• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
23741
Адрес: Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 115а
Время присутствия: вторник, среда, четверг, 10.00-19.00, пятница по договоренности
Адрес: Мясницкая ул., д. 20, каб. 544
Время присутствия: понедельник 10.00-19.00
Адрес: Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 115а
Время консультаций: Консультации проводятся онлайн по понедельникам с 14.00 до 19.00. Детальная информация на вкладке "Консультации для студентов" этой страницы
Студентам - запись на консультации
Расписание
SPIN РИНЦ: 1667-8974
ORCID: 0000-0003-1769-8268
ResearcherID: N-8049-2015
Scopus AuthorID: 36800917400
Google Scholar
Руководитель
Мельвиль А. Ю.
Заместители
Кургинян С. С. (по работе с абитуриентами и студентами)
Прусова И. С. (по работе с кадрами)
Помощники
Бурмакова О. П. (по вопросам ДПО факультета социальных наук)
Казанков В. И. (по вопросам департамента психологии)
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Чумакова Мария Алексеевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
  • Научно-педагогический стаж: 16 лет.

Образование, учёные степени

  • 2010
    Кандидат психологических наук
  • 2005

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»

Достижения и поощрения

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2016-2017)

Публикации

Книги2

Статьи и главы в книгах31

Под редакцией1

Книга Чумакова М. А., Кускова О. Е., Монахова Э., Ключарёв В. А., Шестакова А. Н., Старовойтенко Е. Б., Петровский В. А., Леонтьев Д. А., Золотарева А. А., Лебедева А. А., Пащенко Т. В., Орел Е. А., Костенко В. Ю. Укрепление индивидуальной устойчивости и психологического благополучия / Науч. ред.: М. А. Чумакова. 3 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека». Т. 3: Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека. М. : Электронное издательство «Эгитас», 2022.

Препринты1

Препринт Angelgardt A., Gorbunova E. S., Chumakova M. An Assessment of Trust in Artificial Intelligent Agents: Tool Development / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2021.

Конференции

  • 2015

    EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science (Турин). Доклад: Individual Differences in Performance on Iowa Gambling Task are Predicted by Tolerance and Intolerance for Uncertainty

  • The 14th European Congress of Psychology (Милан). Доклад: Individual differences in attitudes towards uncertainty and emotional intelligence
  • V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Дифференциация Я и отношение к неопределенности
  • Пятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития" (Москва). Доклад: Кросскультурное сравнение имплицитных теорий ума и личности (у российских и азербайджанских студентов)
  • Всероссийская конференция с международным участием «От истоков к современности» 130 лет организации психологического общества при Московском университете (Москва). Доклад: Мышление как основной механизм личностного выбора
  • 2014
    17th European Conference on Personality (Лозанна). Доклад: Individual differences in attitudes towards uncertainty and basic motivation
  • Шестая международная конференция по когнитивной науке (Калининград). Доклад: Индивидуальные различия в отношении к неопределенности: анализ латентных профилей

Гранты

Программа мегагрантов Правительства РФ: 14.Z50.31.0027 «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (2017-2018). Исполнитель

РГНФ: 16-36-01084 «Психодиагностика познавательного развития в области языка и речи у подростков и взрослых» (2016-2018). Исполнитель.

РГНФ: 15-06-10404 a «Когнитивные и личностные предпосылки решения прогностических задач» (2015-2017). Исполнитель.

РГНФ: 13-36-01253 а2 «Эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности в функциональной регуляции продуктивных решений» (2013-2015). Руководитель.

РФФИ: 10-06-07-078 «Интеллектуально-личностный потенциал человека в преодолении неопределенности» (завершен). Исполнитель.

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
1
Ядав П. Самостоятельность и использование техник саморазвития: мотивация и эффективность интервенций (aспирантура: 1-й год обучения)

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Время консультаций

Консультации проводятся по пондельникам с 16.00 до 19.00

Запись на консультации

Предварительная запись на консультации по ссылке или через цифровые сервисы ВШЭ 

Место проведения консультаций

Видеоконференция в Яндекс.Телемост - ссылка высылается на указанную при записи почту перед консультацией

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

ME414 Introduction to Data Science and Big Data Analytics (London School of Economics and Political Sciences Methods Summer Programme). Лондон, Великобритания (2017, Август)

Заружбежная стажировка в University of Houston (США) в лаборатории Е.Л. Григоренко на тему "Использование схем генетических и психофизиологических исследований в изучении нейробиологических основ индивидуальных различий в когнитивных функциях" (31 октября - 4 декабря 2016 года)

Школа “Активные и пассивные методы исследования мозга”. НИУ ВШЭ, Москва, Россия (29 октября – 1 ноября 2015 года).

Workshop “Improving the Psychology Teaching Techniques” in Moscow under the auspices of the Association for Psychological Science (APS). School of Psychology, Faculty of Social Sciences, National Research University Higher School of Economics. Moscow, Russia (2015, April 20).

Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе (72 часа). ЗАО Лаборатория «Гуманитарные технологии». Москва, Россия (2011, Октябрь).

Когнитивная психотерапия эмоциональных расстройств (72 часа). НИИ психиатрии Росздрава. Москва, Россия (2007, Декабрь)

Опыт работы

НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Доцент, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Сентябрь 2015 – наст. время

Старший научный сотрудник, лаборатория консультативной психологии и психотерапии, ПИ РАО, Москва, Россия, Январь 2020 – Январь 2021

Научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека, факультет психологии, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, Август 2017 – Декабрь 2018

Доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Сентябрь 2011 – 2015

Старший преподаватель, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Ноябрь 2009 – Сентябрь 2011

Преподаватель, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2006 – Ноябрь 2009

Научный сотрудник (по договору), кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологи, МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия,  Сентябрь 2006 – Июнь 2007

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Заместитель декана по развитию, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Июль 2020 – наст. время

Академический руководитель образовательной программы Психология (бакалавриат), департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Февраль 2017 – Август 2018

Заместитель руководителя департамента по работе со студентами и абитуриентами, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, Апрель 2016 – Август 2016

Заместитель декана по учебной и учебно-методической работе, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2011 – Сентябрь 2013

Исполняющий обязанности заместителя декана по учебной работе, факультет консультативной и клинической психологии, МГППУ, Москва, Россия, Январь 2010 – Июль 2010


Информация*

  • Общий стаж: 18 лет
  • Научно-педагогический стаж: 16 лет
  • Преподавательский стаж: 16 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека

Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.

Объединенный научный семинар стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире»

Приглашаем 16 февраля в 16:00 на объединенный научный семинар стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Тема: Как стать успешным в быстро меняющемся мире и сохранить благополучие: обзор современных решений.

Maintenance of students psychological well-being: Competition for the position of research intern in the Department of Psychology

The vacancy is open only to undergraduate and graduate students of the HSE, who at the time of submitting documents (February 2023) and at the time of completion of the internship (December 2023) will have the status of an undergraduate or graduate student of the HSE. Changing status from bachelor's to master's or from master's to postgraduate within a year is permitted.

Профилактика психологического благополучия студентов: конкурс на позицию стажера-исследователя в департаменте психологии

Вакансия открыта только для студентов и аспирантов НИУ ВШЭ, которые на момент подачи документов (февраль 2023) и на момент завершения стажировки (декабрь 2023) будут иметь статус студента или аспиранта НИУ ВШЭ. Смена статуса с бакалавриата на магистратуру или с магистратуры на аспирантуру в течение года допускается.

О самом главном на Дне отрытых дверей факультета социальных наук

25 ноября 2023 года факультет социальных наук провел День открытых дверей. У гостей была прекрасная возможность лично познакомиться со всем многообразием нашего факультета и с тем, как организованы образование и наука у политологов, психологов, социологов и управленцев Вышки. Мероприятия проходили одним днем и в местах локации департаментов факультета социальных наук. Гостей встречали руководство факультета и департаментов, академические руководители образовательных программ бакалавриата и магистратуры, директора аспирантских школ, а также научные сотрудники, преподаватели и студенты.

День психолога 2023 в департаменте психологии

В 2023 году правительство Российской Федерации утвердило 22 ноября Днём Психолога. Почему 22 ноября? Потому что именно в этот день в 1994 году состоялся Учредительный съезд РПО — Российского психологического общества. 

В департаменте психологии состоялась съемка психологического исследования по изучению психоэмоциональных состояний человека

Исследование проводится в рамках направления «Укрепление индивидуальной устойчивости и психологическое благополучие» (руководитель направления Мария Алексеевна Чумакова) стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

В рамках цикла семинаров, посвященных проблеме оценке эффективности практик самопомощи, состоялся третий семинар-дискуссия

9 ноября прошел семинар-дискуссия, в рамках которого Клопкова Елизавета (1 курс магистратуры «Позитивная психология»), Коршунов Дмитрий (2 курс магистратуры «Позитивная психология») представили доклад, посвященный академическим исследованиям самопомощи, а аспирантка Хегай Анна выступила с докладом о проблеме самопомощи в социальных проектах.

В рамках цикла семинаров, посвященных проблеме оценке эффективности практик самопомощи, состоялся второй семинар-дискуссия

26 октября прошел семинар-дискуссия, в рамках которого аспирантка ВШЭ, преподаватель и практикующий КПТ-психолог, Назина Екатерина Дмитриевна представила доклад на тему «Актуальные принципы и технологии эффективности психотерапевтических (психологических) интервенций».

В рамках цикла семинаров, посвященных проблеме оценке эффективности практик самопомощи, прошел первый семинар-дискуссия

19 октября в рамках цикла семинаров, посвященных проблеме оценке эффективности практик самопомощи, прошел первый семинар-дискуссия. В нем приняли участие практикующие психологи, представители научного сообщества, занимающиеся проблемами психологического здоровья и благополучия, студенты-магистранты. Встреча прошла преимущественно в онлайн формате.

В НИУ ВШЭ стартовала программа профессиональной переподготовки «Коучинг в организации»

Это одна из первых программ по организационному коучингу на российском рынке ДПО, основанная на достижениях современной науки (evidence-based coaching). Она предназначена для руководителей, которые хотели бы использовать навыки коучинга в управлении, внешних и внутрикорпоративных коучей, а также для специалистов в других областях, желающих сменить карьерную траекторию. Корреспондент новостной службы «Вышка.Главное» побывал на приветственной встрече, проведенной онлайн для слушателей программы.

НИУ ВШЭ и ЦЭПП МЧС России будут готовить психологов для работы с участниками СВО и их семьями

Высшая школа экономики и Центр экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России разработали образовательный проект повышения профессиональной квалификации «Теория и практика психологической помощи при последствиях травматического и хронического стресса». Он построен по модульной системе и предусматривает подготовку как профессиональных психологов, так и других специалистов, которые смогут повысить понимание того, что происходит с человеком, попадающим в экстремальные условия, и как можно такому человеку оказать первую помощь.

Руководитель департамента психологии рассказала о перспективах использования искусственного интеллекта для помощи одиноким людям

Группа иностранных учёных пришла к выводу, что специальные голосовые помощники способны скрасить одиночество пожилых людей, имеющих мало социальных контактов. Эта идея давно обсуждается в научной среде, большинство исследователей согласны с тем, что ИИ способен частично компенсировать дефицит общения. Об этом в интервью RT рассказала руководитель департамента психологии факультета социальных наук ВШЭ Мария Чумакова.

Результаты деятельности аспирантских школ обсудили на заседании Ученого совета ФСН

22 июня состоялось очередное заседание Ученого совета факультета социальных наук.

Открытие проактивности: как россияне развивают самостоятельность

Новое исследование учёных НИУ ВШЭ показывает, кому больше свойственна проактивность и какими психологическими технологиями пользуются инициативные люди.

Студенты от курса к курсу теряют психологическое благополучие

Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.

Психологи Вышки об образовании, науке и практике: осенний День открытых дверей департамента психологии

Дважды в год, осенью и весной, департамент психологии в своем здании на Армянском переулке проводит Дни открытых дверей. Осенний прошел 26 ноября. Сотрудники департамента и студенты образовательных программ бакалавриата и магистратуры знакомили гостей с психологическим образованием, наукой и практиками психологов Вышки.

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы

Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года. 

Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.

«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»

Во главу угла развития общества сегодня ставится психологическое благополучие человека, то есть его удовлетворенность жизнью, способность видеть ее смысл и цель. Как понимают психологическое благополучие гедонисты и кто такие эвдемонисты, как работает персонология — эти темы обсудили на объединенном научном семинаре «Психологические интервенции, психологическое благополучие и развитие субъектности». HSE daily публикует тезисы доклада руководителя департамента психологии Марии Чумаковой.

Сопровождение к счастью: что могут дать психологические интервенции здоровому человеку

Психологические интервенции известны давно. Но в основном их рассматривают в контексте помощи людям, страдающим ментальными или физическими расстройствами – с их помощью лечат депрессии при биполярном расстройстве, ПТСР, помогают преодолеть последствия насилия. Для неклинических групп населения это помощь в таких состояниях, как острое горе. О более широких перспективах интервенций известно мало. Этот пробел попытались восполнить на очередном семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». С докладом выступила Мария Чумакова, кандидат психологических наук, руководитель Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Бакалаврская программа "Психология" встречает первокурсников

30 августа Департамент психологии с радостью и трепетом встречал первокурсников бакалаврской программы «Психология» набора 2022. Новые лица, яркие эмоции, теплая атмосфера – это все о том дне.

Бакалаврская программа «Психология» первое место в рейтинге hh.ru

Несколько факультетов и образовательных программ НИУ ВШЭ заняли первые места в рейтинге лучших факультетов московских вузов по версии портала hh.ru. Среди них и бакалаврская программа «Психология» ставшая лидером в профессиональной сфере «Управление персоналом».

ВЫПУСК БАКАЛАВРИАТА 2022: ПОЗДРАВЛЕНИЯ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ДОЛГОЖДАННЫЙ ДИПЛОМ!

Каждый выпуск особенный и уникальный, так и выпуск 2022 не стал исключением! Департамент психологии поздравляет выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!

Сотрудники департамента психологии приняли участие в секции Steford Moscow Mental Health PITCH DAY Российского интернет форума в качестве экспертов

Поговорили не только о технологиях и интернет-трендах, но и образе жизни диджитал-сообщества: сохранении ресурсов, борьбе с тревожностью, а также инвестициях в ментальное здоровье.

Учиться в Вышке на психолога: основные факты и события дня открытых дверей департамента психологии

26 марта 2022 года в департаменте психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ прошел День открытых дверей образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология».

Наша лаборатория на конкурсе НИРС 2021

Вчера были подведены итоги конкурса научно-исследовательских работ студентов. Антон Ангельгардт занял первое место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по психологии для студентов магистратуры и выпускников 2021 года», а Тимофей Березнер стал лауреатом конкурса в этой же номинации.

Seven Days Until eSTARS 2021 International Academic Conference

On December 1st and 2nd, 2021, the eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), an international online conference organized by HSE University in partnership with Coursera, will take place. eSTARS will discuss pressing issues facing universities today in the context of the growing interdependence of digital technology, the economy and education.

До старта международной научной конференции eSTARS 2021 осталось семь дней

1–2 декабря 2021 года состоится международная онлайн-конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. На площадке eSTARS будут затронуты актуальные вопросы, которые сегодня стоят перед университетами в связи с ростом взаимного влияния цифровых технологий, экономики и образования.

Поздравляем наших выпускников!

Преподаватели департамента психологии и Института когнитивных нейронаук поздравляют выпускников-психологов 2020 года.

Поздравляем авторов онлайн-курса "Психология"!

В День Вышки 5 сентября 2019 г. дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ вручила награды авторам лучших онлайн-курсов. Награду получили авторы онлайн-курса "Психология" НИУ ВШЭ Мария Чумакова и Александр Вечерин.

В феврале начинаются новые онлайн-курсы НИУ ВШЭ на Coursera и платформе «Открытое образование»

В феврале-марте на международной платформе онлайн-образования Coursera и российской Национальной платформе открытого образования стартуют сразу несколько новых курсов — по теории коммуникаций, психологии, физике, digital маркетингу, риск-менеджменту и правовым вопросам экстраординарных сделок.

Школа для старшеклассников: как это было

С 29 января по 3 февраля года на факультете социальных наук произошло важное событие — впервые в истории объединенного ФСН студентами-активистами была организована Школа для старшеклассников. Тридцать школьников из разных регионов России от Благовещенска до Белгорода на неделю смогли стать студентами НИУ ВШЭ и погрузиться с головой в образовательный процесс.