• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Качественные и количественные методы исследований в психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание курса направлено на обзор основных этапов, необходимых для проведения психологического исследования, а также на то, чтобы предоставить учащимся знания и навыки, необходимые для планирования и проведения собственных исследовательских проектов, подготовки квалификационных работ, прежде всего, магистерских диссертаций. Этот курс является важным шагом в рамках комплексной исследовательской подготовки, предоставляемой ансамблем курсов, предлагаемых программой обучения. В рамках курса дается информация о разных типах методов психологического исследования, как в их теоретическом аспекте, так и на уровне их практического применения. Курс дает возможность студенту, не имеющему серьезной математической подготовки, овладеть базовыми умениями применения статистических методов в исследованиях. Значительное внимание уделяется особенностям формирования выборки и анализа данных как количественных, так и качественных исследований. Рассматриваются уровни анализа, основные теоретические подходы и практические приемы качественного анализа данных разных типов. Представлены основные правила подготовки отчета и презентации результатов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии.
  • Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов.
  • Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов.
  • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Наличие знаний о методе измерения, подходах к измерению разных классов психологических феноменов, понимание проблемы валидности и надежности измерения
  • Наличие знаний о предмете психологии, развитии представлений о нем, основных научных парадигм; наличие знаний и умений по применению этических принципов психологических исследований
  • Наличие знаний о разных видах психологических источников, их возможностях и ограничениях, условиях их использования
  • Наличие знаний о статистических методах; наличие знаний и умений по применению количественных методов в психологических исследованиях
  • Наличие знаний о сути и применении качественных методах в психологических исследованиях, их возможностях и ограничениях
  • Наличие знаний об основных количественных методах психологии
  • Наличие знаний об основных этапах и компонентах научного исследования в психологии
  • Наличие знаний об основных этапах и компонентах экспериментального метода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное исследование в психологии. Этические аспекты психологических исследований.
  • Постановка проблемы исследования.
  • Источники психологических данных.
  • Проблемы измерения в психологии.
  • Планы исследований 1: экспериментальные планы.
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы.
  • Анализ количественных данных
  • Качественные методы сбора и анализа данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчетность за прохождение онлайн-курса "Основы статистики" (https://stepik.org/course/76/syllabus)
    Сдача контроля производится в команде дисциплины в MS Teams. Студенты загружают pdf-файл с сертификатом (сертификат выдается при сумме баллов 85 и более) или pdf-файл страницы браузера, на которой будет видны имя студента на платформе и его прогресс по прохождению курса (пример см. в приложенном файле). Если студент не получил сертификат, преподаватель может запросить пройти процедуру верификации загруженных результатов.
  • неблокирующий Домашнее задание "Критический анализ количественного исследования"
    Задание выполняется в группах 4-5 человек. Группа выбирает научную психологическую публикацию, представляющую результаты количественного исследования. Анализ проводится по заданной преподавателем схеме и состоит из письменных ответов на 2 технических и 10 содержательных вопросов. Задание сдается на платформе MS Teams одним из участников группы в виде pdf-файла, содержащего фамилии всех участников группы, выполнявших домашнее задание, и письменные ответы на сформулированные в схеме анализа вопросы. На семинарских занятиях проводится предварительное обсуждение критического анализа с участием всех студентов семинарской группы.
  • неблокирующий Домашнее задание "План эмпирического исследования"
    Задание выполняется индивидуально. Студент готовит план эмпирического исследования, которое будет выполнять в рамках курсовой работы или магистерской диссертации. План исследования описывается по заданной преподавателем схеме и состоит из письменных ответов на 10 содержательных вопросов. Задание сдается на платформе MS Teams в виде pdf-файла, содержащего фамилию студента и письменные ответы на сформулированные вопросы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.35 * Домашнее задание "Критический анализ количественного исследования" + 0.35 * Домашнее задание "План эмпирического исследования" + 0.3 * Отчетность за прохождение онлайн-курса "Основы статистики" (https://stepik.org/course/76/syllabus)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для вузов, Загвязинский, В. И., 2015
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
  • Психологические измерения : теория, методы : учеб. пособие для вузов, Гусев, А. Н., 2011
  • Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин, В. Н., 2001
  • Экспериментальная психология : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2013
  • Экспериментальная психология. Практикум : учеб. пособие для вузов, Богданова, Т. Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Measurement and evaluation in psychology and education, Thorndike, R. M., 2014
  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Методы математической обработки в психологии, Сидоренко, Е. В., 2002
  • Экспериментальная психология : практ. курс, Солсо, Р. Л., 2003