• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Актуальные проблемы современной политики

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы современной политики» посвящена изучению вызовов, угроз и проблем, с которыми сталкиваются современные государства и общества в глобальном мире, а также тому, как государства и общества отвечают на них, формируя соответствующие политические курсы (policies). Будут рассмотрены вызовы технологического (цифровизация, автоматизация и др.), политического, социально-экономического характера (например, старение населения), загрязнения окружающей среды. Также будут рассмотрены процессы формирования современных элит в разных государствах мира и оценены причины и последствия «бунта против элит» в развитых странах (подъем популизма).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной политики» студенты осваивают методы и научные подходы анализа и сравнения разнообразных институтов и процессов, определяющих сферу политики в разных государствах мира. Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков и знаний, необходимых для самостоятельного анализа и оценивания способов формирования политических курсов и др. Настоящая дисциплина позволяет приобрести новые знания, в том числе за счет ознакомления с классической и современной литературой по актуальным темам политики, и навыки анализа конкретных проблем, с которыми сталкиваются современные государства и общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть: навыками использования знаний о политических процессах и процессах формирования политики в конкретных сферах для самостоятельного анализа явлений и процессов в сфере политики в России и за рубежом.
  • Знать: теоретико-аналитические основы современных тематик и направлений политической науки; особенности и специфику влияния экономики на экономику (и наоборот), политики развития, образовательной и экологической политики, глобальных и внутригосударственных социально-политических вызовов, современных трендов цифровой политики, классические и современные проблемы политических режимов.
  • Уметь: оценивать и анализировать тенденции и практики политических технологий; применять полученные знания в анализе реальных политических процессов (на государственном и глобальном/международном уровне); использовать как общие социальные методы, так и частные методы политической компаративистики и применять их в исследовательской и прикладной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зачем людям политика? Люди, общества, институты, государства, технологии и окружающая среда: проблемы взаимодействия и как они формируют мир вокруг нас
  • Политическая экономия развития
  • Политика и управление. Реформирование государственного управления и службы. Коррупция и антикоррупционная политика.
  • «Вся политика глобальна»: политика между государствами и не только государствами. Национальная и глобальная безопасность. Войны в сравнительной перспективе. Секьюритизация и милитаризация гражданской сферы.
  • Как процессы в одном регионе могут изменить мир: Ближний Восток в мировой политике.
  • Внутриполитические истоки внешней политики.
  • Элиты и лидеры в политике.
  • Феномен популизма и его влияние на партийные системы.
  • Политические режимы. Демократические, недемократические и гибридные режимы. Демократия: проблема определения, способы измерения, современные механизмы.
  • Режимные изменения: «волны» демократизации и авторитарные «откаты».
  • Труд, старение населения и вызовы социальному государству.
  • Образовательная политика.
  • Окружающая среда и политика.
  • Цифровой вызов и политика цифровой трансформации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Мини_Эссе1
  • неблокирующий Research Proposal
    Структура Research Proposal: 1. Теоретическое обоснование / теоретическая рамка (краткая характеристика научного дискурса по теме, с концептуализацией основных идей, теорий и выявленных проблем); 2. Формулирование проблемы на основании проведенного теоретического анализа. 3. Иллюстрация ограничений исследовательского проекта, исходя из выбранной теоретической рамки. 4. Избрание конкретных тактик и техник по реализации заявленной проблемы/ применяемая релевантная методология к конкретной теме проекта. 5. Формулирование выводов по проекту и дискуссионных вопросов. 6. Презентация проекта должна отражать его структуру и содержательно раскрывать каждый этап проделанной работы студентом. Дополнительные материалы представляются совместно с основной презентацией.
  • неблокирующий Мини_Эссе2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.15 * Мини_Эссе2 + 0.3 * Работа в аудитории + 0.15 * Мини_Эссе1 + 0.4 * Research Proposal
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Acemoglu, D., Johnson, S., & Robinson, J. A. (2002). Reversal of Fortune: Geography and Institutions in the Making of the Modern World Income Distribution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED9DE22D
  • Axelrod, R. (1986). An Evolutionary Approach to Norms. American Political Science Review, (04), 1095. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v80y1986i04p1095.1111.18
  • Brighouse, H., Ladd, H. F., Loeb, S., & Swift, A. (2018). Educational Goods : Values, Evidence, and Decision-Making. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1595758
  • Bueno de Mesquita, B., & Smith, A. (2011). The Dictator’s Handbook : Why Bad Behavior Is Almost Always Good Politics (Vol. 1st ed). New York: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591672
  • Bulkeley, H. (2013). Cities and Climate Change. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=573559
  • Buzan, B. (DE-588)114489084, (DE-576)160503620. (1998). Security : a new framework for analysis / Barry Buzan; Ole Wæver; Jaap de Wilde. Boulder, Colo. [u.a.]: Rienner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.067232396
  • Daniel Treisman. (2011). Presidential Popularity in a Hybrid Regime: Russia under Yeltsin and Putin. American Journal of Political Science, (3), 590. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2010.00500.x
  • Herrera, H., Reuben, E., & Ting, M. M. (2017). Turf wars. Journal of Public Economics, (C), 143. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.pubeco.v152y2017icp143.153
  • J. Edgardo Campos, & Sanjay Pradhan. (2007). The Many Faces of Corruption : Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. The World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.wbk.wbpubs.6848
  • Jho, W., & Song, K. J. (2015). Institutional and technological determinants of civil e-Participation: Solo or duet? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.60B1F70C
  • North, D. C., & Weingast, B. R. (1989). Constitutions and Commitment: The Evolution of Institutions Governing Public Choice in Seventeenth-Century England. The Journal of Economic History, (04), 803. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.jechis.v49y1989i04p803.832.00

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Best, H., Higley, J., & Cotta, M. (2018). The Palgrave Handbook of Political Elites. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1357763
  • Cooperation under the security dilemma /. (1977). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55F214A7
  • Devine-Wright, P. (2011). Renewable Energy and the Public : From NIMBY to Participation. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480070
  • International relations of the Middle East / Louise Fawcett. (2005). Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.108313514
  • Keohane, R. O. (1998). International institutions: Can interdependence work? Foreign Policy, (110), 82. https://doi.org/10.2307/1149278
  • Monshipouri, M. (2019). Middle East Politics : Changing Dynamics. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2143104
  • Mutlu, C. E., & Salter, M. B. (2012). Research Methods in Critical Security Studies : An Introduction. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=563882
  • The Oxford handbook of governance and limited statehood / edited by Thomas Risse, Tanja A. Börzel and Anke Draude. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.502246375
  • Unver, H. A. (2017). Digital Challenges to Democracy: Politics of Automation, Attention, and Engagement. Journal of International Affairs, 71(1), 127–146. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=132571266

Авторы

  • Розенберг Дина Яновна
  • Маркес Второй Израэл Израэл
  • Карпич Юлия Владимировна
  • Миронюк Михаил Григорьевич
  • Гонтмахер Евгений Шлемович