. 2. P. 247-258. doi
- Статья Chumakova M., Zhukova M. A., Kornilov S. A., Golovanova I., Davydova A., Logvinenko T., Ovchinnikova I., Petrov M., Antonova A., Naumova O., Grigorenko E. Psychological, Social and Emotional Well-Being of Adults with a History of Institutionalization: The Pilot Study Findings // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020. Vol. 17. No. 1. P. 102-117. doi
- Статья Kornilov S. A., Zhukova M. A., Ovchinnikova I. V., Golovanova I. V., Naumova O. Y., Logvinenko T. I., Davydova A. O., Petrov M., Chumakova M., Grigorenko E. L. Language outcomes in Adults with a History of Institutionalization: Behavioral and Neurophysiological Characterization // Scientific Reports. 2019. Vol. 9. P. 1-13. doi
- Статья Туробов А. В., Чумакова М. А., Вечерин А. В. Международный опыт применения математико-статистических алгоритмов прогнозирования преступности // Международные процессы. 2019. Т. 17. № 4. С. 153-177. doi
- Статья Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Зиренко М. С., Чумакова М. А. Психометрическиесвойства модифицированной батареи Интернационального Ресурса Когнитивных Способностей (ICAR) // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 35. № 3. С. 32-45. doi
- Статья Kornilova T., Chumakova M., Krasavtseva Y. V. Emotional Intelligence, Patterns for coping with decisional conflict and Academic Achievement in Cross-cultural prospective (evidence from selective Russian and Azerbajani student populations) // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 2. P. 114-133. doi
- Глава книги Karyagina T. D., Chumakova Maria A. Empathy, Alexithymia, and Psychological Mindedness: the Latent Profile Analysis, in: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Vol. XLIX: ICPE 2018 - International Conference on Psychology and Education. Future Academy, 2018. doi P. 263-274. doi
- Статья Kornilova T. V., Chumakova M., Kornilov S. A. Tolerance and intolerance of uncertainty as predictors of decision-making and risk acceptance in gaming strategies of the Iowa Gambling Task // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 3. P. 86-95. doi
- Глава книги Мерзон Л. А., Походай М. Ю., Чумакова М. А. Движения глаз как индикатор построения репрезентации вероятностной ситуации (на примере Iowa Gambling Task) // В кн.: VIII Международная конференция по когнитивной науке. Светлогорск, Россия: [б.и.], 2018. С. 724-726.
- Статья Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А. Интеллект и успешность стратегий прогнозирования при выполнении Айова-теста (IGT) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 10-21. doi
- Глава книги Merzon L., Chumakova M. Decision-making and learning speed predicted by executive functions (evidence from IGT), in: International Society for Intelligence Research (ISIR). 18th Annual meeting. Montreal : , 2017.
- Статья Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Краснов Е., Корнилова Т. В. Когнитивная и личностная регуляция стратегий решения прогностической задачи (на материале Iowa Gambling Task) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 3. С. 39-59. doi
- Статья Агадуллина Е. Р., Чумакова М. А. Психологический эссенциализм: разработка и апробация шкалы // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 147-162. doi
- Статья Antonova A., Chumakova M.A., Stanzione I. Il benessere educativo: validazione di un questionario sul benessere a scuola // Italian Journal of Educational Research. 2016. No. 16. P. 85-102.
- Статья Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 46. С. 5.
- Статья Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Гаджиева Г. И. Кросс-культурное исследование связей Темной Триады с эмоциональным интеллектом (на российской и азербайджанской выборках) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 47. С. 9.
- Статья Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилова Т. В. Образ мира в динамической парадигме прогнозирования и контроля неопределенности // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 3-14.
- Глава книги Kornilov Sergey A., Krasnov Evgenii, Kornilova Tatiana V., Chumakova Maria A. Individual Differences in Performance on Iowa Gambling Task are Predicted by Tolerance and Intolerance for Uncertainty, in: Proceedings of the EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science. Turin : , 2015.
- Статья Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Чумакова М. А., Талмач М. С. Методика диагностики личностных черт «Темной триады»: апробация опросника Темная Дюжина // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 99-112.
- Статья Краснов Е. В., Чумакова М. А. Предикторы личностного выбора на материале методики эмоционального предвосхищения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 37-55.
- Статья Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы Толерантности и Интолерантности к неопределенности в модификации опросника Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 92-110.
- Статья Chumakova M., Kornilov S. Individual differences in attitudes towards uncertainty: evidence for multiple latent profiles // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. No. 4. P. 94-108.
- Статья Чумакова М. А. Личностная регуляция рационального выбора: развитие идеи единства интеллекта и аффекта // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 119-125.
- Статья Чумакова М. А. Интеллектуально-личностная регуляция в решении задач на конструирование // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 83-93.
- Статья Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Чумакова М. А. Лонгитюдное исследование динамики успешности решения студентами аналитических, творческих и практических заданий // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 55-68.
- Статья Kornilova T., Kornilov S., Chumakova M. Subjective evaluations of intelligence and academic self-concept predict academic achievement: Evidence from a selective student population // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. No. 4. P. 596-608.
- Статья Чумакова М. А. Мотивация и практический интеллект в функциональной регуляции рационального выбора // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 77. № 9. С. 264-268.
- Статья Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новотоцкая-Власова Е. В. Модификация опросника имплицитгных теорий К. Двек (в контексте изучения академических достижений студентов) // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 106-120.
Препринты1
Конференции
- 2015
EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science (Турин). Доклад: Individual Differences in Performance on Iowa Gambling Task are Predicted by Tolerance and Intolerance for Uncertainty
- The 14th European Congress of Psychology (Милан). Доклад: Individual differences in attitudes towards uncertainty and emotional intelligence
- V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Дифференциация Я и отношение к неопределенности
- Пятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития" (Москва). Доклад: Кросскультурное сравнение имплицитных теорий ума и личности (у российских и азербайджанских студентов)
- Всероссийская конференция с международным участием «От истоков к современности» 130 лет организации психологического общества при Московском университете (Москва). Доклад: Мышление как основной механизм личностного выбора
- 201417th European Conference on Personality (Лозанна). Доклад: Individual differences in attitudes towards uncertainty and basic motivation
- Шестая международная конференция по когнитивной науке (Калининград). Доклад: Индивидуальные различия в отношении к неопределенности: анализ латентных профилей
Гранты
Программа мегагрантов Правительства РФ: 14.Z50.31.0027 «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (2017-2018). Исполнитель
РГНФ: 16-36-01084 «Психодиагностика познавательного развития в области языка и речи у подростков и взрослых» (2016-2018). Исполнитель.
РГНФ: 15-06-10404 a «Когнитивные и личностные предпосылки решения прогностических задач» (2015-2017). Исполнитель.
РГНФ: 13-36-01253 а2 «Эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности в функциональной регуляции продуктивных решений» (2013-2015). Руководитель.
РФФИ: 10-06-07-078 «Интеллектуально-личностный потенциал человека в преодолении неопределенности» (завершен). Исполнитель.
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Актуальные проблемы современной политики (Майнор; где читается: Факультет социальных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследований в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Psychology of Thinking and Reasoning (Маго-лего; 4 модуль)Анг
Psychology of Thinking and Reasoning (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; направление "41.04.04. Политология", направление "41.04.04. Политология"; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Актуальные проблемы современной политики (Майнор; где читается: Факультет социальных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Качественные и количественные методы исследований в психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследований в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Прикладной анализ данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Психогенетика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Качественные и количественные методы исследований в психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследования в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психогенетика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследования в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Специальная дисциплина (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Анализ и визуализация данных в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследования в психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Запись на консультации
Предварительная запись на консультации по ссылке или через цифровые сервисы ВШЭ
Место проведения консультаций
Видеоконференция в Яндекс.Телемост - ссылка высылается на указанную при записи почту перед консультацией
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
ME414 Introduction to Data Science and Big Data Analytics (London School of Economics and Political Sciences Methods Summer Programme). Лондон, Великобритания (2017, Август)
Заружбежная стажировка в University of Houston (США) в лаборатории Е.Л. Григоренко на тему "Использование схем генетических и психофизиологических исследований в изучении нейробиологических основ индивидуальных различий в когнитивных функциях" (31 октября - 4 декабря 2016 года)
Школа “Активные и пассивные методы исследования мозга”. НИУ ВШЭ, Москва, Россия (29 октября – 1 ноября 2015 года).
Workshop “Improving the Psychology Teaching Techniques” in Moscow under the auspices of the Association for Psychological Science (APS). School of Psychology, Faculty of Social Sciences, National Research University Higher School of Economics. Moscow, Russia (2015, April 20).
Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе (72 часа). ЗАО Лаборатория «Гуманитарные технологии». Москва, Россия (2011, Октябрь).
Когнитивная психотерапия эмоциональных расстройств (72 часа). НИИ психиатрии Росздрава. Москва, Россия (2007, Декабрь)
Опыт работы
НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Доцент, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Сентябрь 2015 – наст. время
Старший научный сотрудник, лаборатория консультативной психологии и психотерапии, ПИ РАО, Москва, Россия, Январь 2020 – Январь 2021
Научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека, факультет психологии, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, Август 2017 – Декабрь 2018
Доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Сентябрь 2011 – 2015
Старший преподаватель, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Ноябрь 2009 – Сентябрь 2011
Преподаватель, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2006 – Ноябрь 2009
Научный сотрудник (по договору), кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологи, МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, Сентябрь 2006 – Июнь 2007
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Заместитель декана по развитию, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Июль 2020 – наст. время
Академический руководитель образовательной программы Психология (бакалавриат), департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Февраль 2017 – Август 2018
Заместитель руководителя департамента по работе со студентами и абитуриентами, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Апрель 2016 – Август 2016
Заместитель декана по учебной и учебно-методической работе, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2011 – Сентябрь 2013
Исполняющий обязанности заместителя декана по учебной работе, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2010 – Июль 2010
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 15 лет
- Преподавательский стаж: 15 лет
Студенты от курса к курсу теряют психологическое благополучие
Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.
Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии
Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.
Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы
Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года.
Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.
«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»
Во главу угла развития общества сегодня ставится психологическое благополучие человека, то есть его удовлетворенность жизнью, способность видеть ее смысл и цель. Как понимают психологическое благополучие гедонисты и кто такие эвдемонисты, как работает персонология — эти темы обсудили на объединенном научном семинаре «Психологические интервенции, психологическое благополучие и развитие субъектности». HSE daily публикует тезисы доклада руководителя департамента психологии Марии Чумаковой.
Сопровождение к счастью: что могут дать психологические интервенции здоровому человеку
Психологические интервенции известны давно. Но в основном их рассматривают в контексте помощи людям, страдающим ментальными или физическими расстройствами – с их помощью лечат депрессии при биполярном расстройстве, ПТСР, помогают преодолеть последствия насилия. Для неклинических групп населения это помощь в таких состояниях, как острое горе. О более широких перспективах интервенций известно мало. Этот пробел попытались восполнить на очередном семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». С докладом выступила Мария Чумакова, кандидат психологических наук, руководитель Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Бакалаврская программа "Психология" встречает первокурсников
30 августа Департамент психологии с радостью и трепетом встречал первокурсников бакалаврской программы «Психология» набора 2022. Новые лица, яркие эмоции, теплая атмосфера – это все о том дне.
Бакалаврская программа «Психология» первое место в рейтинге hh.ru
Несколько факультетов и образовательных программ НИУ ВШЭ заняли первые места в рейтинге лучших факультетов московских вузов по версии портала hh.ru. Среди них и бакалаврская программа «Психология» ставшая лидером в профессиональной сфере «Управление персоналом».
ВЫПУСК БАКАЛАВРИАТА 2022: ПОЗДРАВЛЕНИЯ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ДОЛГОЖДАННЫЙ ДИПЛОМ!
Каждый выпуск особенный и уникальный, так и выпуск 2022 не стал исключением! Департамент психологии поздравляет выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!
Сотрудники департамента психологии приняли участие в секции Steford Moscow Mental Health PITCH DAY Российского интернет форума в качестве экспертов
Поговорили не только о технологиях и интернет-трендах, но и образе жизни диджитал-сообщества: сохранении ресурсов, борьбе с тревожностью, а также инвестициях в ментальное здоровье.
Учиться в Вышке на психолога: основные факты и события дня открытых дверей департамента психологии
26 марта 2022 года в департаменте психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ прошел День открытых дверей образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология».
Наша лаборатория на конкурсе НИРС 2021
Вчера были подведены итоги конкурса научно-исследовательских работ студентов. Антон Ангельгардт занял первое место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по психологии для студентов магистратуры и выпускников 2021 года», а Тимофей Березнер стал лауреатом конкурса в этой же номинации.
Seven Days Until eSTARS 2021 International Academic Conference
On December 1st and 2nd, 2021, the eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), an international online conference organized by HSE University in partnership with Coursera, will take place. eSTARS will discuss pressing issues facing universities today in the context of the growing interdependence of digital technology, the economy and education.
До старта международной научной конференции eSTARS 2021 осталось семь дней
1–2 декабря 2021 года состоится международная онлайн-конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. На площадке eSTARS будут затронуты актуальные вопросы, которые сегодня стоят перед университетами в связи с ростом взаимного влияния цифровых технологий, экономики и образования.
Поздравляем наших выпускников!
Преподаватели департамента психологии и Института когнитивных нейронаук поздравляют выпускников-психологов 2020 года.
Поздравляем авторов онлайн-курса "Психология"!
В День Вышки 5 сентября 2019 г. дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ вручила награды авторам лучших онлайн-курсов. Награду получили авторы онлайн-курса "Психология" НИУ ВШЭ Мария Чумакова и Александр Вечерин.
В феврале начинаются новые онлайн-курсы НИУ ВШЭ на Coursera и платформе «Открытое образование»
В феврале-марте на международной платформе онлайн-образования Coursera и российской Национальной платформе открытого образования стартуют сразу несколько новых курсов — по теории коммуникаций, психологии, физике, digital маркетингу, риск-менеджменту и правовым вопросам экстраординарных сделок.
Школа для старшеклассников: как это было
С 29 января по 3 февраля года на факультете социальных наук произошло важное событие — впервые в истории объединенного ФСН студентами-активистами была организована Школа для старшеклассников. Тридцать школьников из разных регионов России от Благовещенска до Белгорода на неделю смогли стать студентами НИУ ВШЭ и погрузиться с головой в образовательный процесс.