• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Дизайн исследований и основы количественного анализа данных в психологии

Статус: Курс обязательный (Прикладная социальная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Прикладная социальная психология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – помочь студентам глубже понять как качественные, так и количественные методы исследования и стать опытными в их использовании. В рамках курса студенты познакомятся с ключевыми принципами и практикой социальных исследований. В курсе будут обсуждаться различные качественные и количественные методы исследования и то, как их можно использовать в исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с основными шагами планирования исследовательского проекта в психологии и дизайнами исследований
  • Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов
  • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
  • Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
  • Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
  • Знает методы работы с пропущенными данными, знает и умеет применять описательные статистики и основные статистические критерии.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Выборка в психологическом исследовании
  • Планы исследований 1: экспериментальные дизайны
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и неэкспериментальные (корреляционные, лонгитюдные) дизайны
  • Источники психологических данных и стратегии построения выборки
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Анализ количественных данных: Процедура статистического вывода
  • Анализ количественных данных: Описательные статистики и предобработтка данных
  • Анализ количественных данных: Дисперсионный анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ статьи
  • неблокирующий Анализ данных
    Групповой проект
  • неблокирующий Квизы
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.1 * Активность + 0.3 * Анализ данных + 0.35 * Анализ статьи + 0.25 * Квизы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2014). Using Multivariate Statistics: Pearson New International Edition (Vol. 6th ed). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418064
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Исследование в психологии : методы и планирование, Гудвин, Дж., 2004
  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для академического бакалавриата / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3015-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425218 (дата обращения: 28.08.2023).