• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психологический практикум: Наблюдение. Беседа.

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психологический практикум: Наблюдение. Беседа» направлена на: • знакомство с основными методами наблюдения в психологии; • получение практических навыков организации и проведения наблюдения; • формирование аналитических навыков соотнесения наблюдаемых особенностей поведения с особенностями психической регуляции; • формирование у студентов основ профессионального опыта проведения специальным образом организованной беседы посредством осуществления ими специально организованной профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать основные подходы к организации наблюдения в зависимости от поставленных целей; • знать основные методы фиксации данных наблюдения при решении различных практических и исследовательских задач; • знать особенности основных видов психологической беседы; • уметь проводить анализ особенностей наблюдаемого поведения; • уметь планировать наблюдение (сбор данных, контроль и учет побочных переменных, построение и проверка гипотез); • уметь планировать, проводить психологическую беседу; • иметь навыки (приобрести опыт) ведения беседы, интерпретации данных полученных в ходе беседы. Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла дисциплин программы «Психология». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Профориентационный семинар «Введение в психологию». Дисциплина «Психологический практикум: Наблюдение. Беседа» является основой для изучения и закрепления знаний по следующим дисциплинам: • Психодиагностика • Психология личности и индивидуальных различий • Социальная психология • Консультирование • Подбор и оценка персонала • Психологический практикум: навыки психолога-консультанта • Курсовая работа и выпускная квалификационная работа. Общие положения оценивания для разделов «Наблюдение» и «Беседа»: Задания промежуточного контроля назначаются студентам в LMS после прохождения на практическом занятии соответствующей темы. Последнее задание назначается студентам в LMS не менее чем за две недели до окончания курса. Задания, выполненные после указанного в LMS срока, не принимаются (0 баллов). Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки. В ходе дисциплины оценивается активность студента на занятии. Итоговая оценка за активность выставляется с учетом нормирования на общее количество занятий. Положения оценивания для раздела «Наблюдение»: В процессе обучения студент выполняет отчеты по результатам самостоятельной работы. Положения оценивания для раздела «Беседа»: В процессе обучения студенты выполняют 5 домашних заданий. Дисциплина не предусматривает блокирующих Элементов контроля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными методами наблюдения в психологии
  • Получение практических навыков организации и проведения наблюдения
  • Формирование аналитических навыков соотнесения наблюдаемых особенностей поведения с особенностями психической регуляции
  • Знакомство с беседой как методом психологии и возможными вариантами применения метода в психологических исследованиях и практике
  • Получение практических навыков организации и проведения психологической беседы
  • Получение навыков интерпретации данных, полученных в ходе беседы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает особенности метода наблюдения. Может самостоятельно оценить ресурсы для его организации
  • Студент может спланировать наблюдение с учетом особенностей объекта и предмета наблюдения.
  • Студент может оценить влияние наблюдателя на субъекта наблюдения. Выделить и описать эффекты возникающего у наблюдателя в процессе наблюдения.
  • Студент может провести сравнительный анализ различных методов наблюдения и выбрать наиболее релевантный для предложенной ситуации.
  • Студент может самостоятельно спланировать все этапы наблюдения.
  • Студент может самостоятельно оценить базовые эмоции по результатам наблюдения.
  • Студент может по результатам наблюдения выявить признаки лжи.
  • Студент может по результатам наблюдения описать основные личностные черты человека.
  • Студент может по результатам наблюдения за работой группы выявить и описать основные групповые закономерности поведения, а также отдельные личностные черты членов группы.
  • Студент может по результатам наблюдения за интервью при приеме на работу оценить основные профессиональные компетенции.
  • Студент знает и может назвать особенности беседы как метода психологии и перечислить отличия от других методов психологии;
  • Студент может объяснить разницу между беседой как методом исследования, методом диагностики и методом психологической помощи;
  • Студент может перечислить необходимые условия для эффективного применения беседы как метода психологии;
  • Студент может дать характеристику вербальному и невербальному общению в процессе психологической беседы.
  • Студент может сформулировать цели и задачи применения метода беседы в исследовании личности;
  • Студент может перечислить возможности и ограничения применения метода беседы;
  • Студент может описать характерные особенности применения метода беседы в условиях психологического консультирования и психотерапии;
  • Студент может перечислить этапы психологической беседы и охарактеризовать их
  • Студент может перечислить особенности применения беседы в условиях долгосрочного консультирования;
  • Студент может назвать особенности очного консультирования, телефонного, дистанционного, консультирования в письмах;
  • Студент может перечислить этапы беседы в кризисном телефонном консультировании и объяснить цели и задачи каждого этапа;
  • Студен может охарактеризовать рефлексию позиции консультанта.
  • Студент может сравнить и соотнести между собой метод беседы и метод интервью;
  • Студент может назвать основные принципы организации исследований качественной методологии;
  • студент может описать различия между отдельными видами интервью (исследовательское, коммерческое, психодиагностическое);
  • студент может назвать и объяснить основные правила составления гайда для интервью.
  • Студент знает: принципы установления и поддержания психологического контакта при письменном анкетировании; принципы составления анкеты и оценки ее качества.
  • Студент умеет: оценивать качество готового инструментария (анкеты) и аргументировать свою позицию; оценивать источники угроз внутренней, внешней и конструктной валидности анкеты;
  • Студент может сформулировать и аргументировать необходимые изменения для улучшения качества анкеты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наблюдение как метод психологического исследования
    Достоинства и ограничения метода наблюдения в сравнении с другими методами сбора эмпирических данных. Непроизвольное и произвольное наблюдение. Трудности на различных этапах наблюдения: планирование, получение эмпирических данных (фиксация), интерпретация данных. Особенности научного наблюдения: целенаправленность, систематичность, планомерность, аналитичность, регистрация результатов, четкий понятийный аппарат. Практическая цель наблюдения. Этика психологического наблюдения.
  • Беседа как метод психологии
    Проблема психологического общения. Диалог и его место в психологических исследованиях. Место беседы среди других методов психологии. Беседа как метод исследования, метод диагностики, метод практической помощи. Особенности организации и ситуация проведения беседы. Типы бесед, вербальное и невербальное общение в процессе беседы.
  • Объект и предмет наблюдения
    Разведение понятий объект и предмет наблюдения. Организация наблюдения в зависимости от особенностей предмета наблюдения. Наблюдение за поведением другого человека как социальная перцепция.
  • Наблюдатель и наблюдаемый в процессе наблюдения
    Наблюдатель и его культура. Влияние наблюдателя на результаты исследования. Наблюдатель и наблюдаемый, их взаимоотношения. Реактивность наблюдаемого. Привыкание наблюдаемого к процессу наблюдения.
  • Общая характеристика видов наблюдения
    По отношению к объекту наблюдения: скрытое, открытое. В зависимости от объекта наблюдения: внешнее, интроспекция. Относительно времени исследования: однократное, периодическое, лонгитюдное. По процессу: сплошное, выборочное. По типу используемых критериев: знаковые системы, системы категорий, рейтинговые шкалы. По характеру регистрации данных: констатирующее, оценивающее. По степени стандартизованности процедур: свободное (поисковое), структурированное (стандартизированное).
  • Этапы наблюдения
    Определение цели наблюдения. Выбор объекта исследования. Уточнение предмета исследования. Составление схемы наблюдения (включая наблюдаемые дескрипторы); Планирование ситуации наблюдения. Подбор способа наблюдения. Установление продолжительности времени наблюдения и числа общего наблюдений. Выбор способов регистрации исследуемого материала. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения. Осуществление предварительного (пробного) наблюдения. Корректировка программы наблюдения. Проведение наблюдения. Обработка и интерпретация полученных данных.
  • Применение метода беседы в долгосрочном консультировании. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании
    Беседа в долгосрочном консультировании: эффекты синхронности и асинхронности, форматы, специфика, возможности и ограничения. Очное консультирование, телефонное, дистанционное, консультирование в письмах. Рефлексия позиции консультанта. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании.
  • Оценка эмоций с использованием метода наблюдения
    Выражение эмоций во внешности и деятельности человека. Проявление физиологических особенностей эмоций. Уровень саморегуляции наблюдаемого и проявления эмоций в деятельности. Индивидуальные особенности выражения эмоций. Точность распознавания эмоций по выражению лица. Кодирование мимических выражений –Facial Action Coding System (FACS), Pictures of Facial Affect (PFA), JACFEE.
  • Метод беседы в социальной психологии
    Письменное анкетирование как вид метода беседы. Установление и поддержание психологического контакта при письменном анкетировании. Принципы составления и оценки качества анкеты; соблюдение внешней, внутренней и конструктной валидности при составлении анкеты. Виды вопросов. Правила формулирования вопросов и вариантов ответа. Навигация в анкете и последствия ее нарушения. Эффекты контекста при анкетировании
  • Применение метода беседы при проведении исследований качественной методологии
    Соотношение метода беседы и метода интервью. Специфика построения исследований в качественной методологии. Основные особенности составления гайда для интервью (структура интервью, ключевые моменты). Особенности проведения интервью для различных задач: исследовательские интервью, коммерческие интервью, психодиагностические интервью.
  • Использование метода наблюдения для определения лжи
    Физиологические особенности эмоций в ситуации лжи. Представления Пола Экмана о внешнем проявлении эмоций в ситуации лжи. Анализ мимических и жестовых дескрипторов лжи. Недостатки и ограничения детекции лжи методом наблюдения.
  • Наблюдение в оценке личностных черт
    Личностная черта как устойчивая особенность поведения субъекта. Факторы проявления личностных черт в поведении при реализации различных видов деятельности. Благоприятные и неблагоприятные условия диагностики личностных черт методом наблюдения.
  • Наблюдение за группой
    Особенности группы как объекта наблюдения. Наблюдение групповой динамики. Дескрипторы наблюдаемых групподинамических процессов. Поведение отдельных участников группы как предмет наблюдения. Акты внутригрупповой коммуникации как предмет наблюдения.
  • Наблюдение в оценке персонала
    Профессионально важные качества. Наблюдение за деятельностью работника как способ оценки профессионально-важных качеств. Симуляция решения профессиональных задач в искусственных (лабораторных условиях). Деловые игры как технология наблюдения поведения субъекта в группе в ситуации решения профессиональных задач. Проектирование деловых игр. Ошибки в проектировании деловых игр. Организация наблюдения в процессе деловой игры. Особенности анализа видеоматериалов деловых игр.
  • Метод беседы в исследовании личности. Этапы психологической беседы.
    Возможности применения метода беседы в психологическом консультировании и психотерапии. Цели и задачи психологического консультирования. Определение и построение эффективной модели консультативного процесса. Особенности психологической беседы в зависимости от направления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Домашнее задание №1 Выполнение аналитического отчета
  • неблокирующий Домашнее задание №2 Проведение одной первичной беседы, ее расшифровка и анализ.
    В соответствии с переходом на дистанционный формат обучения задание может быть выполнено онлайн с соблюдением методических рекомендаций и учетом технических и психологических особенностей дистанционного проведения психологической беседы.
  • неблокирующий Домашнее задание №3 Составление скрипта реплик консультанта телефона доверия.
    Выполнение задания предполагает составление набора из нескольких вариантов альтернативных формулировок для каждого из блоков беседы.
  • неблокирующий Домашнее задание №4 Составление гайда для интервью.
    Задание выполняется в группах. Тема гайда определяется для каждой группы на занятии.
  • неблокирующий Домашнее задание №5 Применение метода беседы в социальной психологии.
    Студенты 1) дорабатывают исходную анкету (предложенную преподавателем) исходя из знаний, полученных на занятиях; 2) проводят беседу (когнитивное интервью) с респондентом, с целью анализа качества анкеты и разработки предложений по модификации анкеты на основании проведенного интервью.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    оценка по Дисциплине: О = 0,5*Онаблюдение + 0,5*Обеседа Онаблюдение = ((К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7+К8+К9+К10)*0.5+(((Оактивность/(общее количество занятий*2))*10)*0.5) Обеседа = (0,2*Одз1 + 0,3*Одз2 + 0,1*Одз3 + 0,*2Одз4 + 0,2*Одз5)*0,6 + ((Оактивность/(общее количество занятий*2))*10)*0,4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
  • Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006022-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357385

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bedoya-Echeverry, S., Belalcázar-Ramírez, H., Loaiza-Correa, H., Nope-Rodríguez, S. E., Pinedo-Jaramillo, C. R., & Restrepo-Girón, A. D. (2017). Detection of lies by facial thermal imagery analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E2C8598
  • Carol Joyce Blumberg. (2018). Observation & Experiment: An Introduction to Causal Inference Paul R. Rosenbaum Harvard University Press, 2017, 374 pages, £25.95, hardcover ISBN: 978†0†674†97557†6. International Statistical Review, (1), 165. https://doi.org/10.1111/insr.12259
  • Craig, D. P. A., & Abramson, C. I. (2018). Ordinal pattern analysis in comparative psychology - A flexible alternative to null hypothesis significance testing using an observation oriented modeling paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt08w0c08s
  • Deng, S., Lin, Y., Liu, Y., Chen, X., & Li, H. (2017). How Do Personality Traits Shape Information-Sharing Behaviour in Social Media? Exploring the Mediating Effect of Generalized Trust. Information Research: An International Electronic Journal, 22(3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1156382
  • DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
  • Differential Psychology. (2000). Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.3627a4d9.478b.47da.ad5a.071bf5fbc8d6
  • Joosten, A. M. (2016). Observations. NAMTA Journal, 41(3), 199–213. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1125303
  • Konar, A., & Chakraborty, A. (2014). Emotion Recognition : A Pattern Analysis Approach. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926291
  • Levine, T. R., Blair, J. P., & Carpenter, C. J. (2018). A critical look at meta‐analytic evidence for the cognitive approach to lie detection: A re‐examination of Vrij, Fisher, and Blank (2017). Legal & Criminological Psychology, 23(1), 7–19. https://doi.org/10.1111/lcrp.12115
  • Martina Vicianova. (2015). Historical Techniques of Lie Detection. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1A1771D5
  • Montessori, M. (2016). Observation and Development: From Dr. Montessori’s 1946 London Training Course. NAMTA Journal, 41(3), 413–419. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1125402
  • Moran, J. (2008). Mass-Observation, Market Research, and the Birth of the Focus Group, 1937-1997. Journal of British Studies, 47(4), 827–851. https://doi.org/10.1086/590170
  • Özdemir, G., & Dalkiran, E. (2017). Identification of the Predictive Power of Five Factor Personality Traits for Individual Instrument Performance Anxiety. Journal of Education and Training Studies, 5(9), 109–114. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1151680
  • Passive Lie Detection: The Effect of Open and Closed Body Postures on Accuracy. (2017). https://doi.org/10.5281/zenodo.3401313
  • Pennington, D. C., Hill, P., & Gillen, K. (2016). Social Psychology. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1165369
  • Rosenbaum, P. R. (2017). Observation and Experiment. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1561257
  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
  • Summers, R. W. (2017). Social Psychology: How Other People Influence Our Thoughts and Actions [2 Volumes]. Santa Barbara, California: Greenwood. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1414547
  • Tim eMarsh, & Simon eBoag. (2013). Evolutionary and Differential Psychology: Conceptual Conflicts and the Path to Integration. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00655/full
  • Vrij, A., Leal, S., Jupe, L., & Harvey, A. (2018). Within‐subjects verbal lie detection measures: A comparison between total detail and proportion of complications. Legal & Criminological Psychology, 23(2), 265–279. https://doi.org/10.1111/lcrp.12126
  • William Revelle, David M. Condon, & Joshua Wilt. (2010). Methodological Advances in Differential Psychology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B88F3B8