• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в Digital Humanities

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Digital Humanities – быстроразвивающееся направление, объединяющее применение информационных технологий и математических методов в различных гуманитарных науках. Это направление отображает цифровой поворот и запросы науки, образования и общества в современных условиях. Знание подходов и методов Digital Humanities важно с точки зрения понимания современных возможностей обработки и визуализации данных гуманитарных наук и историко-культурных источников, создания цифровых исторических ресурсов, виртуальных музеев и электронных каталогов. Дисциплина «Введение в Digital Humanities» посвящена рассмотрению существующих концепций Digital Humanities, подходов к определению предмета и методов цифровой гуманитаристики, теоретических и методологических основ использования информационных технологий в истории и других гуманитарных науках, рассмотрению соотношения методов исторической информатики, цифровой истории, цифровой гуманитаристики и традиционных описательных методов исторических исследований; обзору уже существующих направлений и проектов в данной области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с методологическими подходами Digital Humanities, формирование знаний о предмете цифровой гуманитаристики, ее развитии, связи с другими междисциплинарными направлениями
  • формирование знаний, умений и навыков по отдельным направлениям цифровой гуманитаристики, освоение практических навыков работы с цифровыми инструментами и сервисами в гуманитарной сфере
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Выбирает и оценивает программные средства для решения конкретных учебных задач.
  • Знает основные исследовательские инфраструктуры в области Digital Humanities.
  • Использует для решения задач профессиональной сферы цифровые инструменты и методы Data Science.
  • Использует программные средства и инструменты для работы с исторической информацией, знает основные проекты в области digital humanities.
  • Читает и критически анализирует профессиональную литературу, знает ключевые термины и определения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Digital Humanities: предмет, направления, понятийный аппарат, история.
    Тема 1. Что такое цифровые гуманитарные науки? Вводная лекция по цифровым гуманитарным наукам. Меж-, над-, полидисциплинарность, взаимодействие и взаимовлияние гуманитарного и ИТ, области знания, которые объединяются Digital Humanities. История Digital Humanities, этапы, формирование термина, другие термины, используемые для обозначения направления. Роберто Буза и его INDEX THOMISTICUS. Определение Digital Humanities и сложности, связанные с определением. Направления внутри Digital Humanities. Анализ vs. визуализация и создание ресурсов. Специализированные издания и конференции. Профессиональные международные и национальные ассоциации. Учреждение DH Russia. Центры Digital Humanities в России и мире.
  • Раздел 2. Обзор основных программных средств, инструментов и сервисов.
    Тема 2. Моделирование, информационные системы, базы данных. Разработка электронных архивов, каталогов, баз данных. Информационное моделирование. Виды моделей, виды связей. Реляционная, иерархическая, сетевая модель. Информационные системы в гуманитарных областях. Примеры. Тема 3. Электронные тексты и компьютерная лингвистика. Электронный текст: от набора символов к моделированию смысла. Кодирование и разметка текстов. XML – TEI. Корпусная лингвистика. Виды корпусов. Разметка корпусов. Поиск информации в корпусе. Исследование языка с помощью лингвистического корпуса. Национальные корпуса. Text Mining и его направления. Машинный перевод, информационный поиск, реферирование текстов, кластеризация текстов, анализ тем, анализ настроения (Sentiment Analysis), определение авторства, проверка орфографии, стилометрия. Анализ социальных сетей. Тема 4. Таймланы. Визуализация хронологии событий Визуализация хронологических данных. Таймлайны. Сервисы создания таймлайнов. Встраивание. Работа над проектом. Тема 5. Карты. Пространственный анализ и визуализация. Пространственный анализ и пространственная визуализация. От текста к карте. GIS. Геоинформационные системы в гуманитарных науках. Знакомство с сервисами. CARTO. Google Maps. Совмещение старых и современных карт. Тема 6. Сетевое моделирование гуманитарной информации Возможности и примеры сетевого анализа и сетевой визуализации в истории, лингвистике и других гуманитарных областях. Элементы теории графов. Программа Gephi.
  • Раздел 3. Инфраструктуры Digital Humanities. Менеджмент данных и проектов в Digital Humanities.
    Тема 8. Инфраструктуры Digital Humanities. Термин «исследовательские инфраструктуры» («research infrastructures»). Объекты, оборудование, данные и сервисы, которые могут использоваться научным сообществом для проведения исследований и объединения ресурсов. CLARIN, DARIAH-EU, Европейский исследовательский инфраструктурный консорциум (ERIC). Хранение, обработка и повторное использование ресурсов в гуманитарных и социальных науках, стандарты и процедуры долговременного архивирования данных. Тема 9. Менеджмент данных и проектов в Digital Humanities. Форматы и структуры данных, метаданные, документирование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Лабораторная работа «Анализ текста» (неблокирующий)
  • Лабораторная работа «Таймлайны» (неблокирующий)
  • Самостоятельная работа (неблокирующий)
  • Проект (неблокирующий)
  • Лабораторная работа «Карты» (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Лабораторная работа «Анализ текста» + 0.2 * Лабораторная работа «Карты» + 0.2 * Лабораторная работа «Таймлайны» + 0.2 * Проект + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Базовые и прикладные информационные технологии: Учебник / Гвоздева В. А. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0572-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/504788
  • Методы и алгоритмы обработки данных : учеб. пособие / А.А. Григорьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/22119. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/545998
  • Структуры и алгоритмы обработки данных: Учебное пособие / Колдаев В.Д. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01264-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418290
  • Цифровые методы обработки информации/БорисоваИ.В. - Новосиб.: НГТУ, 2014. - 139 с.: ISBN 978-5-7782-2448-3