Магистратура
2019/2020
Системный подход к изменениям в образовательной среде
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Цифровая трансформация образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Медведева Прапион Мнацагановна
Прогр. обучения:
Цифровая трансформация образования
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Программа учебной дисциплины "Системный подход к изменениям в образовательной среде" нацелена на формирование у учащихся понятия о моделировании в ходе проектов цифровой трансформации, развитие навыков системного мышления, а также на развитие исследовательского интереса в сфере онтологики.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у учащихся понятия о моделировании в ходе проектов цифровой трансформации.
- Освоение базовой трансдисциплины для поддержки системного мышления (онтологика).
Планируемые результаты обучения
- Понимает различия стратегии и стратегирования
- Способен подготовить и обосновать личную стратегию образования
- Способен формулировать корректные вопросы при формализации реальности.
- Владеет основными понятиями, связанными с онтологиями и прагматическим подходом
- Способен предложить модель в рамках проекта цифровизации
- Сформировано понимание явления схематизации
- Ознакомлен с приёмами схематизации
- Способен подготовить текст на основе схемы
- Понимает особенности баейсианства и прагматизма, научного мышления
- Знаком с основными ошибками причинного вывода и способами их преодоления
- Понимает многофокусность внимания, способен удерживать/экономить внимание.
- Способен коммуницировать в команде
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Личное стратегированиеВремя перемен перемен: Подрывы и прорывы в технологиях. Что неожиданно с AI. Стратегия и стратегирование. Миф целеполагания и открытость (open-endedness).
- Тема 2. Трансдисциплины личного развитияВажнейшие требования к мышлению. Абстрагирование: дисциплины как чеклисты. Знакомство со сферами деятельности. Мировоззрение: методологические дисциплины. Изменения в мировоззрении. Рациональность и спектр формальности мышления. Просвещение – 2020. Ролевое мастерство: когнитивистские дисциплины. Ремесленный против инженерного подхода к развитию личности. Осознанность: актёрское/стейкхолдерское мастерство. Фундаментальное образование: когнитивистские дисциплины.
- Тема 3. Спектр мышления, онтологии: прагматический подходПрагматизм: нет различия в следствиях — нет различия в идеях; содержание идеи или понятия в тех практических действиях, которые из этого следуют; критерий истины — полезность; иногда нет полной информации и приходится верить в то, что предположение сделано верное; потом действовать исходя из этой веры. Семантика и прагматика: объяснение и предсказание; все контекстно зависимо, слова это просто знаки, которые каким-то образом отсылают или не отсылают нас к кусочкам реальности; главное, что мы принимаем во внимание — это действие. И оно должно быть целеориентированно. Целеориентированность в действии никогда нельзя терять из виду, хотя конечно все время все пытаются отвлечься на то, «как на самом деле». Спектр мышления от интуитивного до формального: обучение и написание мануалов; инструменты той и другой части спектра; онтологии той и другой части спектра. Построение онтологий: онтология, онтика, домен, онтологическое описание; индивиды, классы, классификаторы; онтологии разных уровней; теория теорий: концепты как теории, прототипы и объекты, объекты и отношения; классификация, специализация, композиция; иерархии по отношениям. Холархии. 4D и ментальное пространство, топомереология; метафора карты и территории; размытые понятия и абстрактные понятия; абстрагирование и моделирование (начало); выделение объекта из фона. Вьюпоинт. Стейкхолдеры. Основы стейкхолдерскоей осознанности.
- Тема 4. Что такое модель и что с ней делать. Язык и моделированиеМоделирование. Модель и онтика. Моделирование в классах. Переносим закономерности из проекта в проект (накопление знания). Текст — основной тип модели. Восстанавливать модель из текста — ключевой навык. Модель = схема/схемоид+интерпретатор; Какие модели для чего нужны и полезны? Способы получить модели — от других, из себя, из мира. Экзокортекс. Простые и компактные модели. Найти и не терять интересный вам уровень абстракции. Знание принципов и опыт. Вероятностная природа знания. Как мы мержим модели — через 4D?
- Тема 5. Приемы схематизацииСхематизация. Приемы вычленения структуры текста: сематические, задавание вопросов, герменевтика.
- Тема 6. Приемы составления описаний на основе схемИз схемы в текст. Стейкхолдерский интерес и что с ним делать, языки описания для разных стейкхолдеров. Написание текстов в мире нужного стейкхолдера.
- Тема 7. Байесианство и прагматизмБайес. Гипотезы и обновление убеждений; мышление по байесу, байесианская онтология; байес, шансовая форма; когда мы обновляем модель? Откуда брать априорную вероятность? Как выглядит свидетельство? Что с этим делать? Разбор типичных ошибок. Игнорирование априорной вероятности. Игнорирование контрфактических суждений. Контрфактические суждения: научное мышление; вывод и прикидки; вычисления Ферми, как измерить все, что угодно; черный и прозрачный ящик.
- Тема 8. Понятие причинности и причинный выводПричинный вывод; Построение графов причинности, типичные ошибки и способы с ними бороться.
- Тема 9. Настройка коммуникаций в команде, стейкхолдеры и их интересыОпределение стейкхолдера и слияние онтик. Определение себя как стейкхолдера. Личность, актер, стейкхолдер. Многофокусность внимания. Владение собой и концентрация (экономия внимания).
- Тема 10. Настройка коммуникаций в команде: приемы и техникиКонфликты, способы совладания (М. Розенберг); целеориентированность в общении (Г. Грайс), «уличная эпистемология».
Элементы контроля
- Домашнее задание
- Презентация
- Работа в группе
- Презентация личной стратегии образования в условиях цифровой трансформации цивилизации
- Отчётная работа по моделированию в цифровой трансформации образования
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)Оитог.= 0,6*Онакопл + 0,4*Оэкз, где Онакопл= 0.2*Презентация1 + 0.3* Дз1 + 0.3*Дз2 + 0.3*Дз3 + 0.2*РешЗадач1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Pearl, J., Glymour, M., & Jewell, N. P. (2016). Causal Inference in Statistics : A Primer. Chichester, West Sussex, UK: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1161971
- Бехтерев В. М. - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И РОЛЬ ВНУШЕНИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 285с. - ISBN: 978-5-534-05976-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-lichnosti-i-rol-vnusheniya-izbrannye-raboty-410803
- Гупал В. М. Методы распознавания сложных систем. Байесовская процедура - оптимальная процедура распознавания / В. М. Гупал. - М.: Компания Спутник+, 2005. - 78 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/358812
Рекомендуемая дополнительная литература
- Леонов Н. И. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ: ОБЩАЯ И ПРИКЛАДНАЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-534-09672-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-obschaya-i-prikladnaya-428322
- Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи: Монография / Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф.; Под ред. Неживой Е.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 142 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) ISBN 978-5-16-010513-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492319