• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Психологический практикум: Психодиагностика и основы психометрики

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Психологический практикум: психодиагностика и основы психометрики» представляет собой один из базовых курсов для студентов, осваивающих теоретические и практические аспекты профессиональной деятельности психолога. Данная дисциплина знакомит студентов с историей и современным состоянием психодиагностики, включая методологию психологических измерений. Ее изучение направлено на формирование компетенции в области разработки, адаптации и анализа измерительных инструментов применительно к свойствам и качествам личности, ее достижениям и др., а также в области комплексной оценки актуального психического состояния индивида с целью выявления и прогноза его дальнейшего развития. Практикум предполагает глубокое освоение таких прикладных вопросов, как, во-первых, логика разработки и адаптации психодиагностического инструмента, оценка его качества и надежности, а также анализ факторов, которые влияют на его результаты; во-вторых, использование измерительного инструмента с учетом соблюдения этических стандартов психодиагностики, а также установления контакта в ситуациях психодиагностического исследования и обследования.; и в-третьих, подготовка и написание психодиагностического заключения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными представлениями об истории и современном состоянии психодиагностики, основных этапах ее развития и последних достижения.
  • Развитие умений конструировать и адаптировать психодиагностический инструмент, оценивать его психометрические свойства и проводить стандартизацию.
  • Формирование навыков психодиагностического обследования и психодиагностического исследования, постановки психологического диагноза и написания психодиагностического заключения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иллюстрирует навыки в конструировании и адаптации психодиагностического инструмента, оценке его психометрических свойств, и осуществление стандартизации.
  • Различает особенности и условия проведения психодиагностического обследования и психодиагностического исследования.
  • Взвешивает доступные диагностические данные для постановки психологического диагноза и написания психодиагностического заключения.
  • Иллюстрирует знание истории и современного состояния психодиагностики, ее основных этапов развития и последних достижений в области практического применения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы психометрики
  • Психодиагностика
  • Практическая психодиагностика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание "Разработка и кросс-культурная адаптация тестов"
    Практическое задание направлено на оценку освоения студентом умений и навыков, связанных с разработкой и кросс-культурной адаптацией тестов. Задание выполняется в индивидуальном порядке. В процессе работы над ним студенту предлагается разработать либо авторский психодиагностический инструмент, либо выбрать психодиагностический инструмент на иностранном языке и оценить его психометрические свойства на пилотажной выборке исследования. При этом следует учесть, что численность выборки в данном случае будет зависеть от специфики выбранного теста, однако она не должна быть менее 20 респондентов. По результатам выполненного задания студент готовит презентацию и представляет результаты психометрических испытаний теста посредством устного доклада на одном из практических занятии. Файл с выполненным заданием предварительно направляется преподавателю в отчетный период через систему SmartLMS. Оценка практического задания осуществляется по его письменным материалам (презентация, формат PPTX) и их устному обсуждению на практическом занятии (практикуме). Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя по 10-бальной шкале (см. файл "Оценочный лист ПЗ "Разработка и кросс-культурная адаптация тестов"). Итоговый балл за практическое задание в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
  • неблокирующий Практическое задание "Психодиагностическое обследование и заключение"
    Практическое задание направлено на оценку освоения студентом умений и навыков, связанных с проведением психодиагностического обследования и по его результатам оформления диагностического заключения. Задание выполняется в индивидуальном порядке. В ходе выполнения данной практической работы студенту предлагается провести обследование, используя при этом не менее трех психодиагностических инструментов, и написать заключение. По результатам своей работы студент готовит письменный отчет и сдает его в сроки, которые будут озвучены преподавателем дисциплины. Файл с выполненным заданием направляется преподавателю в отчетный период через систему SmartLMS. Оценка практической работы осуществляется по ее письменным материалам (письменный отчет) с учетом критериев, предусмотренных к данному заданию (подробно см. файл "Оценочный лист ПЗ "Психодиагностическое обследование и заключение"). Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя по 10-бальной шкале. Итоговый балл за практическое задание в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
  • неблокирующий Аудиторная работа 1
    АКТИВНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ - это аудиторная работа, организованная в форме работы и обсуждения практических заданий и вопросов, предлагаемых в рамках конкретного занятия (практикума). Данная форма контроля оценивается преподавателем с учетом всех критериев оценивания активности на практических занятиях. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
  • неблокирующий Аудиторная работа 2
    АКТИВНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ - это аудиторная работа, организованная в форме работы и обсуждения практических заданий и вопросов, предлагаемых в рамках конкретного занятия (практикума). Данная форма контроля оценивается преподавателем с учетом всех критериев оценивания активности на практических занятиях. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - это внеаудиторнаая работа, предполагающая изучение литературы по разделам дисциплины. Ее целью является контроль знаний материала учебной дисциплины, отведенного на самостоятельное изучение (технология разработки, валидизации, стандартизации и кросс-культурной адаптации тестов, этапов психодиагностического обследования и психодиагностического исследования, проблемах социальной желательности и этических стандартах психодиагностики и др.). Оценивание самостоятельной работы осуществляется в форме теста с ограничением по времени, содержание заданий которого касается вопросов самостоятельной работы с научными текстам (статьи, главы монографии и др.). Оценка за данный вид работы выставляется по 10-балльной шкале как средневзвешенный балл без округдения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Практическое задание "Разработка и кросс-культурная адаптация тестов" + 0.2 * Практическое задание "Психодиагностическое обследование и заключение" + 0.2 * Аудиторная работа 2 + 0.2 * Аудиторная работа 1 + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды : сборник научных трудов / К.М. Гуревич. — Санк-Петербург : Питер, 2008. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-91180-765-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055254 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055254
  • Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования, учебное пособие для студ. ун-тов, обуч. по спец. "Психология", под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, 304 с., , 1987
  • Практическая психодиагностика : методики и тесты: учеб. пособие, , 2002
  • Практическая психодиагностика : методики и тесты: учеб. пособие, , 2006
  • Психодиагностика : Учеб. пособие для вузов, Романова Е.С., 2008
  • Психодиагностика : учеб. пособие для вузов, Романова, Е. С., 2008
  • Психодиагностика : учебник для вузов, Бурлачук, Л. Ф., 2006
  • Психодиагностика, Бурлачук, Л. Ф., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая психодиагностика, Бодалев, А. А., 2006