• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Качественные и количественные методы исследований в психологии

Статус: Курс обязательный (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание курса направлено на обзор основных этапов, необходимых для проведения психологического исследования, а также на то, чтобы предоставить учащимся знания и навыки, необходимые для планирования и проведения собственных исследовательских проектов, подготовки квалификационных работ, прежде всего, магистерских диссертаций. Этот курс является важным шагом в рамках комплексной исследовательской подготовки, предоставляемой ансамблем курсов, предлагаемых программой обучения. В рамках курса дается информация о разных типах методов психологического исследования, как в их теоретическом аспекте, так и на уровне их практического применения. Курс дает возможность студенту, не имеющему серьезной математической подготовки, овладеть базовыми умениями применения статистических методов в исследованиях. Значительное внимание уделяется особенностям формирования выборки и анализа данных как количественных, так и качественных исследований. Рассматриваются уровни анализа, основные теоретические подходы и практические приемы качественного анализа данных разных типов. Представлены основные правила подготовки отчета и презентации результатов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии.
  • Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов.
  • Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов.
  • Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Наличие знаний о предмете психологии, развитии представлений о нем, основных научных парадигм; наличие знаний и умений по применению этических принципов психологических исследований
  • Наличие знаний об основных этапах и компонентах научного исследования в психологии
  • Наличие знаний о разных видах психологических источников, их возможностях и ограничениях, условиях их использования
  • Наличие знаний о методе измерения, подходах к измерению разных классов психологических феноменов, понимание проблемы валидности и надежности измерения
  • Наличие знаний об основных этапах и компонентах экспериментального метода
  • Наличие знаний об основных количественных методах психологии
  • Наличие знаний о статистических методах; наличие знаний и умений по применению количественных методов в психологических исследованиях
  • Наличие знаний о сути и применении качественных методах в психологических исследованиях, их возможностях и ограничениях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное исследование в психологии. Этические аспекты психологических исследований.
    Предмет психологии и круг изучаемых ею явлений. Эволюция предмета психологии на протяжении XIX-XX веков: периоды кризисов и интеграции. Психология и «нормальная наука»: проблема критериев научности. Особенности человека как предмета психологии: количество степеней свободы, множественность форм регуляции и сложность их взаимной интеграции (опосредствование, индивидуальная специфичность), развитие, рефлексивность психологического знания. Позитивистская (естественно-научная) и альтернативная (гуманитарная, постнеклассическая) парадигмы психологии: особенности подхода к предмету познания, процессу познания, результатам познания. Примеры исследований, реализующих обе парадигмы. Этические принципы работы с респондентами-людьми и средства их реализации в научных исследованиях: процедуры информированного согласия, дебрифинг, обеспечение конфиденциальности. Этические стандарты в психодиагностике. Этические стандарты научных исследований и научных публикаций и виды их нарушений: плагиат, самоплагиат (двойная публикация), избирательная публикация, фабрикация данных, нарушение чужих авторских прав, сокрытие истинного авторства. Этические стандарты Американской психологической ассоциации.
  • Постановка проблемы исследования.
    Этапы научного исследования в психологии. Постановка проблемы исследования: возможные источники. Виды исследований по проблеме: поисковое и критическое. Место теории в психологическом исследовании. Классификация теорий по уровню обобщённости. Гипотетикодедуктивный метод. Критерии хорошей гипотезы. Виды гипотез по способу их проверки. Формулировка гипотез: проблема языка (соотношение житейских и научных терминов с житейскими и научными понятиями). Разработка методической части исследования: выбор изучаемых феноменов, процедур измерения, условий, выборки, плана исследования, метода анализа данных, процедуры исследования. Виды публикации результатов исследования.
  • Источники психологических данных.
    Понятия переменной, случая/наблюдения (case), латентного конструкта и его операционализации. Виды переменных по отношению к гипотезам. Общее представление об основных методах сбора данных в психологии и их разновидностях: наблюдение, беседа (интервью и фокусгруппы), анкетирование, архивный метод, измерение (объективные измерения, психофизика и психометрика). Выборки. Понятия выборки и генеральной совокупности. Понятие распределения. Общее представление о законе больших чисел. Нормальное распределение как параметрическое распределение: понятия среднего, дисперсии и стандартного отклонения. Свойства теоретического нормального распределения, расчёт вероятности получения индивидуального значения на основе параметров нормального распределения. Связь объёма выборки с точностью выборочных оценок на примере стандартной ошибки среднего. Общие требования к объёму выборок. Репрезентативность выборки и эффект выборки (sampling bias). Стратегии формирования выборок: случайный отбор, стратометрический (стратифицированный отбор), кластерный отбор, смешанные стратегии, методы «снежного кома», удобной выборки (convenience sample), самоотбора. Особенности выборки, основанной на участии добровольцев. Исследования в сети Интернет: возможности и ограничения, проблемы репрезентативности, полезные ресурсы для проведения исследований.
  • Проблемы измерения в психологии.
    Понятие измерения, ошибки измерения, понятие шкалы. Виды и свойства шкал, понятие допустимого преобразования. Общее представление о методах психофизики и психометрики. Метод балльных оценок: виды шкал прямой оценки (графические, числовые, шкалы Ликерта). Особенности психологических измерений. Результат измерения (переменная) как непрерывная или дискретная случайная величина. Виды ошибки измерения: случайная (погрешность измерения) и систематическая (смешение). Общее представление о классической тестовой теории: понятие надёжности измерения, связь надёжности и стандартной ошибки измерения, альфакоэффициент Кронбаха. Методы установления надёжности. Общее представление о неклассической тестовой теории (IRT) и основных моделях. Понятие валидности измерений и виды валидности измерений (по способу установления). Виды систематической ошибки (склонность к согласию, ошибка центрации, ошибка сгущения, случайные ответы, социальная желательность) и способы их контроля. Стандартизация: стандартное нормальное распределение как теоретическое нормальное распределение с параметрами (μ=0; σ=1). Процедура стандартизации, основные виды стандартных шкал в психологии. Понятие и виды тестовых норм. Процедура разработки психометрического инструмента: основные шаги.
  • Планы исследований 1: экспериментальные планы.
    План исследования. Классификация планов эмпирических исследований: экспериментальные, квазиэкспериментальные, неэкспериментальные. Понятие эксперимента. Критерии и стратегия установления каузальности. Виды переменных, примеры типичных независимых и зависимых переменных в психологических экспериментах. Источники побочных переменных и способы их контроля. Виды экспериментов. Понятие идеального эксперимента, внутренней и внешней валидности эксперимента. Классификация угроз валидности исследований (по Д. Кэмпбеллу). Стратегии экспериментального контроля. Классификация экспериментальных планов: кроссиндивидуальные, интраиндивидуальные, смешанные. Основные виды экспериментальных планов по Д. Кэмпбеллу: планы для одной независимой переменной, планы для двух и более независимых переменных (факторные планы). Общее представление о дисперсионном анализе: виды, проверяемые гипотезы, интерпретация графиков средних.
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы.
    Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы (по Д. Кэмпбеллу): виды и угрозы валидности. Понятие корреляционного исследования. Понятие ковариации, корреляции, корреляционный анализ. Коэффициент корреляции Пирсона и непараметрические коэффициенты корреляции. Понятие уровня значимости, размера эффекта. Планы корреляционных исследований: межгрупповые, внутригрупповые. Изучение динамических процессов: методы поперечных срезов, последовательных срезов (лонгитюд), поперечно-последовательных срезов. Особые виды корреляционных исследований. Психогенетическое исследование, понятие коэффициента наследуемости. Кросс-культурное исследование: смещение (bias) и виды эквивалентности измерений и способы их установления, стратегии перевода. Источники артефактов в корреляционных исследованиях: проблемы аггрегации данных и способы борьбы с ними (многоуровневые методы).
  • Анализ количественных данных
    Статистическая достоверность выводов на выборке относительно генеральной совокупности. Описательные статистики: меры разброса и меры центральной тенденции для различных видов шкал, асимметрия и эксцесс. Процедура статистического вывода: понятие статистического критерия, виды гипотез, понятия уровня значимости, ошибок I и II рода. Проблема статистической мощности анализа, её связь с методом проверки гипотез, размером эффекта, объёмом выборки, критерием принятия решений. Критерии классификации математических методов (по задаче, по характеру исходных данных, по наличию проверки гипотез). Понятия зависимых и независимых выборок. Критерии для сравнения теоретического распределения с эмпирическим (биномиальный критерий, хи-квадрат, критерий Колмогорова-Смирнова). Критерии для сравнения двух эмпирических распределений для номинативных (критерий хи-квадрат), порядковых (критерии Манна-Уитни, Уилкоксона, Краскала-Уоллиса) и интервальных шкал (критерий Стьюдента, дисперсионный анализ). Основные допущения (условия применимости) критерия Стьюдента, дисперсионного анализа. Коэффициент корреляции. Регрессионные модели. Множественная регрессия: задача, виды (простая, пошаговая, иерархическая), допущения, проверка гипотез о медиации и модерации. Понятие общей дисперсии переменных, коэффициент детерминации. Эксплораторный факторный анализ: задача, допущения, основные шаги, критерии выделения факторов, интерпретация результатов. Анализ надёжности.
  • Качественные методы сбора и анализа данных.
    Общее представление о дескриптивном феноменологическом анализе, интерпретативном феноменологическом анализе, тематическом анализе (качественном контент-анализе), конверсационном анализе, дискурс-анализе, нарративном анализе и нарративном интервью, обоснованной теории, исследовании действием. Критерии валидности данных, полученных с помощью качественных методов, и процедуры повышения валидности. Сильные и слабые стороны количественных и качественных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    В рамках курса студенты выполняют одно домашнее задание. Если учащийся не представляет домашнее задание, оно оценивается как 0 баллов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    В случае пропуска контрольной работы по уважительной причине студент имеет возможность выполнить ее в другой день, назначаемый по согласованию с преподавателем, до публикации итоговых оценок по курсу.
  • неблокирующий Оценка активности на семинарских и практических занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.18 * Контрольная работа + 0.12 * Оценка активности на семинарских и практических занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., 2012
  • Психологические измерения : теория, методы : учеб. пособие для вузов, Гусев А. Н., Уточкин И. С., 2011
  • Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин В. Н., 2001
  • Экспериментальная психология : учебник для бакалавров, Корнилова Т. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Measurement and evaluation in psychology and education, Thorndike R. M., Thorndike-Christ T., 2014
  • Методы математической обработки в психологии, Сидоренко Е. В., Алексеев А. Б., 2002
  • Экспериментальная психология : практ. курс, Солсо Р. Л., МакЛин М. К., 2003
  • Экспериментальная психология. Практикум : учеб. пособие для вузов, Богданова Т. Г., Гиппенрейтер Ю. Б., 2002