• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
23741
Адрес: Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 115а
Время присутствия: вторник, среда, четверг, 10.00-19.00, пятница по договоренности
Адрес: Мясницкая ул., д. 20, каб. 544
Время присутствия: понедельник 10.00-19.00
Адрес: Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 115а
Время консультаций: Консультации проводятся онлайн по понедельникам с 14.00 до 19.00. Детальная информация на вкладке "Консультации для студентов" этой страницы
Студентам - запись на консультации
Расписание
SPIN РИНЦ: 1667-8974
ORCID: 0000-0003-1769-8268
ResearcherID: N-8049-2015
Scopus AuthorID: 36800917400
Google Scholar
Руководитель
Мельвиль А. Ю.
Заместители
Львова Е. Н.
Кургинян С. С.
Помощники
Бурмакова О. П. (по вопросам ДПО факультета социальных наук)
Казанков В. И. (по вопросам департамента психологии)
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Чумакова Мария Алексеевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
  • Научно-педагогический стаж: 15 лет.

Образование, учёные степени

  • 2010
    Кандидат психологических наук
  • 2005

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»

Достижения и поощрения

  • Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
  • Благодарность Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (июль 2018)
  • Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (декабрь 2017)
  • Лучший преподаватель – 2016
  • Персональная надбавка ректора (2017-2018, 2016-2017)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2016-2017)

Публикации

Книги1

Статьи и главы в книгах29

Препринты1

Препринт Angelgardt A., Gorbunova E. S., Chumakova M. An Assessment of Trust in Artificial Intelligent Agents: Tool Development / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2021.

Конференции

  • 2015

    EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science (Турин). Доклад: Individual Differences in Performance on Iowa Gambling Task are Predicted by Tolerance and Intolerance for Uncertainty

  • The 14th European Congress of Psychology (Милан). Доклад: Individual differences in attitudes towards uncertainty and emotional intelligence
  • V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Дифференциация Я и отношение к неопределенности
  • Пятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития" (Москва). Доклад: Кросскультурное сравнение имплицитных теорий ума и личности (у российских и азербайджанских студентов)
  • Всероссийская конференция с международным участием «От истоков к современности» 130 лет организации психологического общества при Московском университете (Москва). Доклад: Мышление как основной механизм личностного выбора
  • 2014
    17th European Conference on Personality (Лозанна). Доклад: Individual differences in attitudes towards uncertainty and basic motivation
  • Шестая международная конференция по когнитивной науке (Калининград). Доклад: Индивидуальные различия в отношении к неопределенности: анализ латентных профилей

Гранты

Программа мегагрантов Правительства РФ: 14.Z50.31.0027 «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (2017-2018). Исполнитель

РГНФ: 16-36-01084 «Психодиагностика познавательного развития в области языка и речи у подростков и взрослых» (2016-2018). Исполнитель.

РГНФ: 15-06-10404 a «Когнитивные и личностные предпосылки решения прогностических задач» (2015-2017). Исполнитель.

РГНФ: 13-36-01253 а2 «Эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности в функциональной регуляции продуктивных решений» (2013-2015). Руководитель.

РФФИ: 10-06-07-078 «Интеллектуально-личностный потенциал человека в преодолении неопределенности» (завершен). Исполнитель.

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Время консультаций

Консультации проводятся по пондельникам с 16.00 до 19.00

Запись на консультации

Предварительная запись на консультации по ссылке или через цифровые сервисы ВШЭ 

Место проведения консультаций

Видеоконференция в Яндекс.Телемост - ссылка высылается на указанную при записи почту перед консультацией

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

ME414 Introduction to Data Science and Big Data Analytics (London School of Economics and Political Sciences Methods Summer Programme). Лондон, Великобритания (2017, Август)

Заружбежная стажировка в University of Houston (США) в лаборатории Е.Л. Григоренко на тему "Использование схем генетических и психофизиологических исследований в изучении нейробиологических основ индивидуальных различий в когнитивных функциях" (31 октября - 4 декабря 2016 года)

Школа “Активные и пассивные методы исследования мозга”. НИУ ВШЭ, Москва, Россия (29 октября – 1 ноября 2015 года).

Workshop “Improving the Psychology Teaching Techniques” in Moscow under the auspices of the Association for Psychological Science (APS). School of Psychology, Faculty of Social Sciences, National Research University Higher School of Economics. Moscow, Russia (2015, April 20).

Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе (72 часа). ЗАО Лаборатория «Гуманитарные технологии». Москва, Россия (2011, Октябрь).

Когнитивная психотерапия эмоциональных расстройств (72 часа). НИИ психиатрии Росздрава. Москва, Россия (2007, Декабрь)

Опыт работы

НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Доцент, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Сентябрь 2015 – наст. время

Старший научный сотрудник, лаборатория консультативной психологии и психотерапии, ПИ РАО, Москва, Россия, Январь 2020 – Январь 2021

Научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека, факультет психологии, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, Август 2017 – Декабрь 2018

Доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Сентябрь 2011 – 2015

Старший преподаватель, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Ноябрь 2009 – Сентябрь 2011

Преподаватель, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2006 – Ноябрь 2009

Научный сотрудник (по договору), кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологи, МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия,  Сентябрь 2006 – Июнь 2007

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Заместитель декана по развитию, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Июль 2020 – наст. время

Академический руководитель образовательной программы Психология (бакалавриат), департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Февраль 2017 – Август 2018

Заместитель руководителя департамента по работе со студентами и абитуриентами, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Апрель 2016 – Август 2016

Заместитель декана по учебной и учебно-методической работе, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2011 – Сентябрь 2013

Исполняющий обязанности заместителя декана по учебной работе, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2010 – Июль 2010


Информация*

  • Общий стаж: 18 лет
  • Научно-педагогический стаж: 15 лет
  • Преподавательский стаж: 15 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Студенты от курса к курсу теряют психологическое благополучие

Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.

Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии

Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы

Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года. 

Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.

«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»

Во главу угла развития общества сегодня ставится психологическое благополучие человека, то есть его удовлетворенность жизнью, способность видеть ее смысл и цель. Как понимают психологическое благополучие гедонисты и кто такие эвдемонисты, как работает персонология — эти темы обсудили на объединенном научном семинаре «Психологические интервенции, психологическое благополучие и развитие субъектности». HSE daily публикует тезисы доклада руководителя департамента психологии Марии Чумаковой.

Сопровождение к счастью: что могут дать психологические интервенции здоровому человеку

Психологические интервенции известны давно. Но в основном их рассматривают в контексте помощи людям, страдающим ментальными или физическими расстройствами – с их помощью лечат депрессии при биполярном расстройстве, ПТСР, помогают преодолеть последствия насилия. Для неклинических групп населения это помощь в таких состояниях, как острое горе. О более широких перспективах интервенций известно мало. Этот пробел попытались восполнить на очередном семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». С докладом выступила Мария Чумакова, кандидат психологических наук, руководитель Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Бакалаврская программа "Психология" встречает первокурсников

30 августа Департамент психологии с радостью и трепетом встречал первокурсников бакалаврской программы «Психология» набора 2022. Новые лица, яркие эмоции, теплая атмосфера – это все о том дне.

Бакалаврская программа «Психология» первое место в рейтинге hh.ru

Несколько факультетов и образовательных программ НИУ ВШЭ заняли первые места в рейтинге лучших факультетов московских вузов по версии портала hh.ru. Среди них и бакалаврская программа «Психология» ставшая лидером в профессиональной сфере «Управление персоналом».

ВЫПУСК БАКАЛАВРИАТА 2022: ПОЗДРАВЛЕНИЯ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ДОЛГОЖДАННЫЙ ДИПЛОМ!

Каждый выпуск особенный и уникальный, так и выпуск 2022 не стал исключением! Департамент психологии поздравляет выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!

Сотрудники департамента психологии приняли участие в секции Steford Moscow Mental Health PITCH DAY Российского интернет форума в качестве экспертов

Поговорили не только о технологиях и интернет-трендах, но и образе жизни диджитал-сообщества: сохранении ресурсов, борьбе с тревожностью, а также инвестициях в ментальное здоровье.

Учиться в Вышке на психолога: основные факты и события дня открытых дверей департамента психологии

26 марта 2022 года в департаменте психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ прошел День открытых дверей образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология».

Наша лаборатория на конкурсе НИРС 2021

Вчера были подведены итоги конкурса научно-исследовательских работ студентов. Антон Ангельгардт занял первое место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по психологии для студентов магистратуры и выпускников 2021 года», а Тимофей Березнер стал лауреатом конкурса в этой же номинации.

Seven Days Until eSTARS 2021 International Academic Conference

On December 1st and 2nd, 2021, the eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), an international online conference organized by HSE University in partnership with Coursera, will take place. eSTARS will discuss pressing issues facing universities today in the context of the growing interdependence of digital technology, the economy and education.

До старта международной научной конференции eSTARS 2021 осталось семь дней

1–2 декабря 2021 года состоится международная онлайн-конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. На площадке eSTARS будут затронуты актуальные вопросы, которые сегодня стоят перед университетами в связи с ростом взаимного влияния цифровых технологий, экономики и образования.

Поздравляем наших выпускников!

Преподаватели департамента психологии и Института когнитивных нейронаук поздравляют выпускников-психологов 2020 года.

Поздравляем авторов онлайн-курса "Психология"!

В День Вышки 5 сентября 2019 г. дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ вручила награды авторам лучших онлайн-курсов. Награду получили авторы онлайн-курса "Психология" НИУ ВШЭ Мария Чумакова и Александр Вечерин.

В феврале начинаются новые онлайн-курсы НИУ ВШЭ на Coursera и платформе «Открытое образование»

В феврале-марте на международной платформе онлайн-образования Coursera и российской Национальной платформе открытого образования стартуют сразу несколько новых курсов — по теории коммуникаций, психологии, физике, digital маркетингу, риск-менеджменту и правовым вопросам экстраординарных сделок.

Школа для старшеклассников: как это было

С 29 января по 3 февраля года на факультете социальных наук произошло важное событие — впервые в истории объединенного ФСН студентами-активистами была организована Школа для старшеклассников. Тридцать школьников из разных регионов России от Благовещенска до Белгорода на неделю смогли стать студентами НИУ ВШЭ и погрузиться с головой в образовательный процесс.