• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Изучение единичных случаев в психологическом исследовании

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Изучение единичных случаев в психологическом исследовании» относится к циклу программ дисциплин по выбору. Данная программа предназначена для студентов бакалавриата, интересующихся методологией качественного исследования в консультативной психологической практике. Ее содержание ориентировано на знакомство с методологией качественного исследования, основанного на изучении частных случаев (case study reseach). Для освоения дисциплины студент должен знать основы психологии в объеме, предусмотренном содержанием учебной дисциплины «Качественные методы исследования в психологии», «Беседа» и «Наблюдение». В результате освоения настоящей учебной программы студент освоит базовые методологические основы исследований методом анализа частных случаев, а также получит необходимые знания для планирования дизайна психологического исследования методом анализа единичного случая и его реализации в консультативной практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологией качественного исследования частных случаев (case study) и технологией организации психологического исследования методом единичного случая.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способен осуществить выбор плана исследования, ориентированного на изучение частных случаев
  • имеет представление о методологии качественного исследования частных случаев
  • способен разработать концептуальную модель изучения частных случаев и организовать ее апробацию в психологическом исследовании
  • владеет навыками сбора качественных данных и выбора приемлемых методов их обработки при анализе единичного/множественного случая
  • имеет представление об основных требованиях, предъявляемых к презентации выводов из анализа случая
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в методологию изучения частных случаев (case study)
    Предпосылки возникновения метода изучения единичного случая (case study method) и одноименного подхода к изучению частных случаев (case study approach). Классические примеры идиографического и номотетического исследования с единичным объектом анализа. Типология случаев и их характеристика. Планы исследования, ориентированные на изучение единичного случая (single case study research) и множественного случая (multiple case study research).
  • Планирование и проведение исследования частных случаев
    Формулирование целей и исследовательских вопросов. Принципы исследования, роль исследователя и качество собираемых данных. Методологическая триангуляция. Методы выбора случаев для их анализа. Концептуальная основа и разработка концептуальной модели единичного/множественного случая. Сбор данных. Интервьюирование и наблюдение при анализе частных случаев. Транскрибирование и кодирование данных. Виды анализа данных: тематический (категориальный) анализ, анализ соответствия паттернов (pattern-matching analysis) и анализ временных серий. Выводы по результатам анализа случая. Структура протокола случая: разделы и их функциональная значимость. Способы описания случая в протоколе исследования. Оценка качества описания протокола.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка по аудиторной работе студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 11 семинарских занятий, аудиторная работа отмечена на всех 11-и, то итоговая оценка равна 10 баллам, если аудиторная работа отмечена только на 10-и семинарских занятиях, то оценка равна 9.1 балла и т.д. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Практическое задание
    Задания и упражнения, выполненные в письменной форме сдаются в конце практического занятия преподавателю. Оценка практического задания осуществляется по его письменным материалам и их устному обсуждению на семинаре. Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка за практические занятия студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% практических занятий, на которых предусмотрена оценка практической работы студента, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 3 занятий, практическая работа отмечена на всех 3-х, то итоговая оценка равна 10 баллам, если практическая работа отмечена только на 2-х занятиях, то оценка равна 6.7 балла и, наконец, если практическая работа отмечена только на 1-м занятии, то оценка равна 3.3 балла. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Активность на занятиях + 0.5 * Домашнее задание + 0.25 * Практическое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Case study research : what, why and how?, Swanborn, P. G., 2010
  • Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
  • Qualitative psychology : a practical guide to research methods, , 2008
  • Qualitative research through case studies, Travers, M., 2001
  • Seawright, J., & Gerring, J. (2008). Case Selection Techniques in Case Study Research: A Menu of Qualitative and Quantitative Options. Political Research Quarterly, 61(2), 294–308. https://doi.org/10.1177/1065912907313077
  • The art of case study research, Stake, R. E., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Case study method : key issues, key texts, , 2009
  • Case study research : principles and practices, Gerring, J., 2007
  • Designing case studies : explanatory approaches in small-n research, Blatter, J., 2012
  • Doing your qualitative psychology project, , 2012
  • John Gerring. (2004). What is a case study and what is it good for. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4391DAED
  • Levy, J. S. (2008). Case Studies: Types, Designs, and Logics of Inference. Conflict Management & Peace Science, 25(1), 1–18. https://doi.org/10.1080/07388940701860318
  • Single-case research methods for the behavioral and health sciences, Morgan, D. L., 2009
  • Woodside, A. G. (2010). Case Study Research : Theory, Methods and Practice (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329086
  • Yin, R. K. . (DE-588)136005616, (DE-576)163641544. (2014). Case study research : design and methods / Robert K. Yin. Los Angeles, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.380931494