Новикова Мария Александровна
- Научный сотрудник:Институт образования / Лаборатория профилактики асоциального поведения
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 8 лет.
Образование, учёные степени
- 2013Кандидат психологических наук
- 2009
Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, специальность «Психология»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2014-2015
Долгосрочная программа по семейной психотерапии в Центре системной семейной психотерапии
2011-2013
Кафедра Системной семейной психотерапии Института Практической Психологии и Психоанализа
Публикации13
- Статья Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов. // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. Т. 1 (в печати)
- Статья Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019 (в печати)
- Статья Реан А. А., Новикова М. А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 112-120. doi
- Статья Реан А. А., Коновалов И. А., Новикова М. А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 1. С. 75-88.
- Глава книги Новикова М. А. Современная семья: поиск возможностей в пространстве неопределенности // В кн.: Развитие ребенка в семье, серия: семья и дети в современном мире. Издательство "Социально-гуманитарное знание", 2017. С. 217-222.
- Глава книги Новикова М. А. Особенности саморегуляции поведения в связях с личностными свойствами "Большой пятерки" и психологической разумностью // В кн.: Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Международной научно-практической конференции (08-10 октября 2015 г.) Ч. III: Симпозиум "Личностные трансформации субъекта труда в условиях относительной неопределенности". М., Кисловодск : ООО Издательский Дом "ТЭСЭРА", 2015. С. 85-89.
- Статья Новикова М. А., Чигринова И. А. Связи ригидности, толерантности к неопределенности и уровней нравственного самосознания личности с академической успеваемостью студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 2. С. 73-83.
- Статья Новикова М. А., Корнилова Т. В. “Психологическая разумность” в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 95-110.
- Статья Новикова М. А. Новое в исследованиях «самооцениваемого интеллекта» и имплицитных теорий // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 1-9.
- Статья Новикова М. А., Корнилова Т. В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом и академической успеваемостью // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23
- Статья Новикова М. А. Гендерные особенности связи самооценки интеллекта, успеваемости и личностных свойств студентов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 3. С. 76-86.
- Статья Новикова М. А., Корнилова Т. В. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 25-35.
- Книга Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М. : Смысл, 2010.
Конференции
- 2017
Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире» (Санкт-Петербург). Доклад: Современная семья: поиск возможностепй в пространстве неопределенности
- Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, школы и общества (Санкт-Петербург). Доклад: Семейные ценности как базис подготовки в рамках Школы приемных родителей
Анамнез буллинга
Каковы семейные предпосылки школьной травли
Что может сделать учитель, чтобы противостоять школьной травле?
О том, что буллинг широко распространен в школах как в России, так и за рубежом, кажется, сегодня знают все сотрудники сферы образования, идет ли речь о столичных гимназиях или небольших поселковых школах, общей численностью учащихся меньше 100 человек.
В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства
В работе заседания на тему «Современная семья и проблемы семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы» приняли участие ученые-исследователи, практики психолого-педагогической деятельности и представители общественных организаций.
Эксперты обеспокоены «нестыковками» в коммуникации семьи и школы
Обсуждение роли семьи в благополучии современного ребенка стало центральной темой Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире», которая состоялась в РГПУ имени Герцена при поддержке ряда профильных объединений, ведомств и организаций, в том числе Института образования НИУ ВШЭ.
В Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»
С 16 по 18 мая в Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире». Руководителями конференции выступили председатель научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики, академик РАО, доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Артур Реан и заведующий кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи, доктор наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Валерий Ситников.В конференции приняли участие ведущие ученые, педагоги, психологи, медицинские и социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и учреждений культуры, родители, представители государственных структур и общественных организаций.
Круглый стол "Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт"
В рамках еженедельного семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» в прошедший вторник, 17-го апреля, был проведен круглый стол по теме «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт». На круглом столе выступили ведущие эксперты в сфере педагогики, детской психологии, теоретики и практики школьного образования.
Когда слово ученого как сигнал об опасности
Самые яркие цитаты спикеров семинара «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт».
«Пока мы говорим, что ненависть обусловлена инстинктами, человек не перестанет ненавидеть»
Самые яркие цитаты семинара «Школьная жестокость: уроки Перми и Улан-Удэ. Школа как фактор риска и профилактики асоциального поведения»
Безопасен ли тихий мальчик с последней парты: первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе» прошел в Институте образования
В минувшую среду прошел первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе». Организаторами семинара являются сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, партнеры семинара - МУ МВД, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГПУ им. Герцена, НМИЦПиН имени В.П. Сербского.
Всероссийская научно-практическая конференция «Семья и социум: социальные, психологические и правовые аспекты» прошла в Москве
Сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения выступили на Всероссийской научно-практической конференции «Семья и социум: социальные, психологические и правовые аспекты», которая прошла 16 ноября в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
Важность и возможности развития родительского просвещения обсудили в Москве
14 мая в Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» и Российской академии образования.