2022/2023
Актуальные проблемы современной политики
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Акопов Сергей Владимирович,
Аникин Василий Александрович,
Бочарова Александра Павловна,
Вечерин Александр Викторович,
Гулевич Ольга Александровна,
Земцов Артем Олегович,
Ильина Ирина Николаевна,
Кабанов Юрий Андреевич,
Карпич Юлия Владимировна,
Макаренко Борис Игоревич,
Миронюк Михаил Григорьевич,
Пархоменко Сергей Анатольевич,
Фергюсон Йен Эндрю,
Чумакова Мария Алексеевна,
Юмагузин Валерий Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Актуальные проблемы современной политики» посвящена изучению вызовов, угроз и проблем, с которыми сталкиваются современные государства и общества в глобальном мире, а также тому, как государства и общества отвечают на них, формируя соответствующие политические курсы (policies). Будут рассмотрены вызовы технологического (цифровизация, автоматизация и др.), политического, социально-экономического характера (например, старение населения), загрязнения окружающей среды. Также будут рассмотрены процессы формирования современных элит в разных государствах мира и оценены причины и последствия «бунта против элит» в развитых странах (подъем популизма).
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной политики» студенты осваивают методы и научные подходы анализа и сравнения разнообразных институтов и процессов, определяющих сферу политики в разных государствах мира. Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков и знаний, необходимых для самостоятельного анализа и оценивания способов формирования политических курсов и др. Настоящая дисциплина позволяет приобрести новые знания, в том числе за счет ознакомления с классической и современной литературой по актуальным темам политики, и навыки анализа конкретных проблем, с которыми сталкиваются современные государства и общества
Планируемые результаты обучения
- Владеть: навыками использования знаний о политических процессах и процессах формирования политики в конкретных сферах для самостоятельного анализа явлений и процессов в сфере политики в России и за рубежом.
- Знать: теоретико-аналитические основы современных тематик и направлений политической науки; особенности и специфику влияния экономики на экономику (и наоборот), политики развития, образовательной и экологической политики, глобальных и внутригосударственных социально-политических вызовов, современных трендов цифровой политики, классические и современные проблемы политических режимов.
- Уметь: оценивать и анализировать тенденции и практики политических технологий; применять полученные знания в анализе реальных политических процессов (на государственном и глобальном/международном уровне); использовать как общие социальные методы, так и частные методы политической компаративистики и применять их в исследовательской и прикладной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Зачем людям политика? Люди, общества, институты, государства, технологии и окружающая среда: проблемы взаимодействия и как они формируют мир вокруг нас
- Политическая экономия развития
- Политика и управление. Реформирование государственного управления и службы. Коррупция и антикоррупционная политика.
- «Вся политика глобальна»: политика между государствами и не только государствами. Национальная и глобальная безопасность. Войны в сравнительной перспективе. Секьюритизация и милитаризация гражданской сферы.
- Как процессы в одном регионе могут изменить мир: Ближний Восток в мировой политике.
- Внутриполитические истоки внешней политики.
- Элиты и лидеры в политике.
- Феномен популизма и его влияние на партийные системы.
- Политические режимы. Демократические, недемократические и гибридные режимы. Демократия: проблема определения, способы измерения, современные механизмы.
- Режимные изменения: «волны» демократизации и авторитарные «откаты».
- Труд, старение населения и вызовы социальному государству.
- Образовательная политика.
- Окружающая среда и политика.
- Цифровой вызов и политика цифровой трансформации.
Элементы контроля
- Работа в аудитории
- Мини_Эссе1
- Research ProposalСтруктура Research Proposal: 1. Теоретическое обоснование / теоретическая рамка (краткая характеристика научного дискурса по теме, с концептуализацией основных идей, теорий и выявленных проблем); 2. Формулирование проблемы на основании проведенного теоретического анализа. 3. Иллюстрация ограничений исследовательского проекта, исходя из выбранной теоретической рамки. 4. Избрание конкретных тактик и техник по реализации заявленной проблемы/ применяемая релевантная методология к конкретной теме проекта. 5. Формулирование выводов по проекту и дискуссионных вопросов. 6. Презентация проекта должна отражать его структуру и содержательно раскрывать каждый этап проделанной работы студентом. Дополнительные материалы представляются совместно с основной презентацией.
- Мини_Эссе2
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.15 * Мини_Эссе2 + 0.3 * Работа в аудитории + 0.15 * Мини_Эссе1 + 0.4 * Research Proposal
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Acemoglu, D., Johnson, S., & Robinson, J. A. (2002). Reversal of Fortune: Geography and Institutions in the Making of the Modern World Income Distribution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED9DE22D
- Axelrod, R. (1986). An Evolutionary Approach to Norms. American Political Science Review, (04), 1095. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v80y1986i04p1095.1111.18
- Brighouse, H., Ladd, H. F., Loeb, S., & Swift, A. (2018). Educational Goods : Values, Evidence, and Decision-Making. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1595758
- Bueno de Mesquita, B., & Smith, A. (2011). The Dictator’s Handbook : Why Bad Behavior Is Almost Always Good Politics (Vol. 1st ed). New York: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591672
- Bulkeley, H. (2013). Cities and Climate Change. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=573559
- Buzan, B. (DE-588)114489084, (DE-576)160503620. (1998). Security : a new framework for analysis / Barry Buzan; Ole Wæver; Jaap de Wilde. Boulder, Colo. [u.a.]: Rienner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.067232396
- Daniel Treisman. (2011). Presidential Popularity in a Hybrid Regime: Russia under Yeltsin and Putin. American Journal of Political Science, (3), 590. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2010.00500.x
- Herrera, H., Reuben, E., & Ting, M. M. (2017). Turf wars. Journal of Public Economics, (C), 143. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.pubeco.v152y2017icp143.153
- J. Edgardo Campos, & Sanjay Pradhan. (2007). The Many Faces of Corruption : Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. The World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.wbk.wbpubs.6848
- Jho, W., & Song, K. J. (2015). Institutional and technological determinants of civil e-Participation: Solo or duet? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.60B1F70C
- North, D. C., & Weingast, B. R. (1989). Constitutions and Commitment: The Evolution of Institutions Governing Public Choice in Seventeenth-Century England. The Journal of Economic History, (04), 803. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.jechis.v49y1989i04p803.832.00
Рекомендуемая дополнительная литература
- Best, H., Higley, J., & Cotta, M. (2018). The Palgrave Handbook of Political Elites. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1357763
- Cooperation under the security dilemma /. (1977). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55F214A7
- Devine-Wright, P. (2011). Renewable Energy and the Public : From NIMBY to Participation. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480070
- International relations of the Middle East / Louise Fawcett. (2005). Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.108313514
- Keohane, R. O. (1998). International institutions: Can interdependence work? Foreign Policy, (110), 82. https://doi.org/10.2307/1149278
- Monshipouri, M. (2019). Middle East Politics : Changing Dynamics. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2143104
- Mutlu, C. E., & Salter, M. B. (2012). Research Methods in Critical Security Studies : An Introduction. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=563882
- The Oxford handbook of governance and limited statehood / edited by Thomas Risse, Tanja A. Börzel and Anke Draude. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.502246375
- Unver, H. A. (2017). Digital Challenges to Democracy: Politics of Automation, Attention, and Engagement. Journal of International Affairs, 71(1), 127–146. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=132571266