Кургинян Сергей Сергеевич
- Заместитель руководителя департамента, Доцент:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
Образование, учёные степени
- 2013Кандидат психологических наук: Институт психологии РАН, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Психическая организация личности как ресурс поддержания отношения к себе
- 2009
Магистратура: Ноттингемский университет, специальность «психология»
- 2009
Магистратура: University of Nottingham, факультет: The Centre for the Study of Human Relations (CSHR), специальность «MA in Human Relations»
- 2008Кандидат педагогических наук: Московский педагогический государственный университет, специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации: Психолого-педагогическое содействие формированию у подростков адекватного отношения к себе
- 2006
Специалитет: Московский педагогический государственный университет, факультет: Педагогики и психологии, специальность «Практическая психология»
- 2005
Специалитет: Армавирский государственный педагогический университет, специальность «Иностранный язык»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
«Углублённые методы математического анализа данных психологических исследований» (Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики», 2014)
«Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры» (ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», 2014)
«Программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»» (ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», 2015)
Достижения и поощрения
- Медаль им. Г.И. Челпанова (II степени) "За вклад в развитие психологической науки". (июнь 2016)
- Стипендия Президента Российской Федерации для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2007/2008 учебном году (май 2007)
- Персональная надбавка ректора (2014-2015)
Надбавка за академическую работу (2018-2019, 2017-2018, 2016-2017)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2019-2020)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Бадьина Д. А. «Роль перфекционизма и мотивации достижения в предсказании академической успеваемости студентов». Факультет социальных наук, 2019
Голубева А. Е. «Роль личностных особенностей женщин в представлении о собственной сексуальности». Факультет социальных наук, 2016
Гаврилец О. Д. «Представления личности о себе с различными типами самонесоответствий». Факультет социальных наук, 2016
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Изучение единичных случаев в психологическом исследовании (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Психологический практикум: Изучение единичных случаев в психологическом исследовании (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Психология деятельности и способностей (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Изучение единичных случаев в психологическом исследовании (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психология деятельности и способностей (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Профориентационный семинар "Введение в психологию" (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психология деятельности и способностей (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
- Профориентационный семинар "Введение в психологию" (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
Гранты
Нейрофизиологические корреляты процесса продуцирования предметных мыслей (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2018)
Способность к продуцированию мысли в континууме ментального развитии человека (Российский гуманитарный научный фонд, Номер проекта 17-06-00917, 2017-2019)
Нейродинамика процесса порождения предметных мыслей (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2017)
Дифференциальная диагностика субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2016)
Эволюция мысли (Российский гуманитарный научный фонд, Номер проекта 15-06-10538, 2015)
Личностная детерминация процесса порождения мысли (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2015)
Разработка стандартизированного теста рефлексии деятельности (Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2014)
«Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов» (Федеральная целевая программа развития образования, ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) МАГИСТРАТУРА, 2014)
Изучение субъектности и её проявления в ментальном развитии человека
(Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2013)
Изучение роли рефлексии в процессе развития способностей
(Исследовательские проекты НИУ ВШЭ, 2012)
Разработка информационных ресурсов социальной сети для научной психологической школы (на примере научной школы С.Л. Рубинштейна) (Российский гуманитарный научный фонд, Номер проекта 12-06-12060, 2012)
«Совершенствование и апробация моделей внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования (СПО, ВПО, ДПО образовательных учреждений педагогического профиля)» (проект выполнен в рамках Федеральной целевой программы развития образования, 2011-2012)
Конференции
- 2015
V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Природа приобретенных страхов и порог эмоционального контроля в неравновесных психических состояниях
- 2012
4-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием "Психология индивидуальности" (Москва). Доклад: Эмпирическая модель изучения единичного случая адекватного отношения к себе
Всероссийская научная, юбилейная конференция, посвященная 40-летию ИП РАНа и 85-летию Б.Ф. Ломова «Психология в системе комплексного человекознания: история, современное состояние и перспективы развития» (Москва). Доклад: Личность и ее отношение к себе как субъекту отношения
- 2010
III Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности" (Москва). Доклад: Принцип субъекта в исследовании отношения личности к себе как субъекту индивидуального уровня бытия человека
Книги1
Статьи и главы в книгах18
- Статья Кургинян С. С., Шадриков В. Д. Продуктивность порождения мыслей: роль умственных операций в развертывании мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 84-98.
- Статья Kurginyan S. S., Osavolyuk E. Psychometric Properties of a Russian Version of the Cognitive Flexibility Inventory (CFI-R) // Frontiers in Psychology. 2018 doi
- Статья Осаволюк Е. Ю., Кургинян С. С. Когнитивная флексибильность личности: теория, измерение, практика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 128-144. doi
- Статья Кургинян С. С., Осаволюк Е. Ю. Опросник когнитивной флексибильности (CFI): адаптация на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 105-119. doi
- Статья Shadrikov V., Kurginyan S. S. Propositions toward the development of a psychological theory of thought // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 211-224. doi
- Статья Shadrikov V., Kurginyan S. S., Martynova O. Psychological studies of thought: thoughts about a concept of thought // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 3. P. 558-575.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Продуктивность порождения мысли у лиц с разным уровнем интеллектуального развития // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 114-130.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 106-126.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Парциальность рефлексии деятельности // Акмеология. 2015. Т. 64. № 2. С. 68-83.
- Глава книги Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Рефлексия субъекта в структуре деятельности // В кн.: Современные исследования интеллекта и творчества / Под общ. ред.: А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная. М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 280-300.
- Статья Kurginyan S. S. The reflective practice of helping a person to maintain adequate self-relation // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2013. Vol. 2. No. 1. P. 747-756.
- Статья Кургинян С. С. Апробация Опросника самостей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 122-137.
- Статья Кургинян С. С. Вклад интрапсихических характеристик отношения личности к себе в ее психическую организацию // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 83-97.
- Статья Кургинян С. С. Процессуальные характеристики развития адекватного отношения личности к себе // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. Т. 70. № 2. С. 105-119.
- Статья Кургинян С. С. Адекватное отношение личности к себе: теория и методология качественного исследования // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. Т. 68. № 4. С. 76-87.
- Глава книги Кургинян С. С. О книге Томаса Пейна "С.Л. Рубинштейн и философские основания советской психологии" // В кн.: Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Сост.: С. В. Тихомирова; отв. ред.: К. А. Абульханова. М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 409-414.
- Глава книги Кургинян С. С. С.Л. Рубинштейн и философские основания советской психологии // В кн.: Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Сост.: С. В. Тихомирова; отв. ред.: К. А. Абульханова. М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 415-430.
- Статья Кургинян С. С. Проблема отношения личности к себе в психологии (от философско-психологических представлений к научной теории) // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. Т. 64. № 4. С. 41-53.
Под редакцией1
Переводы1
Научный руководитель диссертационных исследований
Опыт работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Орлёнок», 2003 г., 2007 г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», факультет педагогики и психологии, 2006-2008 гг.
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», факультет психологии, 2010-2015 гг.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», факультет дистанционного обучения, 2010-2016 гг.
Открытие Школы юного психолога-2019
В прошедшую субботу 26.10.19 в Департаменте психологии состоялось торжественное открытие Школы юного психолога-2019 (ШЮП-2019), которое посетило рекордное количество школьников и их родителей.