Бакалавриат
2022/2023




Психологический практикум: Психодиагностика и основы психометрики
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ангельгардт Антон Николаевич,
Воеводина Елена Юрьевна,
Золотарева Алена Анатольевна,
Козлов Дмитрий Дмитриевич,
Кургинян Сергей Сергеевич,
Марчук Лариса Андреевна,
Хегай Анна Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Психологический практикум: психодиагностика и основы психометрики» представляет собой один из базовых курсов для студентов, осваивающих теоретические и практические аспекты профессиональной деятельности психолога. Данная
дисциплина знакомит студентов с историей и современным состоянием психодиагностики, включая методологию психологических измерений. Ее изучение направлено на формирование компетенции в области разработки, адаптации и анализа измерительных инструментов применительно к свойствам и качествам личности, ее достижениям и др., а также в области комплексной оценки актуального психического состояния индивида с целью выявления и прогноза его дальнейшего развития. Практикум предполагает глубокое освоение таких прикладных вопросов, как, во-первых, логика разработки и адаптации психодиагностического инструмента, оценка его качества и надежности, а также анализ факторов, которые влияют на его результаты; во-вторых, использование измерительного инструмента с учетом соблюдения этических стандартов психодиагностики, а также установления контакта в ситуациях психодиагностического исследования и обследования.; и в-третьих, подготовка и написание психодиагностического заключения.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с основными представлениями об истории и современном состоянии психодиагностики, основных этапах ее развития и последних достижения.
- Развитие умений конструировать и адаптировать психодиагностический инструмент, оценивать его психометрические свойства и проводить стандартизацию.
- Формирование навыков психодиагностического обследования и психодиагностического исследования, постановки психологического диагноза и написания психодиагностического заключения.
Планируемые результаты обучения
- Иллюстрирует навыки в конструировании и адаптации психодиагностического инструмента, оценке его психометрических свойств, и осуществление стандартизации.
- Различает особенности и условия проведения психодиагностического обследования и психодиагностического исследования.
- Взвешивает доступные диагностические данные для постановки психологического диагноза и написания психодиагностического заключения.
- Иллюстрирует знание истории и современного состояния психодиагностики, ее основных этапов развития и последних достижений в области практического применения.
Элементы контроля
- Практическое задание "Разработка и кросс-культурная адаптация тестов"Практическое задание направлено на оценку освоения студентом умений и навыков, связанных с разработкой и кросс-культурной адаптацией тестов. Задание выполняется в индивидуальном порядке. В процессе работы над ним студенту предлагается разработать либо авторский психодиагностический инструмент, либо выбрать психодиагностический инструмент на иностранном языке и оценить его психометрические свойства на пилотажной выборке исследования. При этом следует учесть, что численность выборки в данном случае будет зависеть от специфики выбранного теста, однако она не должна быть менее 20 респондентов. По результатам выполненного задания студент готовит презентацию и представляет результаты психометрических испытаний теста посредством устного доклада на одном из практических занятии. Файл с выполненным заданием предварительно направляется преподавателю в отчетный период через систему SmartLMS. Оценка практического задания осуществляется по его письменным материалам (презентация, формат PPTX) и их устному обсуждению на практическом занятии (практикуме). Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя по 10-бальной шкале (см. файл "Оценочный лист ПЗ "Разработка и кросс-культурная адаптация тестов"). Итоговый балл за практическое задание в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
- Практическое задание "Психодиагностическое обследование и заключение"Практическое задание направлено на оценку освоения студентом умений и навыков, связанных с проведением психодиагностического обследования и по его результатам оформления диагностического заключения. Задание выполняется в индивидуальном порядке. В ходе выполнения данной практической работы студенту предлагается провести обследование, используя при этом не менее трех психодиагностических инструментов, и написать заключение. По результатам своей работы студент готовит письменный отчет и сдает его в сроки, которые будут озвучены преподавателем дисциплины. Файл с выполненным заданием направляется преподавателю в отчетный период через систему SmartLMS. Оценка практической работы осуществляется по ее письменным материалам (письменный отчет) с учетом критериев, предусмотренных к данному заданию (подробно см. файл "Оценочный лист ПЗ "Психодиагностическое обследование и заключение"). Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя по 10-бальной шкале. Итоговый балл за практическое задание в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
- Аудиторная работа 1АКТИВНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ - это аудиторная работа, организованная в форме работы и обсуждения практических заданий и вопросов, предлагаемых в рамках конкретного занятия (практикума). Данная форма контроля оценивается преподавателем с учетом всех критериев оценивания активности на практических занятиях. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
- Аудиторная работа 2АКТИВНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ - это аудиторная работа, организованная в форме работы и обсуждения практических заданий и вопросов, предлагаемых в рамках конкретного занятия (практикума). Данная форма контроля оценивается преподавателем с учетом всех критериев оценивания активности на практических занятиях. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
- Самостоятельная работаСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - это внеаудиторнаая работа, предполагающая изучение литературы по разделам дисциплины. Ее целью является контроль знаний материала учебной дисциплины, отведенного на самостоятельное изучение (технология разработки, валидизации, стандартизации и кросс-культурной адаптации тестов, этапов психодиагностического обследования и психодиагностического исследования, проблемах социальной желательности и этических стандартах психодиагностики и др.). Оценивание самостоятельной работы осуществляется в форме теста с ограничением по времени, содержание заданий которого касается вопросов самостоятельной работы с научными текстам (статьи, главы монографии и др.). Оценка за данный вид работы выставляется по 10-балльной шкале как средневзвешенный балл без округдения.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Практическое задание "Разработка и кросс-культурная адаптация тестов" + 0.2 * Практическое задание "Психодиагностическое обследование и заключение" + 0.2 * Аудиторная работа 2 + 0.2 * Аудиторная работа 1 + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды : сборник научных трудов / К.М. Гуревич. — Санк-Петербург : Питер, 2008. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-91180-765-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055254 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055254
- Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования, учебное пособие для студ. ун-тов, обуч. по спец. "Психология", под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, 304 с., , 1987
- Практическая психодиагностика : методики и тесты: учеб. пособие, , 2002
- Практическая психодиагностика : методики и тесты: учеб. пособие, , 2006
- Психодиагностика : Учеб. пособие для вузов, Романова Е.С., 2008
- Психодиагностика : учеб. пособие для вузов, Романова, Е. С., 2008
- Психодиагностика : учебник для вузов, Бурлачук, Л. Ф., 2006
- Психодиагностика, Бурлачук, Л. Ф., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Общая психодиагностика, Бодалев, А. А., 2006