Новикова Мария Александровна
- Научный сотрудник: Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 11 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2014-2015
Долгосрочная программа по семейной психотерапии в Центре системной семейной психотерапии
2011-2013
Кафедра Системной семейной психотерапии Института Практической Психологии и Психоанализа
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Селиоти К. Вовлеченность в дополнительное образование как фактор благополучия и академической успешности школьников (aспирантура: 1-й год обучения)
- 2Азыркин П. Д. Вовлеченность в дополнительное образование как фактор снижения буллинга у подростков (aспирантура: 1-й год обучения)
- 3Матанцева Д. А. Социально-экономические и организационно-средовые характеристики школ как факторы риска вовлеченности учеников в буллинг (aспирантура: 1-й год обучения)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Практикум: Психодиагностика и основы психометрики (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
Конференции
- 2017
Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире» (Санкт-Петербург). Доклад: Современная семья: поиск возможностепй в пространстве неопределенности
Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, школы и общества (Санкт-Петербург). Доклад: Семейные ценности как базис подготовки в рамках Школы приемных родителей
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 8.0235-2022 | Произведение | Метаанализ факторов образовательной неуспешности и метаанализ исследований эффективности методов, программ и проектов профилактики, коррекции и преодоления неуспешности в образовании | Нисская Анастасия Константиновна, Керша Юлия Дмитриевна, Поливанова Катерина Николаевна, Новикова Мария Александровна, Новикова Мария Александровна, Косарецкий Сергей Геннадьевич, Бочавер Александра Алексеевна, Новикова Мария Александровна, Мельник Юлия Владимировна, Гошин Михаил Евгеньевич |
Опыт работы
1) Октябрь 2015 – по настоящее время
Центр системной семейной терапии
Должность: психолог-консультант
Проведение индивидуальных и семейных консультаций в рамках подхода системной семейной психотерапии
2) Декабрь 2013 – по настоящее время
Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН)
Должность: преподаватель
Ведение лекционного курса "Социальная психология" для студентов (магистров) факультета практической психологии МВШСЭН (32 ак. часа), руководство дипломными (магистерские диссертации) исследованиями.
3) Сентябрь 2013-февраль 2017
Московская служба психологической помощи населению
Должность: психолог 1й категории.
Руководство Школой приемных родителей в рамках отдела: написание и модификация программы обучения, вступительные и итоговые собеседования кандидатов в приемные родители, проведение занятий, поддержка и психологическое сопровождение семей на этапе адаптации после того, как ребенок принят в семью.
Психологическое консультирование клиентов службы по широкому спектру проблем (взаимоотношения в паре, детско-родительские отношения, посттравматическое стрессовое расстройство, переживание утраты и травмы, фобии, расстройства пищевого поведения и т.д.).
4) Октябрь 2012-сентябрь 2013
Психологическое консультирование on-line. Пример – сайт www.nosuicid.ru
5) Июнь 2010– июнь 2014
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Должность: сотрудник кафедры психологии образования и педагогики
Преподавание: ведение лекционных и семинарских занятий по курсам «Экспериментальная психология», «Психология риска и принятия решений», «Методология и история психологии»
Научная работа: проведение исследований, написание статей и участие в коллективной монографии в рамках тематики изучения интеллектуально-личностного потенциала человека (психологических свойств готовности с риску и принятия неопределенности, самооценки интеллекта, psychological mindedness и т.д.).
Психологическое консультирование студентов.
2007 год – прохождение практики в НЦПЗ (Отдел по изучению пограничной психической патологии и психосоматических расстройств) и в Психиатрической клинической больнице №12
2012-2103 год – работа в отделении психоневрологии РДКБ: психологическое сопровождение родителей детей, проходящих стационарное лечение.
6) Март 2010 – декабрь 2012
ECOLAB
Должность: маркетолог
Разработка и адаптация материалов поддержки продаж: каталоги продукции, брошюры, sales-sheets, инструкции по применению продуктов, гигиенические планы и т.д.;
Прогнозы и планирование продаж оборудования и моющих средств;
Организация участия в отраслевых мероприятиях: выставки, семинары, тренинги и т.д.;
Поддержание контактов с отраслевой прессой, написание статей, обзоров, организация экспертных интервью.
7) Июнь 2008 — Декабрь 2009
LMH Consulting
Должность: маркетинговый аналитик
разработка стратегий продвижения продуктов и услуг: анализ текущей ситуации в отрасли, конкурентного окружения (деловой активности и коммуникационной активности конкурентов), предложения по коммуникационному позиционированию для Клиента;
опыт разработки Sales Kit;
опыт разработки анкет и проведения анкетирования Клиентов в рамках работы над проектом
8) Август 2007 — Декабрь 2007
Romir Monitoring
Должность: ассистент отделов качественных и количественных исследований
подготовка материалов для проведения глубинных интервью и фокус - групп;
обработка результатов проведения глубинных интервью - формализация данных, подготовка их к использованию в итоговом отчете о проведении исследования;
обработка результатов количественных исследований - анализ статистических данных (работа в программе SPSS).
Информация*
- Общий стаж: 13 лет
- Научно-педагогический стаж: 11 лет
Не утоляет все печали: ученые выяснили, как дополнительное образование связано с субъективным благополучием школьников
Занятия спортом и творчеством после уроков хорошо влияют на здоровье и общение школьников, но не обязательно делают их более довольными жизнью в целом. Такие выводы представили эксперты в сборнике «Современная аналитика образования», который обобщает последние исследования о факторах благополучия учеников
Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского на Московском урбанистическом форуме
Гостиный двор стал одной из площадок для проведения профильных дней по вопросам образования на Московском урбанистическом форуме. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Новикова Мария и Елена Овакимян приняли участие в сессиях, где представили экспертное мнение по темам выстраивания коммуникации с современными детьми и формированию системы оценивания достижения образовательных результатов для повышения учебной мотивации учащихся.
Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского поможет школам Казани по-новому подойти к проектированию программ улучшения образовательных результатов
С 14 по 17 августа команда Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского провела семинары для управленческих команд 10 школ г. Казани. Главной темой семинаров стало проектирование работы на новый учебный год на основе работы с данными и применением управленческих и педагогических практик, имеющих доказанную эффективность.
Обзор круглого стола "Социальные сети и гражданское право" в журнале "Закон"
В юридическом журнале "Закон" опубликован обзор проведенного департаментом частного права НИУ ВШЭ круглого стола "Социальные сети и гражданское право" (номер 3 за 2023 год). Обзор содержит тезисы докладов ведущих российских цивилистов, принявших участие в круглом столе.
За стеной инструкций: учителя не знают, как реагировать на трудное поведение, поэтому «не замечают» или действуют формально
Сто лет назад Макаренко работал с малолетними преступниками — так тогда вполне официально, без лишней дипломатии, называли проблемных детей. Чуть позже в словаре педагогики появляется термин «трудные подростки», и, кажется, до сих пор не ясно, для кого они несут трудности. По итогам дискуссии на вторничном семинаре Инобра можно сделать вывод, что в первую очередь для взрослых: те специалисты школы, которые работают с проблемным контингентом, часто испытывают растерянность, страх отступить от инструкции и одиночество.
Мета-анализ исследований как инструмент поиска прикладных решений: кейс образовательной успешности школьников
Один из факторов, влияющих на социальное развитие страны в долгосрочной перспективе, — это эффективность системы образования на всех ее уровнях, начиная со школьного. Изучением этого направления в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» занимается команда исследователей Института образования НИУ ВШЭ. В 2022 году сотрудницы Центра общего и дополнительного образования имени Пинского Юлия Керша, Юлия Мельник и Мария Новикова использовали пока что редкий в российской практике инструмент — мета-анализ — для выявления наиболее перспективных мер, направленных на повышение образовательных результатов школьников.
Как эффективно подготовиться к учебе: специалисты ВШЭ провели онлайн-фестиваль для родителей школьников
Необычный формат работы опробовали исследователи Высшей школы экономики — онлайн-фестиваль «Детство и среда обучения», предназначенный для широкой публики. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в своих докладах подняли темы, которые волнуют многих родителей.
Доказательный подход к образованию на постсоветском пространстве: хватает ли данных?
Исследователи Вышки систематизировали опыт оценки образовательных интервенций на постсоветском пространстве с 1992 года до наших дней.
Неэффективная жестокость
В России все еще нет национальной программы по борьбе с травлей в школе. Среди экспертов идут дискуссии, какой она может быть. Сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ обратились к мировому опыту и представили обзор основных антибуллинговых программ. Исследование Дарьи Молчановой и Марии Новиковой опубликовано в серии «Современная аналитика образования».
Выступление сотрудников лаборатории профилактики асоциального поведения в «Этномире»
Юбилейная Х Всероссийская выставка-форум «Вместе ради детей» проходит в эти дни в Этномире, в самом большом этнографическом парке России в рамках Десятилетия детства. Масштабность мероприятия трудно переоценить: в нем принимают участие более 1000 профессионалов сферы поддержки семьи и детства из 85 субъектов федерации. Форум организован Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации в партнерстве с органами власти Калужской обрасти. Его главная цель - продвижениесоциальных инноваций в сфере семьи и детства, обеспечивающих достижение национальных целей и реализацию задач Десятилетия детства.
The Campaign Against Bullying
Bullying is a problem that has plagued school-age education worldwide. Methods that stakeholders harness to alleviate bullying often fail to produce an effect as significant and lasting as originally expected or sometimes even further aggravate the state of affairs. Arthur Rean and Maria Novikova, experts at the IOE Laboratory for the Study of Adolescent Deviance, believe that effective and sustainable remedies for bullying invariably imply a comprehensive approach that proposes an increased policy emphasis on programs to counter adolescent aggression alongside more systemic and focused efforts by schools to foster reciprocity and supportive psychological climate.
The Campaign Against Bullying
How to Effectively Reduce School Bullying
Поход против буллинга
Как эффективно бороться со школьной травлей
Stratification of Bullying
How stratification of society contributes to teenage aggression
Стратификация буллинга
Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию
Анамнез буллинга
Каковы семейные предпосылки школьной травли
Что может сделать учитель, чтобы противостоять школьной травле?
О том, что буллинг широко распространен в школах как в России, так и за рубежом, кажется, сегодня знают все сотрудники сферы образования, идет ли речь о столичных гимназиях или небольших поселковых школах, общей численностью учащихся меньше 100 человек.
В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства
В работе заседания на тему «Современная семья и проблемы семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы» приняли участие ученые-исследователи, практики психолого-педагогической деятельности и представители общественных организаций.
Эксперты обеспокоены «нестыковками» в коммуникации семьи и школы
Обсуждение роли семьи в благополучии современного ребенка стало центральной темой Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире», которая состоялась в РГПУ имени Герцена при поддержке ряда профильных объединений, ведомств и организаций, в том числе Института образования НИУ ВШЭ.
В Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»
С 16 по 18 мая в Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире». Руководителями конференции выступили председатель научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики, академик РАО, доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Артур Реан и заведующий кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи, доктор наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Валерий Ситников.В конференции приняли участие ведущие ученые, педагоги, психологи, медицинские и социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и учреждений культуры, родители, представители государственных структур и общественных организаций.
Круглый стол "Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт"
В рамках еженедельного семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» в прошедший вторник, 17-го апреля, был проведен круглый стол по теме «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт». На круглом столе выступили ведущие эксперты в сфере педагогики, детской психологии, теоретики и практики школьного образования.
Когда слово ученого как сигнал об опасности
Самые яркие цитаты спикеров семинара «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт».
«Пока мы говорим, что ненависть обусловлена инстинктами, человек не перестанет ненавидеть»
Самые яркие цитаты семинара «Школьная жестокость: уроки Перми и Улан-Удэ. Школа как фактор риска и профилактики асоциального поведения»
Безопасен ли тихий мальчик с последней парты: первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе» прошел в Институте образования
В минувшую среду прошел первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе». Организаторами семинара являются сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, партнеры семинара - МУ МВД, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГПУ им. Герцена, НМИЦПиН имени В.П. Сербского.
Всероссийская научно-практическая конференция «Семья и социум: социальные, психологические и правовые аспекты» прошла в Москве
Сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения выступили на Всероссийской научно-практической конференции «Семья и социум: социальные, психологические и правовые аспекты», которая прошла 16 ноября в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
Важность и возможности развития родительского просвещения обсудили в Москве
14 мая в Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» и Российской академии образования.